Кольмар прекрасен в любое время года,
но особенно он хорош летом, когда
по каналам плавают маленькие лебедята,
а мосты и стены домов пестрят цветами.
Кольмар часто называют прекраснейшим среди городов Эльзаса. Такая похвала стоит многого: весь этот край на северо-востоке Франции поразительно красив. Буквально за каждым поворотом дороги (а дороги в Эльзасе извилистые!) путешественника ждет что-то интересное: в одном городке - романтический замок, в другом - великолепный готический собор, в третьем - ренессансная ратуша, в четвертом - средневековые крепостные стены и мрачные «башни ведьм», в пятом - колоритные усадьбы виноделов с затейливыми старинными колодцами и традиционной утварью.
Тут повсюду радуют глаз утопающие в цветах фахверковые дома, живописные дворики, легкие мосты над каналами, островерхие черепичные крыши, ступенчатые виноградники. И все же именно Кольмар, несомненно, самый значительный после эльзасской метрополии Страсбурга и самый характерный из всех туристических центров этого края.
Население Кольмара невелико: чуть больше 80 тыс. человек, но ему совершенно чужд налет провинциальности. Это элегантный оживленный город с насыщенной культурной жизнью. Не случайно именно в Кольмаре ежегодно, в первые две недели июля, проходит Международный музыкальный фестиваль, которые организует наш знаменитый соотечественник, дирижер Владимир Спиваков.
История города типична для Эльзаса: Кольмар - французский город с германским прошлым. (Не вздумайте, однако, обмолвиться об этом в присутствии эльзасцев!) История Кольмара насчитывает, по меньшей мере, 11 столетий. Упоминания о поселении Colombarium (Голубятня) относятся к концу 9 в., но лишь в 1648 г., после окончания Тридцатилетней войны и подписания Вестфальского мира, Кольмар, как и значительная часть Эльзаса, впервые
отошел к Франции. До этого Кольмар был значительным немецким культурным центром в верховьях Рейна.
Впрочем, не совсем немецким. С середины 14 в. он входил в Лигу независимых городов Эльзаса, что обеспечивало
ему относительную свободу от Германской империи.
Белый аист - символ Эльзаса. Смешные аисты с красными лапками - главный здешний сувенир
Кратко познакомившись с историей города, мы не удивимся тому, что в музеях Кольмара хранятся шедевры мастеров немецкого Ренессанса: Изенгеймский алтарь (1512-1515 гг.) Матиса Нитхардта, более известного под именем Грюневальд, и «Мадонна в беседке из роз» (1473 г.) Мартина Шонгауэра. С музея Unterlinden, в котором находится знаменитый алтарь, обычно начинают экскурсию по Кольмару.
Музей Unterlinden - один из самых популярных провинциальных музеев Франции: за год его посещает около 350 тысяч человек! Здание бывшего Доминиканского монастыря, основанного в 13 в., как нельзя лучше подходит для экспозиции произведений средневекового и ренессансного искусства. Работы Мартина Шонгауэра, Ганса Гольбейна Старшего, Лукаса Кранаха Старшего, богатые коллекции рейнской скульптуры и алтарей, собрания народных промыслов Эльзаса, безусловно, заслуживают внимания. Посещение музея будет интересным и для любителей современного искусства: здесь хорошо представлена абстрактная живопись 50х гг. 20-го столетия. Однако своей всемирной известностью музей обязан прежде всего Изенгеймскому алтарю Матиса Нитхардта.
Внутренний дворик Доминиканского монастыря
Очаровательный внутренний дворик монастыря (Kreuzgang) опоясывает галерея с ажурными готическими окнами 13 в. Дворик особенно хорош в солнечные дни, когда на каменные плиты пола падают кружевные тени. Двор перед музеем украшает статуя Мартина Шонгауэра, выполненная скульптором Ф. Бартольди, и очаровательный ренессансный
колодец с кранами для красного и белого вина.
