Feb 05, 2008 13:53
Публикую на правах рекламы, потому что хочется, некоторые заметки моего Крестного Папы о Чукотке. Работал он там в Чаунском объединенном авиаотряде, много интересного видел и надеюсь, увиденным будет делиться.
Если покажется интересным - буду выкладывать и дальше. Строго не судите, главное - что человек писал от души. А я редактировала как могла
Робинзон Крузо.
На Севере, на вертолётах, основным видом работ была съёмка. Аэровизуальная, гравиметрическая, гамма - спектро -тырбыр- мыр -магнитная и т.д.
В конце 70х весной (солнышко, тепло, всего-то -20) работали мы на гравике в Шмидтовском районе, километров 150 на юг от побережья, в предгорьях Черского хребта.
В этом процессе участвовали, кроме экипажа и два оператора-геофизика (мы их называли геолухи, но они ребята с юмором - на больных не обижались) и, самое важное и ценное - гравиметры. Эдакие хромированные цилиндры, диаметром 20 см и высотой с полметра, начинённые чем-то супер - пупер сверхточным.
Приборы были американьские и геолухи говорили, что наш вертолёт столько не стоит, сколько эти железяки и в случае их повреждения нам предстоит расстрел до смерти.
К слову, замер гравитации производился для расчёта полётов баллистических ракет в сторону производителей этих приборов :) Тссс!
Замеры делались на точках, нанесённых на сверхсекретные карты, у нас таких не было. Точка могла быть на равнине, на сопке или на склоне, в общем где угодно. Зимой замеры производились на льду океана, но об этом в следующий раз.
А теперь собственно сама леденящая душу история.
Начиналось всё как обычно. Заходим на склон одной из сопок, зависаем в метре над ней. Обычно я выпрыгивал и принимал эти чёртовы гравиметры, затем выпрыгивали операторы, я заскакиваю в вертолёт, закрываю дверь, двойное нажатие на кнопку СПУ и уходим на круг. Когда замер закончен, оператор подаёт знак, мы заходим, зависаем, ложусь на пол, опять же принимаю приборы. Заскакивают операторы, закрываем двери, снова двойное нажатие и вперёд на следующую точку.
В этот раз всё было так же. Выпрыгиваю, хрясь - почти по грудь в снегу. Тяну привычно ручонки... но не вижу ни приборов, ни операторов. И вдруг вертолёт отваливает! В стройных рядах недоумение. Ладно, думаю, наверно по-другому зайти решили, несподручно мож?
Ан нет! Аппарат весело рассекая воздух винтами погнал на соседнюю сопку (которая несколько сзади моей).
Через некоторое время вертушка совершенно скрылась за склоном.
Стало тихо. Тихо и отчего-то тоскливо. Вспоминаю с каким курсом заходили, где берег, и сколько по пояс в снегу я буду топать 150 км…
Вспомнился Робинзон Крузо, правда здесь не было пальм и козы, да и Пятниц с Субботами тоже. Пока я "беседовал с родственниками", послышался до боли знакомый звук, роднее и желаннее которого тогда не было на свете. Появился вертолёт, но летел как-то неуверенно и почти не ко мне. Надо сказать, что на склоне полно оголённых камней - чёрные точки. И я один среди этих точек. Вспомнил уроки спасения. Глаз реагирует не на статику, а на движение. Ага, снимаю шубейку и ну мотать ею - чисто несущий винт. О! Заметили мать…вашу!
Разворот, заход, и вот я "дома".
Далее рассказ командира.
На заходах оператор со своей секретной картой торчит в люке, на месте механика. На той точке, где я выпрыгнул, он вдруг понял, что это не та сопка. Давай на соседнюю. ОК, погнали. Когда зависли на точке, кэп смотрит в блистер-дверь открыта, никто не выскакивает.
-Где механик?
-А х.. его знает.
-Мать-перемать вашу, погнали обратно, всем смотреть в оба!
Далее чудесное спасение.
После этого я изменил технологию.
Раздобыл верёвки, сделал крюк и подавал ихние железяки с висения. Больше не выпрыгивал .Сам при этом не забывал привязываться к десантному тросу.
Так, на всякий случай :)
чукотка