Статья о Трегуляе в "АиФ-Тамбов"

Oct 05, 2013 11:23

Продолжаю сотрудничать с газетой "АиФ-Тамбов". Ранее помещала в ЖЖ ряд материалов, касающихся истории Трегуляева монастыря ( 1, 2, 3, 4, 5, 6), который был основан в 1688 году святителем Питиримом Тамбовским. На прошедшей неделе они были опубликованы.






Трегуляевскому монастырю 325 лет

В городе Тамбове и Тамбовской области есть здания, сооружения и целые комплексы построек, обладающие историко-культурной ценностью, но не стоящие на государственной охране как объекты наследия. Среди них - Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, история которого уходит своими корнями в период становления города-крепости Тамбова и связана с известнейшими именами. Статус памятника истории и культуры не только помог бы сохранить старинные здания монашеской обители, но и открыл бы новые возможности для её возрождения, привлекая сюда больше паломников, что, в свою очередь, способствовало бы развитию туризма и популяризации культурного наследия Тамбовского края. Тем более что среди монастырских зданий сохраняются строения конца XVIII века, количество которых на Тамбовщине исчисляется единицами.

Название монастыря
Трегуляевский  Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, расположенный близ Тамбова, в Ценском лесу, был заложен ровно 325 лет назад - 15 сентября (по старому стилю) 1688 года святителем Питиримом. Точная дата его основания указана в Тамбовской летописи, в которой говорится говорится: «Он [Питирим], во-первых, по прибытии, в 1688 году сентября 15 устроил общежительную Трегуляевскую обитель, которую содержал своею келейною козною».

Место, где расположился монастырь, издавна привлекали к себе людей не только своей красотой, но и природным богатством, экономической выгодой. В 1623 году частью земель здесь владела мать царя Михаила Фёдоровича - Марфа Романова. В документах того времени с описанием местности упоминаются реки Цна, Тургуля, Ляда, Сада. По названию речки с мордовским именем Тургуля (Тургуляй), впоследствии видоизмененном - Трегуляй, произошло название места и монастыря.

Экономическая основа
Для устройства монастыря были экономические основания. По ходатайству епископа Питирима, второго по времени управляющего Тамбовской епархии (учреждена  в 1682 году), к Тамбовской кафедре царскими указами были приписаны, «для всякой домовой нужды и пропитания», Чернеев монастырь, Вышенская и Проломская пустыни Шацкого уезда, находившиеся на территории Рязанской митрополии. Вскоре по вотчинам данных монастырей  стали возникать спорные дела, поэтому святитель Питирим старался приобрести земли в тамбовской округе, чтобы перевести сюда крестьян. Вновь основанный Трегуляевский монастырь, расположившийся в 10 километрах от Тамбова, вместе с землями, должен был стать своего рода экономической основой епархии.

Начальная история
Первые постройки Трегуляевской обители были деревянными. Среди них был и первый Предтеченский храм, освящённый в 1691 году. Эти здания погибли во время пожара 1717 года, после чего началось новое строительство - сначала из дерева, потом из камня.
Первая каменная Введенская церковь стала действовать в 1753 году, однако основные кирпичные здания появились немного позднее - стараниями иеромонаха Мисаила,  бывшего преподавателя Тамбовской духовной семинарии, а с 1789 года ставшего строителем монастыря.

Каменные сооружения смогли появиться в монастырской обители благодаря тому, что в Тамбове стал действовать кирпичный завод, возведённый под руководством главы Тамбовского наместничества Гаврилы Державина. Дело в том, что в связи с начавшейся в 1787 году войной с Турцией планируемое каменное строительство в Тамбове было отменено, а кирпича после открытия завода стало в избытке. Епископ Феофил (Раев), при котором были построены основные церковные здания в губернском городе, писал в 1791 году о дешевизне кирпича, когда собирался строить Богородичную церковь Казанского монастыря: «…материалы же деревянные в Тамбове почти дороже каменных».

Основные постройки
В 1791-1795-х годах в Трегуляе были построены два симметричных флигеля - трапезная и братский корпус, ограничивавшие монастырь с севера и юга, хозяйственные строения конного двора и монастырская ограда. При трапезном флигеле тогда действовала тёплая церковь во имя Иоанна Предтечи, которая, после того как в 1808 году достроили и осветили отдельный пятиглавый Предтеченский храм и колокольню, была переделана и освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда же, в 1810 году, к ней был пристроен придел Спаса Нерукотворного.

