После смерти Будды возникло множество разночтений. Оно и понятно. На многие фундаментальные вопросы Блаженный отвечал молчанием.
Он изначально отказывался от философских построений и особенно избегал разговоров о космогонии и антропогонии. Именно это молчание и позволило существовать несогласованным толкованиям его доктрины, а после развилось в различные школы Буддизма.
И всё же после его смерти возникла необходимость как-то упорядочить его учение, собрать воедино его проповеди и установить канон. С этой целью и был созван собор из 500 архатов, который инициировал Махакашьяпа, один из самых глубокоуважаемых последователей Будды.
По единодушному мнению историков, собор этот состоялся в обширном гроте недалеко от Раджагрихи, в сезон дождей, и продлился семь месяцев. Примечательно это собрание оказалось ещё и тем, что его вдохновитель Махакашьяпа обвинил любимого ученика Будды Ананду в пяти (по другим источникам десяти) непростительных ошибках. Самыми тяжелыми из них были: принятие в общину женщин, а также то, что он упустил возможность упросить Благословенного остаться в этой жизни до конца настоящего космического периода. Ананда был вынужден прилюдно покаяться.
Надо сказать, что индийским дамочкам пришлись по душе революционные идейки неординарного проповедника. Будда возражал против традиционной кастовой системы Индии, внутри которой многие чувствовали себя унижено. Женщины тоже являлись угнетённым классом. Декларации о свободе возбуждали их притесненные умы. Всё случилось накануне смерти отца Будды.
Неизлечимая болезнь папы обязывает сына явить свои лотосные стопы в родные места, где он обращает умирающего в новую веру. Царица-вдова просит пасынка принять её в общину, но получает категорический отказ. Тогда она следует за ним пешком в город Вайшали в сопровождении молодых принцесс. Все они желают стать буддийскими монахинями. Видя эту драматичную картину, Ананда изнывает сердцем, становится на сторону страждущих, и умоляет Будду поступиться. После долгих уговоров учитель уступает. Но далее провозглашает: из-за членства в общине женщин закат Дхармы произойдет не через 1000 лет, а раньше - через 500. Такие дела.
Но оцените иронию. Человек, проповедующий всю свою жизнь учение, центральной идеей которого является свобода от обусловленности, споткнулся на самой же первой обусловленности. Не смог перешагнуть, через обусловленность половую. Споткнулся на бабах.