Стараюсь не высказываться на тему современной скульптуры, хотя скульптурная пластика прошлых веков входит в круг моих интересов. Сегодня решила сделать исключение из правил. Прочитала в СМИ о
памятнике неваляшкам в городе Котовске близ Тамбова. Он, действительно, получился весьма нелепым.
Как известно, не все малые скульптурные формы можно увеличивать до монументальных размеров. В данном случае мы видим образец, когда автор этого явно не знал, поэтому результат его творчества явил пример идеального китча. Если жителей Котовска в своем новом памятнике что-то настораживает, значит, у них есть художественное чувство. И это не может не радовать!
Задумалась: каким можно было бы сделать памятник неваляшкам? Сразу напрашиваются два варианта. Первый, классический, - фигура котовчанки-работницы с неваляшками в руках, поставленная на высокий постамент. Второй вариант, "супер-монументальный", - большая неваляшка, установленная почти на уровне земли, чтобы по ней могла лазать малышня (именно те, для кого эти неваляшки в Котовске и выпускают). К игрушке нельзя относиться так серьезно, как сделал это автор памятника - "раздул" неваляшек до больших размеров и установил на высокие постаменты-колонны. Получилось так: ни себе, ни детям.
Оказывается, исполняла в материале сей монумент орловская реставрационная организация. Поэтому не беда, что в нем проявились дефекты. Что-что, а реставрировать - это профессиональное дело данной "фирмы".
Интересно, ведь кто-то в Котовске выбирал и утверждал эскиз памятника-символа города? Правда, мнится мне, что это были, как ныне водится, одни лишь всезнающие чиновники…