Храм Трегуляевского монастыря, посвящённый Рождеству Иоанна Предтечи, был уникален тем, что явился одним из первых четырёхстолпных соборных храмов, строительство которых прекратилось с Петровского времени. Любопытно, что возведение четырёхстолпных крестовокупольных храмовых зданий, распространённых в XVII веке, активно возрождалось в конце XVIII столетии в Тамбовской губернии. Именно такими храмами являлись Успенская церковь в Саровской пустыни, Казанская в Тамбове и Предтеченская в Трегуляевском монастыре.

В 1822 году справа при входе в монастырь было построено небольшое двухэтажное здание, второй этаж которого занимал  настоятель, а на первом располагались кельи.

К концу XIX века вокруг обители появилось много хозяйственных построек, а недалеко, в лесу, - часовни, над крестом и источником. Экономическое состояние монастыря позволило в 1895 году начать строительство отдельного Спасского храма, завершённого уже в новом столетии.

Современность
В советский период монастырь был закрыт (на его территории располагалась воинская часть), а  храмы утрачены. Однако всё ещё сохраняются кирпичные здания XVIII века - трапезная с обезглавленной Введенской церковью, братский корпус, хозяйственное строение. От двухэтажного дома настоятеля, превращённого одно время в котельную, остался лишь первый этаж, да и то в полуразрушенном виде.
Сегодня жизнь  обители возрождается: здесь опять поселились монахи, ведётся строительство и развивается подсобное хозяйство. Монастырь становится привлекательным местом, куда потянулись люди - паломники, приезжающие поклониться святыням, а также любители истории и природы.

Марина Климкова.

В тему:

В грамоте царя Петра Алексеевича от 21 октября 1698 года, присланной в Тамбов, упоминается дата основания монастыря: «…в нынешнем г[оду] сентября в 30 день били челом нам, великому государю, Танбовского уезду Трегуляйской пустыни игумен Варлаам с братиею: в прошлом, де, во 196 [1688] году начала та пустыня строиться в Ценском лесу, в… бортном ухожье Вижановском, и для того монастырского строения взяли они из оброку того бортного ухожья под монастырское строение и под всякое угодье у земцов Тонбовского ж уезду села Бойкина у Гришки Мартынова с товарищи…»
В документах конца XVIII века говорится, что в Трегуляевский монастырь посылали священников на учёбу: «Козловской округи села Глазка Рождественского священника Вукола Самойлова, оказавшегося малограмотным, отослать в оной Трегуляев монастырь для научения его, как в священнослужении, так и в исправном чтении, на год…»

В монастырь в тот период ссылали и провинившихся церковнослужителей на исправительные работы - за нарушения церковных законов, причинение ущерба храмам, неправильное заполнение метрических книг, а также «для укрощения хмелевой страсти».
С монастырём связан один из первых церковных документов Тамбовской епархии, касающихся сохранения наследия. В 1797 году при обновлении иконостаса Введенской церкви епископ Феофил распорядился: «Образа же ветхие цело хранить в пристойном месте, а на те места другие поставить».

Кстати:

В разное время монастырём руководили разные люди - настоятели, игумены, архимандриты. Был среди них и архимандрит Иннокентий (Соколов), родом из Калужской губернии, возглавлявший обитель в 1834-1856 годах. До своего пострижения в монашество он преподавал русскую словесность или, может быть, поэзию в Калужской духовной семинарии. В то время семинаристы должны были учиться выразительно излагать мысли, составлять речи, в том числе в стихотворной форме, отстаивать свои взгляды на публичных диспутах.

Архимандрит Иннокентий обладал поэтическим даром. Он не только увлекался поэзией, но и сам сочинял стихи. Среди документов тамбовского архива сохранились целые оды, написанные им.

Настоятель монастыря игумен Пимен (Семилетов) рассказывает:

Попечением митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь стал православным центром духовной культуры. Возрождается монашеская жизнь: ежедневно совершается монашеское молитвенное правило, проводятся богослужения.
Воинской частью монастырю были переданы все архитектурные постройки, однако земля, на которой они располагаются, пока нам не принадлежит. Здесь возведён новый храм во имя Второго обретения мощей святителя Питирима и часовня над святым источником, ведётся строительство нового Предтеченского храма на фундаменте прежнего. Развивается подсобное хозяйство.

В монастырь, к святому источнику, постоянно тянутся люди - и местные жители, и из Тамбова, а также других населённых пунктов.
В субботу, 28 сентября, в день рождения Трегуляевского монастыря, будет совершена праздничная Литургия, молебен и крестный ход.

АиФ-Тамбов, Трегуляев монастырь, свт. Питирим, грант

Previous post Next post
Up