Nov 21, 2009 14:05
Моя подруга Л. вот уже 6 лет живёт в Германии. Пару лет назад ей повезло: она присаматривала работу (по специальности она преподаватель по классу флейты), и как раз открылась вакансия в соседнем маленьком городке. Л. уже немного знали местные музыканты по участию в благотворительных концертах, так что работу предложили ей.
Пришла в школу на концерт учеников, впечатления получила сильные. «Если б кто-то из моих учеников так сыграл в нашей школе, меня бы тут же уволили за профнепригодность». Все до одного играют фальшиво, ритм - абы какой, техника отсутсвует, серпом по яйцам. Родители в восторге от того, что чадо вышло на сцену и дёргает струны или дует в какую-нибудь дудку, преподаватели светятся от сознания исполненнго долга, дети обласканы и горды своими достижениями.
Засомневалась, стоит ли идти в эту школу работать, но работа по специальности на автобане не валяется. Пошла.
… Занятия не индивидуальные, как в наших музыкалках, а групповые. Занимаются одновременно 3-4 ребёнка. Выполняют общую инструкцию. Л. просит спокойным доброжелательным тоном одного из учеников ещё раз проиграть какую-то музыкальную фразу отдельно от товарищей - у ребёнка начинают дрожать губы и глаза наполняются слезами.
…Ученику не даётся ритм мелодии. Л. просит отстучать или пропеть её. Полный игнор. Пытается и так и сяк и эдак убедить мальчика пропеть. Молчание, недобрый взгляд из-под насупленных бровей.
…Девочка отказывается учить нотную грамоту. Она пытается воспроизводить мелодию на слух, у неё неплохо получается, но Л. объясняет, что над серьёзным произведением так работать невозможно, да и вообще, коль уж учишься в музыкальной школе, ноты освоить было бы неплохо… Мама девочки переводит её в другой класс, к преподавательнице, которая не настаивает на чтении с листа.
…Три девочки 12 - 13 лет увлечённо беседуют между собой, несмотря на то, что урок начался. Л. просит их оставить разговоры и приступить к занятиям. Одна из девочек требует немедленно вызвать в класс директора школы. Директор спускается в класс, извиняется перед девочками за то, что фрау Л. была с ними неделикатной, «но пострайтесь всё-таки простить фрау Л., ведь она из лучших побуждений! Она хочет вас чему-то научить.»
Недели через две работы, директор вызывает Л. и объясняет, что:
- попросить ученика на занятии что-то проделать индивидуально - значит показать всем, что у него получилось хуже, унизить его, что делать недопустимо;
- просить ребёнка пропеть или простучать мелодию неделикатно;
- делать замечания девочкам пубертатного периода - это фашизм, варварство и средневековая инквизиция, с ними нужно обращаться, как с вазами тончайшего фарфора и никак иначе;
- заставлять ученика учить ноты, если он не хочет, - это насилие над личностью; родители приводят сюда детей не для того, чтобы мы их грузили, а чтоб развивали у них любовь к прекрасному.
К прекрасному?