Отмечаем Всемирный день кота! Праздничная выставка котописи "Кот да Винчи"

Mar 01, 2017 11:00



Эльдар Закиров. Из серии "Коты Эрмитажа"

Дорогие друзья и читатели котоальманаха "Коты через века"! Редакция котоальманаха alise84, marinagra, archigenova, dhyul, ekolovrat поздравляет вас с Всемирным днем кота 1 марта и приглашает на выставку шедевров котописи "Кот да Винчи".
Уже в третий раз наш альманах выходит во Всемирный день кота. Напомним, что первый выпуск котоальманаха "Русский кот" увидел свет 1 марта 2015 года, так что сегодня мы отмечаем не только День Кота, но и  день рождения дорогого нашему сердцу проекта. Сердечно поздравляем Вас с  любимым праздником и приглашаем на выставку, которая только на первый взгляд кажется легкомысленной: котарт - значительное явление современного искусства, и мы надеемся убедить вас в этом.



FatCatArt
Сандро КОТтичелли. Весна.

Добро пожаловать на вернисаж! Смотрите, отдыхайте, размышляйте, веселитесь и разгадывайте загадки искусства вместе с котами. На нашей выставке вы узнаете, наконец, почему улыбается Джоконда, и что на самом деле изображено на картине Малевича "Черный квадрат". Котоальманах можно полистать ЗДЕСЬ.

Приглашаем вас в выставочный лекторий.
Как только человек осознал себя существом, отдельным от природы, он начал пристально всматриваться в своих соседей по планете. Рисунки древних людей, египетские статуи животных, Гильгамеш и друг его Энкиду - получеловек-полузверь, кентавры, Минотавр и Ахелой ( бык с человеческим лицом) - всё это попытки понять тех, кто живет рядом с нами. А сколько зооморфных персонажей знает средневековая литература! Один Рейнеке-лис чего стоит! А есть еще и князь Игорь, перекидывающийся в волка, и Всеслав - Чародей Полоцкий - колдун и оборотень.



Луис Уильям Уэйн (1860 -1939). Кошачья школа

Басни Эзопа, Лафонтена, Крылова очеловечивают животных, делают их литературными масками. Литераторы эпохи Просвещения в отличие от своих средневековых предшественников будут искать в животном человеческое.
"Ох! Басни - смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори…" - помним мы с детства.



Сьюзен Герберт. Из "Дневника викторианской кошки"

Романтизм наделил образы животных новыми красками: свободолюбивый орел, трепетная лань...
А символизм, модернизм и постмодернизм вообще все перепутали!

Три женщины - белая, чёрная, алая -
Стоят в моей жизни. Зачем и когда
Вы вторглись в мечту мою? Разве немало я
Любовь восславлял в молодые года?

Сгибается алая хищной пантерою
И смотрит обманчивой чарой зрачков,
Но в силу заклятий, знакомых мне, верую:
За мной побежит на свирельный мой зов.
( В. Брюсов)



Сьюзен Герберт. Сцена из трагедии Шекспира "КОТелло".

Женщина-кошка, женщина-пантера - эти образы становятся расхожими, даже банальными, а желание поместить кошку, самого частого спутника человека в прошедшем столетии, в уже созданный предшественниками художественный мир - очень насущным. Так рождается котарт, и относиться к нему стоит внимательно. При всей забавности и даже смехотворности некоторых сюжетов, за котартом всегда стоит стремление освоиться в культуре, приблизить её и даже заявить на нее свои права. Вспомним, что кошку первую пускают в новый дом...
Наши предки считали кошку проводником между мирами живых и умерших. Здесь же кошка - проводник между массовой культурой и серьезным искусством.



Сьюзен Герберт. Сцена из оперы Бизе "Кармен"

С чего начался котарт? Антропоморфные изображения кошек (равно как и других животных) встречаются в искусстве с очень давних времен: приведем в пример русский лубок и английские иллюстрации к стишкам о тетушке Трот и ее домашних питомцах - кошке и собаке.
И тем не менее, мы уверенно называем основателем котарта английского художника Луиса Уильяма Уэйна (1860 -1939), о котором мы рассказывали в британском  выпуске котоальманаха . В произведениях Уэйна коты - не просто одетые в человеческую одежду забавные животные. Художник наделил котов всей гаммой сложных человеческих чувств. Их движения, жесты, выражение мордочек (которые так и хочется назвать лицами) насколько богаты, разнообразны, точны, характерны, что термин "котолюди" вовсе не кажется преувеличением. Уэйн продемонстрировал, что нет таких эмоций и таких характеров, которые невозможно было бы выразить с помощью котообразов.



