При объяснении родительного падежа (и при объяснении других падежей и грамматических тем вообще) можно идти двумя путями: от значения к форме и от формы к значению. А можно и совмещать оба способа: на практике так чаще всего и получается. В первом случае учащимся предлагается небольшой текст, где встречаеся изучаемая форма; их задача - догадаться о её значении, а затем вывести правило, как она образуется и когда употребляется. Во втором случае преподаватель сам комментирует и вводит новую форму слова. В интенсивном курсе полезно комбинировать эти приёмы.
Родительный падеж имеет следующие значения (или функции):
1) Субъект обладания (тот, у кого что-то есть; у кого есть что): дом отца, кабинет директора
В конструкции у кого есть что: У брата есть собака.
2) Объект при отрицании (после слова нет): У него нет сестры.
3) Количество чего-либо: пачка масла, пакет молока
Здесь ещё можно выделить так называемый второй родительный (партитив), характерный для разговорной речи: стакан чаю
4) После числительных два, три, четыре + Р.п. ед.ч. (два окна, двадцать три года, пятьсот тридцать четыре рубля) после числительных пять и далее, а также слов много, мало, сколько, несколько + Р.п. мн. ч. (шесть лет, восемь часов, пятнадцать книг)
5) Родительный падеж даты (когда? какого числа?): третьего января
НО! Какое сегодня число? - Третье января.
6) Характеристика: человек высокого роста, учебник русского языка
7) С предлогами:
- адресат: книга для детей
- пространственные отношения: далеко от дома, взять из библиотеки, посередине комнаты, у окна, около магазина
- время: в течение дня, с утра до вечера, во время урока, после уроков
- причина: от боли, из-за дождя, из скромности, вследствие недоговоренности
- цель: для учёбы, ради карьеры, с целью привлечения инвестиций
- условие: в случае (чего) дождя
- после предлога кроме: Пришли все, кроме Пети.
Формы родительного падежа можно объединить в виде следующих таблиц:
единственное число
множественное число
особые формы множественного числа
Ж, Ш, Ч, Щ, Ь, Е + ЕЙ
Этаж - этажЕЙ
Нож - ножЕЙ
Врач - врачЕЙ
Плащ - плащЕЙ
Ночь - ночЕЙ
Площадь - площадЕЙ
Море - морЕЙ
Поле - полЕЙ
-ИЯ, -ИЕ + ИЙ
Аудитория - аудиторИЙ
Здание - зданИЙ
!!!
друзья - ДРУЗЕЙ
деньги - ДЕНЕГ
год - ЛЕТ
раз - РАЗ
человек - ЧЕЛОВЕК
Genitive case (plural)
The endings for the hard stem
Masculine
(мужской род)
Feminine
(женский род)
Neuter
(средний род)
-ОВ
-
-
Столы - столОВ
Менеджеры - менеджерОВ
Рестораны - ресторанОВ
Дома - домОВ
Договоры - договорОВ
Города - городОВ
Книги - книг
Улицы - улиц
Комнаты - комнат
Газеты - газет
Квартиры - квартир
Фирмы - фирм
Письмо - писем
Окно - окон
Кресло - кресел
Яблоко - яблок
Колесо - колёс
Блюда - блюд
А ещё важный комментарий по поводу прилагательных, который часто упускается в учебниках:
Для существительных мужского рода: 2 высоких (родительный множественного) дома. Для существительных женского рода: 3 интересные книги, 3 интересных книги (возможны и именительный, и родительный множественного).
Подробнее в:
http://www.evartist.narod.ru/text1/65.htm#з_03 В практике преподавания русского языка как иностранного все эти формы не вводятся сразу, а поэтапно, концентрически. Иностранца, который только недавно приступил к изучению русского, вначале знакомят только с базовыми значениями (после слова нет и при обозначении количества). Так материал предъявляется и в учебниках по РКИ и отрабатывается в системе языковых и речевых упражнений.
Вот целое пособие о родительном падеже
Russian Genitive: its forms and usage
http://www.litres.ru/n-rayan/russian-genitive-its-forms-and-usage-roditelnyy-padezh-v-russkom-yazyke-formy-i-upotreblenie/?utm_campaign=Retargeting&utm_medium=LowerFunnel&utm_source=Criteo А это видео поможет проследить, как используют родительный падеж герои фильма "Ирония судьбы":
Click to view