Манхеттнский фестиваль - 2015

Oct 08, 2015 16:31

Манхеттенский кинофестиваль в этом году совершенно великолепен. Это - лучшая программа за все виденные мной годы, и лучшая подборка короткометражек вообще. Я не увидел ни одного слабого фильма, и даже анимация, часто пустая и экспериментальная... Впрочем, перейду к привычному для себя формату небольшого отзыва на каждый фильм.


1. СЛУШАЙТЕ | LISTEN (Хами Рамезан и Рунгано Ньони, Финляндия/Дания, 13:30)
Официальное описание: Полицейские допрашивают иностранку и её сына, но они и не подозревают, что переводчица ведёт своё собственное расследование.

Так вышло, что на этот фильм мы опоздали, поэтому тут мне сказать нечего - я его не видел. Тем не менее, другие зрители, с которыми мы обменялись впечатлениями, сказали, что ничего особенного мы не пропустили. Надеюсь, что быть особенным на фоне такой программы - отнюдь не комплемент.

2. ПАПА В МАМЕ | DAD’S IN MAM (Фабрис Брак, Франция, 6:10)
Официальное описание: Девочка весело рассказывает своей не по годам развитой младшей сестрёнке, какие сложности бывают у взрослых в сексуальных отношениях.

Две маленькие девочки оказываются ночью перед дверью родительской спальни, за которой явно что-то происходит. Что именно - видит младшая, которая всё время просит у старшей обьяснений. Эти обьяснения, между прочим, содержат удивительно правильную картину отношений, сложившихся в семье, это просто образцово-показательный вариант, учебник, пропись. Папа и мама в глазах этих девочек представляются надёжным и неделимым фундаментом, который лежит в основе всей жизни. Наказывает ли папа маму за плохое поведение, сажает ли он в неё семечко, из которого может вырасти братик, пприсутствует ли он в спальне вообще - два главных взрослых всё делают осознанно, солидарно и правильно. Так что не знаю как там с кризисом института семьи - героев этого фильма он совершенно не коснулся. Здорово играют дети. Правда, анекдот - вполне почтенный жанр для короткого метра - вряд ли заслуживает совсем уж отличной оценки.
Итого - пять баллов с минусом.

3. МЕДВЕЖЬЯ ИСТОРИЯ | BEAR STORY (Габриель Осорио, Чили, 10:40)
Официальное описание: Анимационная история медведя, который, пытаясь избавиться от тоски, рассказывает о своей беспросветной жизни через механическую диараму. Анимационный фильм отражает трагедию семей, разлученных в условиях диктатуры Аугусто Пиночета.

История совершенно не воспринимается анимационной - есть ощущение, что в кадре всё время живые люди. Медведь - шарманщик показывает маленький механический раёк, в котором папу-медведя похищают для участия в каком-то цирковом представлении. Улучшив момент он бежит из этой разукрашенной тюрьмы к своей семье. При этом мы видим, что у самого шарманщика никакой семьи на самом деле нет, хотя когда-то она была. Тем, кто помнит нашу историю, или хотя бы знаком с ней из книг и фильмов, невольно придут на ум параллели и с биографией Шаламова, и с "Завтра была война", и с миллионом других совершенно невыдуманных историй. Но кроме того мне показалось, что эта лента - мощный призыв к прекращению того издевательства, которым является цирк с животными.
Итого - пять баллов

4. ОКОНЧАТЕЛЬНО И БЕСПОВОРОТНО | FOREVER OVER (Эрик Шмитт, Германия, 14 мин.)
Официальное описание: Молодая пара в поисках остроты ощущений заводит список своих желаний, но их исполнение приводит к неожиданным последствиям.

Ну, на мой взгляд, последствия вполне ожидаемые. Всё в этой истории банально - пара не прошла испытания ревностью. Дальнейшие подробности могут описываться только в формате псевдо-психологического форума с неизбежными советами по формуле "а вот у одной моей подруги". При этом всё происходящее в фильме - достоверно, поэтому невольно примеряешь происходящее. И, с одной стороны, да - все желания имеют цену, и нужно иметь смелость отказаться от тех, чья цена для тебя слишком высока. С другой - вопрос ещё и в смелости попытаться расплатиться по тому счёту, что тебе в итоге выставили. И вот в чём настоящее волшебство - немножко фальши в ленте, и всё сказанное о фильме свелось бы к "самадуравиновата" и "самдураквиноват". Но кино сделано так, что за настоящим общим счастьем героев без малейшего зазора настигает столь же настоящее лунное одиночество. В это веришь,к этому возвращаешься.
Итого - пять баллов.

