Mar 11, 2008 13:54
В конце славных 70-х, в один прекрасный летний солнечный день (хотя там летом и ночи солнечные) вылетели мы на нашем стареньком, но надёжном труженике, вертолёте МИ-4, на обычное задание - отвезти продукты на полевую партию, забрать образцы пород, забросить рацию оленеводам, ну и так, по-мелочи. Это вам не съёмка в горах, с посадками на пиках и склонах и петляния по ущельям! В общем, прогулочный полёт в равнинной местности в устье Чаунской губы, называемой "Птичья тундра" -район особого микроклимата, облюбованый всякой живностью. На обратном пути захватили смену - пять здоровенных геологов и вперёд домой, только надо "присесть" на дозаправку в Усть-Чауне(посёлок на юге названной губы). Пока заправлялись, приходит местный фельдшер и говорит:
-Надо забрать двух беременных(чукчанок) в роддом на сохранение.
-Раз надо, заберём!
-Правда, они упираются, привыкли рожать в естественных условиях, да и лететь боятся.
Авторитетно уговорили, что лететь безопаснее, чем на оленях ездить. Тут весёлые геологи присоединились - «Да мы всю жизнь летаем, и ничего, живы пока гы-гы-гы!»
Усадили мамзелей, запустились, и вперёд - на базу. Набрали 300 метров, легли на курс, погода прекрасная, солнышко светит, красота!
Расслабились, занялись "бухгалтерией", а там и проходим уже мыс Млелин - точка четвёртого разворота для больших лайнеров, впереди небольшая сопочка и за ней в 15 км полоса...
Сначала появился запах. Ну, запах горящего масла ни с чем не спутаешь! Потом в кабину попёр сизый дым.
Так! Спокойно! Обороты - температура - давление масла. Всё в норме.
Ага! Значит, выбивает масло из откачивающей магистрали и на выпускной коллектор. Температура коллектора в той части градусов 180, масло воспламеняется при 220 - значит пожара быть не должно. Смотрим в блистер - пламени вроде нет, но дымит, как из паровоза.
Прыгаю вниз. В салоне видимость полметра и дышится как-то не очень... Опять наверх, сдвигаем немного боковые двери. Засифонило прилично, но "видимость" в кабине улучшилась. Опять вниз - жить можно. Показываю - всё нормально.
Прикидываем остаток масла, возможную скорость выбивания - получается минут 10. До полосы 7 минут. Если и не хватит, то чуть-чуть.
-Так, братцы! Скоростной заход. Подойдём повыше, садимся в торце по-самолётному!
7 минут тянулись как 7 дней. Наконец-то полоса! Посадка, пробег…выключаем двигатель, по инерции сруливаем на РД, остановка… всё! Тишина!
Выскакиваю наружу. Так, пожара нет, это хорошо. Только масло хлещет струёй из-под капота. По полю мчится пожарка, бегут техники - шлейф за нами был приличный, издалека увидели. Заглядываю в салон:
-Чего расселись, геолухи? Всем быстро покинуть корабль, сгореть хотите мать-перемать?!
В следующую секунду еле успел отскочить в сторону! Пять здоровенных морд вылетели в дверку ОДНОВРЕМЕННО! Больше их никто не видел (в цирке я теперь не смеюсь). Хотели потом их опросить, как свидетелей, но так и не нашли.
А что же дамы? А дамы сидят так спокойненько, ручки сложили.
Ну помог им выйти, а тут и скорая за ними подкатила. Так как это был их первый полёт, видимо подумали, что так и должно быть каждый раз.
Страшновато, конечно, но ничего, летать можно, однако!
Хотя, на оленях может всё-таки им лучше?
чукотка