Click to view
На следующее утро после прогулки к вершине горы Качканар мы отправились в обратный путь. А наш обратный путь пролегал через село Нижняя Синячиха где расположен уникальный музей-заповедник деревянного зодчества под открытым небом. Разве мы могли проехать мимо? Конечно нет!
Музей-заповедник деревянного зодчества - собрание изб, домов, построек и часовен, которые находятся прямо под открытым небом. В Нижней Синячихе находится около 15 «образцов» - это дворы и крестьянские усадьбы XVII, XVIII и XIX веков, величественные церкви и деревянные часовни, общественные постройки - кузница и пожарная башня, сторожевая башня и острог, ветряная мельница и деревянные колодцы, колокольни, заборы и палисадники. Сами «образцы» - это реальные постройки, которые были перевезены сюда, в Нижнюю Синячиху, со всей Свердловской области (в основном - из ее Алапаевского и близлежащих районов). Постройки, представленные в музее, относятся к XVII, XVIII, XIX и началу ХХ века.(с)
Но перед прогулкой по музейному комплексу мы, конечно, перекусили. Пожалуй такого обеда в моих путешествиях ещё не было. Питались стоя, видимо чтоб больше влезло, а еду доставали из багажников, что осталось от ужина и завтрака. А осталось много - я думала мы есть никогда не закончим.
Первое что меня впечатлило - это конечно Спасо-Преображенский храм! Он очень красивый! Но почему-то давно не крашеный. И сначала даже не верилось, что это музей, а не действующая церковь. С трудом открыв первые(и все последующие) двери первое что мы увидели это макет Крестовоздвиженского храма Кыртомского мужского монастыря и языки колоколов. Как по мне - так они какие-то огромные, интересно, колокола на которых они висели - какого размера были?
В зале после покупки билетов первое что привлекало всеобщее внимание - интерактивный экран. На нём была картинка с панорамным изображением комплекса и можно было нажать на любой объект - тут же высвечивалась информация об этом объекте. Естественно каждый счёл своим долгом подойти и понажимать на экран.
На первом этаже музея-храма была экспозиция посвящённая чему? Правильно! Церкви и церковным принадлежностям. Фрески, иконы, чётки, лампады, кадила, всякие молитословы и другие вещи. Затем мы направились на второй этаж. Там экспозиция представляла собой множество домашней утвари, расписанной уральской народной росписью. Был даже домик-комната весь в половиках, вышивке и росписи.
Далее мы отправились на улицу и первое что нам попалось на пути - постоялый двор XIX века. Он оказался ещё строящимся и недействующим, что впрочем не помешало мне, Андрею и Диме рассмотреть его получше и даже залезть на второй этаж. Где я, по своей глупости и в стремлении снять красивый кадр, залезла на козырёк и едва не свалилась с крыши на стройматериалы. Постоялый двор этот, конечно очень большой и красивый, хочется посмотреть на него, когда он будет готов.
А потом Андрей сказал мне, что там рядом есть конюшня. Ну не могла же я пропустить конюшню? Естественно я отправилась туда. А там так много всяких телег, санок. Видимо они на извозе туристов подрабатывают. А вот коней в конюшне не оказалось, увы… Мы с Андреем пошли дальше, но оказалось уже безнадёжно отстали от основной группы и решили дальше ходить в своём темпе, никого не догонять.
Спасская часовня была закрыта, а в следующем домике - часовне Вознесения была выставка работ одной женщины, которая всю жизнь занималась творческим рукоделием - вышивала ковры, делала игрушки, рисовала картины. Звали её Христина Денисовна Чупракова. Там было очень много экспонатов, настолько много, что я просто была поражена трудолюбием этой женщины. Мне бы терпения не хватило и 10-ой части от всей экспозиции сделать.
Потом мы посетили усадьбу крестьянина, XIX век. Честно говоря, для меня стало небольшим открытием, что в доме были сени и 2 комнаты. В одной комнате стояла печь и жили все домочадцы, а вторая комната была только для гостей, и запиралась, когда их не было. А общая комната была такая маленькая, я даже представить себе не смогла, как в ней семья из 10 человек могла разместиться, с детьми и бабушками-дедушками. А наличники какие красивые в этой усадьбе!
А следующим пунктом в нашей прогулке стала пожарная с дозорной каланчой. Вот тут мы не смогли пройти мимо пожарных шлемов. Это была просто обязанность - померить их на свою голову. Что мы тут же собственно и сделали. Очень удивила бочка для воды - мне она показалась маленькой для тушения пожара. А некоторые пожарные принадлежности как оказалось не сильно изменились с тех пор. Например, багор.
Дальше мы пошли в дом постоянной выставки «Всё остаётся людям». Там встретили наших ребят, но они уже уходили. А мы осмотрели оба зала. В одном было представлено творчество уральских рукодельниц, а во втором предметы быта в СССР XX-го века. Мне второй зал больше понравился. Некоторые многие вещи я узнавала - видела их в детстве у бабушек-дедушек. Хотелось конечно всё потрогать и пощупать, но нельзя. А Андрей хорошим собеседником оказался - рассказывал мне о многом, чего я не знала.
Затем путь привёл нас к действующей, но закрытой кузнице. Полюбоваться на неё мы смогли лишь через дверные решётки. Очень удивил меня якорь перед кузницей. Особенно тем, что это был якорь скорее для морского судна, нежели для речного. Что он тут делал? Здесь и рек-то для судов с таким якорем нет и не было никогда. Может его ковали где-то на Урале, а потом куда-нибудь положили и забыли. А потом нашли, но он уже потерял свою актуальность.
На этом наша экскурсия закончилась. Андрей, правда, предлагал мне ещё сходить к мельнице через речку, но как-то мне стало страшновато идти по речке, я ещё не совсем была уверена в толщине льда и потому не пошла. Мы вернулись к нашим машинам и продолжили путь домой, в Тюмень.
Наверняка будут люди (хотя надеюсь, что нет), которые зададутся вопросом: А почему же я дала ролику и этой записи такое название? Так вот, отвечаю: потому что в музейном комплексе в Нижней Синячихе собраны архитектурные постройки и предметы быта разных эпох. И дошли они к нам сквозь время. И благодаря этим домам и предметам мы тоже можем посмотреть сквозь время на то, как жили наши предки. Мне кажется историю знать также необходимо как математику и русский язык. Ведь это НАША история.