5. ШОК | SHOK (Джеми Донахью, Косово / Великобритания, 20 мин.)
Официальное описание: Дружба двух мальчишек подвергается жестокой проверке, когда в Косово приходит война и им приходится бороться за свою жизнь.

Дети на войне - тема, которая отлично подхожит для выжимания пафосных соплей. Однако этот фильм, как мне кажется, вовсе не о том, как плохо воевать, как трудно выживать, и прочую слезинку ребёнка, облюбованную сторонниками дешёвых эффектов. Этот фильм о том, как потом с этим жить. Один из парнишек погибает, фактически, из-за махинаций, устроенных другим. И этот, другой, выживший - мы видим его взрослым в первых и последних кадрах - что он продолжает нести в своей голове? Это его рассказ, его вина и его наказание. После того, как друг по его вине лишается велосипеда, ради покупки которого он работал целый год, тот делает всё, чтобы искупить свою вину. Он прекращает свой "бизнес", он пытается извиняться и, наконец, буквально закрывает друга своим телом. Но всего этого в конце концов оказывается мало для того, чтобы искупить самую первую нечестность. Фильм не о войне, и не о детях. Он о преступлении, наказании и чувстве вины, которое ты будешь носить всю оставшуюся жизнь.
Я проголосовал за этот фильм.
Итого - 5 баллов.

6. ДВУМЯ НОГАМИ НА ЗЕМЛЕ | GROUNDED (Алексис Михалик, Франция, 19 мин.)
Официальное описание: Скромная сотрудница авиакомпании с честью выходит из непростой ситуации, в которой она оказалась благодаря парочке странных пассажиров.

Обычная история, в которой может оказаться любой из нас. Пара забыла документ на трёхмесячного младенца, которого они везут с собой. Для такой крохи документ может быть неважен, на него есть другие, в конце концов эту бумагу в сборах просто не удалось найти. Но без него лететь нельзя, а этот полёт очень важен для мамы, поэтому сначала одна сотрудница авиакомпании делает небольшое отступление от правил, а потом другая, о которой и ведётся рассказ, буквально в лепёшку расшибается, чтобы выпихнуть несчастную женщину в этот рейс. Это фильм о настоящем героизме, о риске карьерой, работой, репутацией, о подвиге, на который иногда может потребоваться пойти, но который, вместе с тем, так и останется совершенно незаметным для окружающих. Снимать кино о подвиге очень легко - достаточно брать с ближней полки дедами проверенные методы. Но это ещё один фильм, где банальная истрия рассказана без штампов. Ей веришь, о ней думаешь.
Итого - пять баллов.

7. ЗАКАТ | SUNDOWN (Синем Цезаирли, Турция, 15 мин.)
Официальное описание: Тихий и спокойный день на пляже заканчивается для героини столкновением с новой реальностью, и связана эта неожиданная новая реальность с её матерью.

Солнечный пляж и особенно - сцена под струями воды из шланга - были ну просто очень нудными. Я смотрел на девочек, красиво скачущих под наполненными солнцем брызгами, и думал - что же должно произойти дальше, чтобы исчерпать эту романтическую скуку? И фильм меня не разочаровал. Не думаю, что режиссёр делал ставку на эффект неожиданности, хотя контраст между этой и главной частью, несомненно, играет важную роль. Не буду говорить, что происходит дальше, отмечу только, во-первых, обыденность этой истории, а во-вторых, крайнюю достоверность, с которой она рассказана. За актрису этого фильма я голосовал как за лучшую исполнительницу главной роли. И ещё об обыденности - не нужно придумывать никаких чудовищ и монстров. Жизнь как она есть превосходит всё, что вы сможете сочинить.
Итого - пять баллов.

8. ПЯТНО | PATCH (Герд Гокель, Швейцария, 3 мин.)
Официальное описание: Бешеный ритм, игры с перспективой, слон, который вдруг оказывается в комнате и множество других неожиданностей… такое возможно только в экспериментальном кино!

Фильм спасает лишь то, что ровно в тот момент, когда я подумал: чёрт, кажется, кроме этого эксперимента мне ничего не покажут, и приготовился тосковать, на экране появились титры. Таким образом, лента осталась изящной шуткой, не перекипев, не выплеснувшись, не загадив полкухни тошнотным смрадом скуки. В таком объёме терпим даже такой эксперимент.
Итого: четыре балла.