Сьюзен Герберт. Кадр из кинофильма Джейн Кэмпион "Пианино"



Обложка альбома  Сьюзен Герберт

Блестящей последовательницей Уэйна стала английская художница Сьюзен Герберт (1945-1914), работы которой мы также представляли в британском выпуске котоальманаха . В серии "Дневник викторианской кошки" Герберт выступает как истинная наследница Уэйна. Но она пошла еще дальше и перенесла котообразы в литературу, театр, кинематограф. Отсюда оставался лишь один шаг до живописи, и Герберт его сделала. Художественный метод Герберт состоит в том, что она переписывает широко известное классическое полотно в своем стиле, заменяя людей котами. При этом произведение остается легко узнаваемым, поскольку художница бережно и почтительно относится к оригиналу - к сюжету, композиции, деталям, цветовой гамме.

ИТАЛЬЯНСКИЙ КОТОРЕНЕССАНС



Сьюзен Герберт.
Леонардо да Винчи. ДжоКОТда

Одной из последовательниц Герберт в Великобритании стала меланхоличная Мелинда Купер. В России озорные
и веселые работы в стиле Сьюзен Герберт  мы находим у Степана Каширина и Александра Маскаева.



Мелинда Купер
Леонардо да Винчи. ДжоКОТда

Россия, наряду с Великобританией, стала в последнее десятилетие мировым центром котарта. Работы двоих самых ярких художников этого направления - Светланы Петровой и Андрея Сикорского -  преобладают на нашей выставке. Вы наверняка видели на просторах интернета выполненные в технике фотошопа (вернее, котошопа) картинки с толстым рыжим котом, который нахально забирается в классические шедевры и по-хозяйски в них устраивается, потеснив царей, героев и красавиц. То "себя в коня преобразив", то разлёгшись томно на ложе Венеры, то взлетев под небеса, то закусывая и попивая чаек или винцо, то обнимая красоток, то танцуя, то гарцуя, беспардонный кот завоевал сотни тысяч сердец! Однако далеко не все, кто смеется над проказами рыжего "котэ" и охотно "постит" его в соцсетях, назовет имя автора этих работ. Такова уж судьба интернет-знаменитостей! Мы восстанавливаем историческую справедливость и сообщаем всем, кто этого не знает, что автор произведений под маркой FatCatArt - художница из Петербурга Светлана Петрова. А ее Мяуза, модель, соавтор и остроумный комментатор произведений FatCatArt - десятикилограммовый!!! рыжий кот по имени Заратустра, истинный Главкот современного искуства.



FatCatArt
Леонардо да Винчи.  Мона Лиза, подлинная версия

Характерный комментарий Заратустры, Кота
"Так говорит Заратустра, Кот: Просто мы здесь были. Попробуйте удержать на коленях 10 кг неизмеримого величия. Впоследствии Леонардо, скрепя сердце, закрасил наш светлый облик, опасаясь, что арт-критики и кураторы выставок сочтут картину с котом несерьезной и не относящейся к искусству.
А улыбка осталась."
Добавим от себя: вот он - истинный Кот да Винчи!!!!!



Сьюзен Герберт.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем



FatCatArt
Леонардо да Винчи. Дама с котом, притворяющимся горностаем

Светлана Петрова фотографирует (котографирует!)  Заратустру в разных позах, а потом вставляет его портреты в картины, придавая знакомым полотнам парадоксальный и иронический смысл. Классическое произведение  превращается, благодаря вмешательству кота, в постмодернистскую шараду, которую неизменно разгадывает мудрый Кот. В своих ремарках "Так говорит Заратустра, Кот" он убедительно доказывает, что именно добавление в картину кота раскрывает подлинный замысел художника.