Вкусная кольмарская витрина на Rue des Tetes
Выйдя из музея, сворачиваем с Place Unterlinden направо, на Rue des Tetes. Стоит обратить внимание не только на фасады старых домов, но и на витрины гастрономических лавочек, которые славятся у местных гурманов своими деликатесами. Но пришли мы сюда, разумеется, не для того, чтобы облизываться перед соблазнительными витринами, а чтобы полюбоваться фасадом дома №19 - так называемого «Дома голов» (Maison des Tetes). Это удивительное здание в стиле позднего рейнского ренессанса было возведено в 1609 г. для богатого кольмарского дворянина. Дом, который по справедливости считается одним из красивейших во всем Эльзасе, заслужил такое странное название потому, что на его фасаде насчитывается 105 украшений в виде причудливых масок и фигур. Они примостились повсюду: на входной арке, на обрамленьях окон, на двухэтажном эркере, на ограждении балкона. В свое время в доме находилась винная биржа, поэтому в 1902 г. его островерхий фронтон был увенчан бронзовой фигурой бочара работы Бартольди. Сегодня в «Доме голов» располагается дорогой отель с отличным рестораном.
«Дом голов» (Maison des Tetes)
C Rue des Tetes поворачиваем налево и по Rue des Boulangers (улице Булочников) выходим на площадь перед Доминиканской церковью (Eglise des Dominicains), в которой хранится картина Шонгауэра «Мадонна в беседке из роз» («Madonna im Rosenhag»). Мартин Шонгауэр (ок.1450/53-1491гг.), замечательный живописец и гравер, родился и почти безвыездно жил в Кольмаре. Однако учился живописи он в Нидерландах, и в его произведениях ощущается сильное влияние изысканной манеры нидерландских мастеров. Отец и брат художника были золотых дел мастерами. Возможно, поэтому работы Шонгауэра напоминают ювелирные украшения филигранной тонкостью рисунка и изяществом каждой детали. За несравненную красоту его живописи современники дали художнику почетное прозвище «Huebsch Martin» (Прекрасный Мартин).
Девятнадцатилетний Альбрехт Дюрер специально отправился в Кольмар, чтобы стать учеником Шонгауэра. Он не застал прославленного мастера в живых: Шонгауэр скоропостижно скончался недалеко от Кольмара, в городе Брайзахе, где он работал
в то время над крупным заказом. Дюрер, тем не менее, провел в мастерской Шонгауэра несколько месяцев, изучая технику
гравюры на меди.
Мартин Шонгауэр. Мадонна в беседке тз роз. 1473 г.
У «Мадонны в беседке из роз» поистине драматическая судьба. Алтарная композиция была написана в 1473 г. для церкви св. Мартина в Кольмаре. В 18 столетии картина по не установленным причинам была со всех сторон варварски обрезана. Особенно пострадал верх: были полностью удалены изображения Бога-отца и Святого духа. В 1912 г. «Мадонну» поместили в позолоченный защитный футляр, богато украшенный резьбой по дереву. На створках футляра местный художник Мартин Фойерштайн написал сцену Благовещения. Футляр успешно защищал драгоценную картину от разрушительного воздействия времени, но не смог уберечь ее от людской алчности. В 1972 г. «Мадонна в беседке из роз» была украдена из церкви св. Мартина. Картину нашли в Лионе только через год. Вновь обретенную «Мадонну» не стали возвращать в действующую церковь Св. Мартина, а поместили под усиленной охраной в Доминиканской церкви, превращенной в музей.
Доминиканцы были нищенствующим монашеским орденом и проповедовали аскетизм. Интерьер церкви, возведенной в конце 13 - начале 14 вв., сохранил изначальную благородную простоту. Тончайшая резьба по дереву в алтарной части и сверкающие витражи - единственные украшения храма. Такой строгий фон как нельзя лучше оттеняет неброскую прелесть «Мадонны в беседке из роз».
Сюжет картины характерен для алтарной живописи Верхнего Рейна: Мария с младенцем на руках сидит в цветущем саду, а два ангела поддерживают над ней корону. Картина, в которой еще сохраняется позднеготическая хрупкость, оставляет ощущение умиротворенности и одновременно беспокойства. Угловатые ломкие складки красной одежды Марии, заполняющие всю нижнюю часть композиции, словно движутся, вибрируют. Бледное одухотворенное лицо Мадонны спокойно, но в ее тонких чутких пальцах таится напряжение.
Переулки возле Кафедрального собора
А вокруг - Божья благодать. Среди роз снуют птицы, земля покрыта весенним ковром цветов. Художник с
реалистической достоверностью и трогательной любовью запечатлел природу Эльзаса. Именно эти растения
(розы, ирисы, клубнику, пионы, желтофиоль) и именно этих птиц (малиновок, синиц, воробьев, щеглов) можно
увидеть в здешних садах в конце весны. И в то же время все изображенные растения и птицы символичны:
шипы на розовых кустах напоминают о терновом венце Иисуса,скромный воробышек обозначает добродетель,
белые цветы клубники символизируют девственную чистоту Марии, а трилистник - триединство Божества.