9. ОДИНОКАЯ ДОРОГА | EL CAMINO SOLO (Шон Телфорд, США, 12 мин.)
Официальное описание: Жизнь ставит современного человека в странные ситуации - бизнесмен едва не погибает в пустыне, а те, кто его спасают, оказываются более человечными, чем он сам.

Самая обычная история - кончился бензин, сел телефон. На пустынной дороге никто не хочет останавливаться. В результате помощь приходит от какого-то дядьки на гремящем форде, который даже не говорит по-английски. Это могло бы произойти где угодно, и вряд ли кто-то из нас счёл бы такое событие поводом для фильма. Ноль интриги, ноль сюжета, ноль триллера. Но это как-то так сделано, что я посмотрел это кино с большим удовольствием. Как же так получается, что американцы снимают даже такой пустяк со вкусом и ощущением настоящего голливудского кино? Ну совсем нечего рассказывать, но ощущение счастья от галлона бензина, привезённого этим случайным фермером, словно от неожиданного и очень дорогого подарка - настоящий приз, который даёт нам глубокая вера авторов в людей и их доброту.
Итого: пять баллов.

10. ДО СКОРОГО СВИДАНИЯ | BIS CLEICH (Бенджамин Вольфф, Германия, 15 мин.)
Официальное описание: Два пожилых берлинца наблюдают за жизнью города из своих окон через дорогу друг от друга, и между ними устанавливается странная связь.

Наверное, это первый и единственный фильм в этой подборке, где есть элемент сказки. В этой программе даже история про медведей воспринимается чуть ли не как документальное кино. А эти пожилые люди создают ощущение определённой условности. Отчасти это символизм взглядов, которые направляют друг другу эти старички, отчасти - атмосфера, почему-то отсылающая к братьям Гримм, но в основном - это слишком большая работа, которую проделала пожилая леди с этими вешалками, верёвками и зеркалами, которые позволяют её соседу наблюдать улицу с кровати, к которой его приковал приступ. Правда, фильм это совершенно не портит. И как здорово, что автор не стащил героев в банальную любовную линию. Настя отметила важный нюанс: героиня появляется в жизни героя только тогда, когда ему требуется помощь, и она помогает ему ровно настолько, насколько это ему нужно. Она не остаётся в его комнате, она возвращается на ту позицию, где герой привык её видеть. И вот эта стабильность, понимание того, что всё на своих местах, всё идет как обычно - отражает такую глубокую зрелость и мудрость создателей фильма и его персонажей, какую очень нечасто встретить в жизни, но которую очень хочется видеть.
Итого: пять баллов.

В качестве резюме отмечу несколько особенностей фестивальной подборки этого года.
1. Очень много обычных историй. Да чего уж там - все фильмы, кроме первого, который мы пропустили, и анимационного "пятна", это обычные истории, происходящие с обычными людьми. Никакой фантастики, ужасов, аллегорий, художественных аналогий и преувеличений. Но одновременно и никаких униженных инвалидов, умирающих детей, непризнанных гениев и безответной любви - всего того безотказного арсенала, что позволяет выжимать слёзные железы почтеннейшей публики в ходе показа, и выворачивать желудки при воспоминании об увиденном. В каждом фильме нам показали то, что в той или иной степени может случиться с каждым из нас. Это замечательно.
2. Очень высокое качество кинематографа. Ни в одном фильме я не увидел натужной или фальшивой игры, а над выбором лучшего актёра пришлось серьёзно подумать. Нигде я не встретил изъянов сценария или режиссуры, которые заставили бы отвлечься от экрана. В отличие от прошллых лет не было ни идиотской фантастики с непроожёвываемым сюжетом, ни, фактически, трейлера к фильму, заканчивающегося словами "продолжение следует", ни глуповатой импровизации с закадровым текстом - да, ни одного закадрового текста не было вообще! Все фильмы, собранные в этом году, были как минимум хорошими. Как минимум.
3. И ещё 2015 год оказался очень гуманистичным. В каждом фильме я увидел непреклонную убеждённость их создателей в доброте своих героев. Все истории, в общем, о том, что хорошие люди в целом могут справиться с жизнью, не показывая зубы, а если кто-то из них оступится, то он сможет пережить это, преодолеть и победить зло внутри себя.
Удивительный год.
Фантастическая подборка, повторю, лучшая из всех, что я видел.
Спасибо за него всем причастным и непричастным. Будет о чём вспомнить в ожидании Манхеттенского фестиваля - 2016.

Критика, Кинцо

Previous post Next post
Up