FatCatArt
Пьеро делла Франческа. Портрет герцога Урбинского Федерико да Монтефельтро  и его кота



Сьюзен Герберт.
Сандро КОТтичелли. Рождение Венеры

Искусство FatCatArt особенно популярно в Великобритании. Заратустра увековечен на обложках The Sun, Independent и Daily Mirror. Знаменитое издательство Penguin Random House выпустило книгу-альбом, где представлено 150 шедевров мировой живописи в интерпретации FatCatArt, в Петербурге и Лондоне с успехом проходят выставки произведений FatCatArt. За рубеж Заратустра не выезжает, а на выставки в родном городе он прибывает в детской коляске и лично берет интервью у Светланы, не подпуская к ней корреспондентов.



FatCatArt.
Сандро КОТтичелли. Рождение Венеры



Сьюзен Герберт.
Микеланджело. Фрески Сикстинской КОТеллы.  Сивилла Кумская.



Сьюзен Герберт.
Микеланджело. Фрески Сикстинской КОТеллы. Сотворение Адама.



FatCatArt
Микеланджело. Фрески Сикстинской КОТеллы. Сотворение Кота

Так говорит Заратустра, Кот:
"Мы ясно видим на фреске, что Кот любезно дает Создателю себя сотворить, как мы, коты,
любезно позволяем человекам о нас заботится."



FatCatArt
Рафаэль. Сикстинская мадонна, фрагмент

СЕВЕРНОЕ КОТОВОЗРОЖДЕНИЕ



Сьюзен Герберт
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини



FatCatArt
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини



FatCatArt
Иероним Босх. Воз кота, или Бремя кошачьей славы

"Так говорит Заратустра, Кот:
"Сегодня Мы представляем подлинную версию шедевра Иеронима Босха - центральную часть триптиха «Воз сена», который оказался… «Возом кота»! Пять веков назад гениальный живописец предсказал судьбу кошачьей интернет-знаменитости в современном мире. Но ему пришлось замаскировать кота стогом сена, иначе, в отсутствии всемирной сети, перегруженной няшными котиками, никто бы не понял глубокого смысла произведения.
Старинная нидерландская пословица, осуждающая алчность, гласит «Мир - это стог сена: каждый хватает сколько сможет». А что нам теперь стог сена, в 21 веке. Мы можем сказать: «Мир - это интернет котик, каждый его постит без указания источника»: Иероним Босх, Воз кота, или Бремя кошачьей славы.
Тогда зрителю, любующемуся на шедевр в своем айфоне, все понятно: знаменитого кота везут на какую-то ярмарку тщеславия, скорее всего, на телевидение, в «Доброе утро на Первом», или даже к Вечернему Урганту. Очевидно, что котик прославился благодаря гигантским размерам: целый воз понадобился для транспортировки звезды. Толпа фанов бежит за ним, пытаясь потискать усатую знаменитость или сделать с ним селфи (именно поэтому они вооружены палками). Кот напуган и возмущен, но, однако, пытается стянуть рыбу у зазевавшегося гражданина: организаторы ярмарки тщеславия совершенно забыли о райдере питания звезды!
Вокруг беснуются игнорамусы, одержимые разноообразными грехами: некоторые торгуют левыми майками и чехлами смартфонов с портретами кота, или без разрешения публикуют его изображения и продают их за немалые деньги другим игнорамусам, иные пишут матерные комменты в социальных сетях, а третьи и вовсе жалуются властям на оскорбление их чувств прекрасного.
На широкой спине страдальца проходит приватная вечеринка. «Боже мой!» - восклицает случайно прошедший фейс-контроль одинокий ангел. Он взывает к изображенному в верхней части картины Иисусу Христу, который только разводит руками, взирая на эту сцену: Он-то прекрасно знает, чем может закончится чрезмерная популярность для невинного существа."