Полюбовавшись «Мадонной в беседке из роз», продолжим путь по Rue des Boulangers. Всего в нескольких минутах
ходьбы от Доминиканской церкви находится приходская церковь Св. Мартина (Collegiale St-Martin). В Кольмаре ее
принято именовать кафедральным собором (Kathedrale), хотя епископская кафедра была в этом храме совсем
недолго, во времена Великой французской революции.
Самый старый дом Кольмара - дом Адольфа и ренессансная лоджия сторожки.
Площадь к северу от церкви Св. Мартина превращена в большую автостоянку, зато с южной стороны сосредоточены красивейшие здания Кольмара. Небольшой домик словно переносит нас в Италию: изящная лоджия, легкие колонны, балюстрады… Представьте себе, это чудесное здание 16 в. в стиле рейнского ренессанса - всего лишь сторожка
(Corps de Garde) церкви Св. Мартина. Дом Адольфа (Maison Adolph) слева от сторожки - старейший в Кольмаре,
он построен в 1350 г. Стоит обойти дом Адольфа кругом и полюбоваться Львиным колодцем и красивым окном
(1584г.), в котором поздняя «пламенеющая» готика соединяется с более спокойными геометрическими
формами ренессанса.
Следующий дом, Maison Pfister (1537 г.), особенно эффектно смотрится со стороны Rue de Marchands
(Торговой улицы). Нижний этаж прорезают аркады, второй этаж украшен рельефными медальонами и
настенными росписями на сюжеты Священного писания, а третий - деревянным балконом. Впечатление
сказочности усиливают угловой эркер под остроконечной черепичной крышей и лестничная башня.
Maison Pfister
Позднеготический дом на другой стороне Rue de Marchands, напротив Maison Pfister, тоже очень хорош. По легенде,
именно в нем жил Шонгауэр, поэтому его часто называют домом Шонгауэра (Maison Schongauer). Но увы, нет
достоверных доказательств того, что «Прекрасный Мартин» проживал именно здесь. Поэтому те, кто не верят
в легенду, именуют эту постройку «Домиком у Лебедя» (Huselin zum Schwan). Зато нет никаких сомнений в том,
что скульптор Фредерик-Огюст Бартольди (1834-1904 гг.) родился и жил в соседнем доме на Rue de Marchands.
Сейчас здесь располагается музей скульптора, в который мы и отправимся.
Старинный эльзасский колодец и винный погребок
Имя Бартольди мало кому известно за пределами Франции, но одно из его произведений знает каждый: это статуя Свободы в Нью-йоркской гавани. Создание статуи «Свобода, несущая свет миру» было совместным франко-американским проектом. Монумент решено было установить по случаю столетия подписания американской Декларации независимости
(4 июля 1776 г.). Американская сторона возводила пьедестал, а французы - саму статую. Однако по обе стороны океана ощущалась нехватка средств, и работа над осуществлением проекта затянулась. В организации благотворительных мероприятий и сборе пожертвований во Франции большая заслуга принадлежит Бартольди.
Хотя Бартольди учился в Париже не только скульптуре и живописи, но и архитектуре, ему все же потребовалась помощь инженера в расчете сложнейшей конструкции. Остроумную конструкцию мощной металлической опоры и каркаса монумента разработал будущий создатель Эйфелевой башни Александр Гюстав Эйфель. Сама статуя высотой 46 метров была составлена из трехсот огромных медных пластин. Статуя Свободы была торжественно открыта в Нью-Йорке в 1886 г., с десятилетним опозданием.
Статуя перед входом в музей Огюста Бартольди и кафе в стиле арт-нуво
Бартольди изобразил Свободу в виде женщины в ниспадающих одеждах, с факелом в поднятой правой руке. В левой руке она держит плиту, на которую нанесена дата принятия американской Декларации независимости. Голову женщины венчает корона с семью зубцами, символизирующими семь частей света. Позировала скульптору его жена, поэтому эльзасцы любят подчеркивать, что факел американской свободы был зажжен эльзасской женщиной. Рабочие модели статуи демонстрируются в музее, а ее уменьшенная копия установлена на берегу Сены в Париже, и вы, возможно, видели ее во время экскурсии на катере.