FatCatArt
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня, 1565, диптих, часть 1



FatCatArt
Питер Брейгель Старший, Вавилонская башня, 1565, диптих, часть 2

КОТ И ЗЕРКАЛО



FatCatArt
Тициан КОТеллио.  Венера перед зеркалом, или Венера в мехах, часть первая диптиха «Селфи Венеры»



FatCatArt
Тициан КОТеллио. Венера перед зеркалом, или Венера в мехах, часть вторая диптиха «Селфи Венеры»



Степан Каширин
Диего ВеласКОТс. Венера перед зеркалом



FatCatArt
Диего ВеласКОТс. Венера перед зеркалом



FatCatArt
Диего ВеласКОТс. Мяунины, или Жертва моды

ГОЛЛАНДСКОЕ И ФЛАМАНДСКОЕ  ИСКУССТВО 17 ВЕКА



Сьюзен Герберт
Ян Вермеер Дельфтский. Девушка с жемчужной сережкой



FatCatArt
Ян Вермеер Дельфтский. Девушка с жемчужной сережкой и рыжим котом



Сьюзен Герберт
Ян Вермеер Дельфтский. Молочница



FatCatArt
Ян Вермеер Дельфтский. Молочница и кот

Так говорит Заратустра, Кот:
"Не правда ли, шедевр Вермеера приобрел больший смысл с появлением Кота?"



Сьюзен Герберт
Рембрандт Харменс ван Рейн. Ночной дозор.
(Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока
и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга)



FatCatArt
Рембрандт Харменс ван Рейн. В ночной дозор с котом!
(Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Кота)



Степан Каширин
Рембрандт Харменс ван Рейн. Флора



Степан Каширин
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с Саскией



Сьюзен Герберт
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант

ЖАК-ЛУИ ДАВИД



Сьюзен Герберт
Жак-Луи Давид. Смерть Марата



FatCatArt
Жак-Луи Давид. Смерть Марата или Je suis Charlie

Так говорит Заратустра, Кот:
"Кстати, Жан-Поль Марат, убитый в 1793 году, тоже был радикальным журналистом. Прошло 2 века,
а человеки все там же. Мы, интернет-коты, с вами, Charlie Hebdo!"

РУССКОЕ ИСКУССТВО



Сьюзен Герберт. Сцена из оперы М. П. Мусоргского "Борис КОТунов"



Степан Каширин
Василий Тропинин. Кружевница



FatCatArt
Иван Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме и известного кота в ветеринарном воротнике



FatCatArt
Карл Брюллов. Всадница на Коте



FatCatArt
Виктор Васнецов. Богатыри

Так говорит Заратустра, Кот:
И на картине не три богатыря, а все четыре: какой русский отправится на Змея Горыныча без Кота?



Александр Маскаев
Василий Перов. Коты на привале



FatCatArt
Василий Перов. Коты на привале



FatCatArt
Василий Пукирев. Неравный брак

Так говорит Заратустра, Кот:
"Народ России будет с Котом, хочет этого народ или нет"



FatCatArt
Валентин Серов. Похищение Европы

КОТОИМПРЕССИОНИЗМ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА 19 ВЕКА

Еще одно  направление котарта представляет на нашей выставке  художник из Петербурга Андрей Сикорский. Он переписывает произведения классической живописи в авторском стиле, добавляя в картину котов или заменяя фигуры людей и животных на кошачьи. Сикорский, если можно так выразиться, "вытягивает" из картины кошачесть и акцентирует ее. Но в отличие от Сьюзен Герберт, которая сохраняет свой узнаваемый почерк, Сикорский  -  мастер стилизации. Добавим, что котопись Сикорского - одно из направлений постмодернистского проекта "Подмена", идея которого - объединение фрагментов и персонажей классических произведений на одном полотне. "Почему бы не представить альтернативную реальность, где художник вместо людей, вместо абстрактных композиций, домов, кустов, пейзажей, вписывает туда котов," - размышляет Андрей Сикорский.



Андрей Сикорский. Наблюдение кота за восходом солнца. Впечатление.
 (Клод Моне. Впечатление. Восход солнца)



Сьюзен Герберт
Огюст Ренуар. Зонтики



FatCatArt
Огюст Ренуар. Кот и Жюли Мане

Так говорит Заратустра, Кот:
"Каждая девушка мечтает, чтобы огромный кот приласкал ее, как котенка. Жюли Мане тоже мечтала об этом, когда Огюст Ренуар писал ее знаменитый портрет. В то время ее кот был еще мал, совсем котенок. Она взяла его на руки и принялась мечтать, как он вырастет большой и возьмет ее на ручки в свою очередь. Мы решили помочь и также попозировать великому французскому мастеру, взяв и Жюли, и ее котенка в свои объятия. Тогда Ренуар и написал подлинную версию своей знаменитой картины."



Сьюзен Герберт
Винсент ван КОТ. Автопортрет

Вот как передает свои впечатления от прошедшей в 2016 году в петербургской художественной галерее «14/45» выставки Андрея Сикорского писатель и критик Андрей Аствацатуров: "За долгие века европейской истории кот превратился в вечный символ, в икону, в устойчивый сложный знак. И Андрей Сикорский затеял веселую игру с этим знаком. В кошачьей чехарде сменяют друг друга стили, направления, имена: импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, примитивизм, кубизм, супрематизм, сюрреализм, поп-арт… Размытый, будто пьяный, Моне, обезумевший Ван Гог, встревоженный Мунк, грустный Пикассо, апокалиптический Клее, аутичный Уорхол… Вечным остается сам кот. Сквозь эпохи, стили, имена, сквозь языки искусства торчат все те же уши, те же усы и лапы, тот же хвост и все та же наглая морда".



Андрей Сикорский. Арльские кошки
(Винсент Ван КОТ. Арльские дамы)



FatCatArt
Винсент Ван КОТ.  Подсолнухи - это рыжие котята



Сьюзен Герберт
Франческо Айец. Поцелуй



FatCatArt
Густав Климт.  Поцелуй, подлинная версия



Андрей Сикорский. Мартовский кот
(Эдвард Мунк. Крик)



FatCatArt
Эдвард Мунк. Счастливого конца света-а-а-а-а-а-а-а! Европейская версия

ИСКУССТВО 20 ВЕКА



Андрей Сикорский. Нападение Барсика на Уголька в палисаднике
(Анри Руссо. В тропическом лесу. Нападение тигра на быка)



Андрей Сикорский. Здесь были красные рыбки
(Анри Матисс. Красные рыбки)



Андрей Сикорский. Танец котов
(Анри Матисс. Танец)

Комментарий автора:
"Анри Матисс не любил кошек. Но все время пытался полюбить их, а попытки проваливались раз за разом. "Танец котов" и "Музыка котов" посвящены бессонным мартовским ночам, когда коты скакали по крышам дома Анри и выкорчевывали кусты лаванды в его садике".



Андрей Сикорский. Любительница валерьянки
(Пабло ПиКОТсо. Любительница абсента)



FatCatArt
Пабло ПиКОТсо.  Le Chat et Les Demoiselles d’Avignon (Кот и авиньонские девицы)

Так говорит Заратустра, Кот:
"Эта картина положила начало кубизму, и Мы приложили к этому Свою лапу: Мы милостиво вломились в студию художника, немного пошумели, соизволили опрокинуть вазу с фруктами.«У меня от этого кота голова просто квадратная!» возопила одна из моделей. «О! Голова - квадратная! это идея!» - воскликнул Пикассо и кинулся писать свой шедевр. А вот арт-критики того времени не поняли инновации, задразнили художника фамилией «Пикотсо», и шедевр был скрыт более чем на век. Теперь, в век повальной котомании, пришло время открыть правду!"



FatCatArt
Марк Шагал. Над городом, контрольная прогулка



FatCatArt
Сальвадор Дали. Постоянство памяти



FatCatArt
Сальвадор Дали. Неодолимое искушение св. Антония

Так говорит Заратустра, Кот:
"Как вы думаете, смог ли св. Антоний преодолеть искушение и не взять на пристройство 5 толстых рыжих котов, 3 слонов, и одну неодетую даму?"