Бартольди, как вы уже, наверное, догадались, был пламенным патриотом. Когда в 1871 г., после поражения Франции во франко-прусской войне, Эльзас стал частью Германии, художник заявил, что он не вернется в Кольмар, пока город снова не станет французским. Композиция Бартольди «Маленькая эльзаска, плачущая у пограничного камня» как нельзя лучше выражала горькие чувства французов, потерявших Эльзас почти на 50 лет. Бартольди до конца жизни так и не возвратился в Кольмар, который снова отошел к Франции лишь после Первой мировой войны, в 1919 г. Он плодотворно работал в Париже и создал много замечательных монументальных произведений. Но ни одно из них не сравнимо со статуей
Свободы, ставшей неотъемлемым символом США.
Фонтан-колодец со статуей генерала Лазаруса Швенди работы Огюста Бартольди
После осмотра дома-музея Бартольди продолжим путь по Rue de Marchands с ее стильными антикварными лавочками, заглянем на перпендикулярные улицы Rue Schongauer и Rue Mercie`re и выйдем на площадь старой таможни - Place de l´Ancienne Douane. Здесь, перед позднеготическим торговым домом (Koifhus), построенным в конце 15 в., издавна была сосредоточена городская жизнь. Сегодня нарядный Koifhus с пестрой черепичной кровлей стал местом проведения различных конгрессов и мероприятий. Вы не пожалеете, если побываете тут на Рождественском базаре, который
открыт в Кольмаре до начала января.
"Маленькая Венеция". Плывет лебединое семейство
Площадь очень украшает фонтан-колодец со статуей наполеоновского генерала Лазаруса Швенди, выполненной все тем же неутомимым Бартольди (1897 г.). Облаченный в военную форму генерал, вопреки ожиданию, держит в руках не оружие, а виноградную гроздь. Дело в том, что Швенди чтят в Кольмаре не только как блистательного военного, но и как «крестного отца» отличного вина - эльзасского токайского. Из венгерского города Токая Швенди привез саженцы тамошнего винограда, посадил их в своем поместье и создал новый для Эльзаса сорт белого вина.
Обойдем Koifhus и двинемся в южном направлении. По пути нам встретится много красивых домов. Таких, например,
как ренессансный Maison Kern (1594г.), выходящий на Place du Marche aux Fruits (Площадь фруктового рынка), или напоминающий венецианское палаццо Maison dite des Chevalier de St-Jean (Дом рыцаря Св. Жана, 1608 г.)
на Rue St-Jean.
А вот и лебедята! И вовсе они не "гадкие утята"
От маленькой площади с удивительным называнием Pl. De Six Montagnes Noires (Площадь шести черных гор) начинается самый живописный район города. Он замечателен не отдельными зданиями, а чарующим ансамблем: бесчисленные фахверковые домики, набережные реки Лаух, плакучие ивы, террасы кафе над самой водой, а летом - море цветов на балконах и мелькание быстрых лодочек. Этот бывший квартал огородников и рыбаков La Krutenau ныне называется… ну, конечно же, Petite Venise (Маленькая Венеция)! Два самых красивых вида на Маленькую Венецию открываются с мостика близ Pl. De Six Montagnes Noires
и с моста Pont St-Pierre.
Запечатлев себя и своих спутников на мосту St-Pierre, перейдем Лаух и отправимся в обратный путь вдоль правого берега реки по Quai de la Poissonnerie (Рыбной набережной). В соответствии с названием, здесь расположены элитарные рыбные магазины и популярный рыбный ресторан, где готовят традиционные эльзасские блюда. По очередному мостику поворачиваем налево, на Rue des Tanneurs (улицу Кожевенников). Мы снова оказались на уже знакомой Place de l´Ancienne Douane. Только теперь мы пойдем не на юг, а на север, по великолепной Grand Rue (Большой улице), пышно застроенной в 18-19 столетиях. Еще один поворот налево - и мы на Rue des Clefs (Ключевой улице), которая выведет нас к музею Unterlinden, c которого началась наша прогулка по Кольмару. Надеюсь, прекраснейший город Эльзаса не разочаровал вас!
Автор: Марина Аграновская
Источник:
www.maranat.de