Андрей Сикорский. Кошка под луной
(Хуан Миро. Женщина под солнцем)



Андрей Сикорский. Черный кот
(Казимир Малевич. Черный квадрат)



Андрей Сикорский. Кот с зеленым мячиком
(Казимир Малевич. Супрематическая композиция)



Андрей Сикорский. Шкура неубитого кота
(Казимир Малевич. Черный крест)



FatCatArt
Казимир Малевич. Мужчина в супрематическом пейзаже с супрематическим котом



Андрей Сикорский. Красная коттица
(Казимир Малевич. Скачет красная конница)



FatCatArt
Казимир Малевич. Красная кот-тица



Андрей Сикорский. Мартовская драка
(Казимир Малевич.Супрематическая композиция 4)



Андрей Сикорский. Красномордый кот
(Пит Мондриан. Композиция с красным, синим, черным, желтым и серым)



Андрей Сикорский. Кот в луже
(Марк Ротко)



FatCatArt
Рой Лихтенштейн. «Ох… Ну хорошо, котик»

Так говорит Заратустра, Кот:
"С обретением второй части диптиха, смысл первой части картины (кстати, проданной на аукционе Кристис за $42.6 в 2010) становится ясен. На второй, доселе сокрытой части шедевра, изображены Мы, звонящие своему смиренному ассистенту, когда она в отъезде на какой-нибудь выставке."



Андрей Сикорский. Кошачий суп
(Энди Уорхол. Суп Кэмпбэлл)



FatCatArt
Энди Уорхол. Кошка Мерилин как белая, черная, желтая и трехцветная

Так говорит Заратустра, Кот:
"Мы пришли к выводу: коты всех цветов хороши!
Коты и кошки, гордитесь вашими цветами и уважайте собратьев других цветов!
Кошки всех цветов мира, объединяйтесь!"

ПРАЗДНИЧНЫЙ БАНКОТ

Ну хватит умничать! Котики Уорхола уже облизываются. Пора открывать праздничный банКОТ!
 Пожалуйте в буфет!



FatCatArt
Эдуар Мане. Бар в Фоли-Бержер. Чего изволите, сударь?

Так говорит Заратустра, Кот:
"На картине великого Эдуара Мане Мы увидели типичный буфет Мариинского театра времен детства, а, может быть, бар ресторана «Грибоедов» за секунду до пожара. Таков Наш ответ на реплику «С котами нельзя!»"

Угощайтесь, пожалуйста! Сырные продукты и свежие фрукты!



FatCatArt
Флорис Ван Дейк. Натюрморт с сырами и котами

Первый тост - за содружество котов и мяуз!



Мелинда Купер
Караваджо. Вакх



FatCatArt
Караваджо. Вакх: вино или валерьянка?

Ни в чем себе не отказывайте, господа!



FatCatArt
Давид Тенирс Младший. Двенадцатая ночь. Король пьет.

Пожалуй, виновник торжества немного  перебрал...



FatCatArt
Питер Пауль Рубенс. Вакх

Приступаем к десерту. Присаживайтесь, места хватит всем!



FatCatArt
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем, или, точнее, Купчиха за Котом. Очень конкретный Котэ!

Начинаем праздничный КОТцерт! Выступает музыкальный КОТлектив имени Сьюзен Герберт.



Сьюзен Герберт
Эдвард Бёрн-Джонс. Золотая лестница

А теперь танец больших котиков на фоне танца маленьких лебедей!



FatCatArt
Эдгар Дега. Рыжая танцовщица (Танцовщицы на сцене)

БанКОТ окончен, спасибо за внимание к  выставке, дорогие гости.
Коня Заратустре, коня! Вперед, к вершинам котарта!



FatCatArt
Жак Луи Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернард в Альпах

Коты правят миром! - так говорит Заратустра, Кот.



FatCatArt
Андреа Мантенья. В поисках утраченного времени и обеда во дворце Палаццо Дукале в Мантуе

Коты превыше всего! На этой  ноте разрешите авторам котоальманаха откланяться.
До новых встреч, Заратустра, рыжее солнце котарта, Главкот современного искусства!

Если вы еще не насмотрелись на Заратустру,
советуем посетить  интернет-галерею FatCatArt  по адресу: http://fatcatart.ru/

Оставайтесь с нами! Продолженiе будетъ!
Нажми, чтобы прочитать:





живопись 20 века, праздники в Европе, котоальманах "Коты через века", кошки в искусстве, живопись

Previous post Next post
Up