День Победы в Великой Отечественной войне, отмечаемый в нашей стране 9 мая, в последние годы приобрёл новое наполнение.
Смею утверждать, что смысл праздника во многом стал противоположным событию, годовщина которого в этот день отмечается.
Введение
1
Этот текст - суть моё несостоявшееся выступление, которое должно было стать частью дебатов о том, выродился ли День Победы. Я утверждал, что - да, предварив этим утверждением серию записей, призванных напомнить, как и чем заканчивалась война. Поскольку сейчас привычной реакцией на любой выход из повседневности является оскорбление, вокруг этого тезиса молниеносно появились оскорблённые. Следствием стал выход на дискуссию в эфир.
Разговор пошёл в не в том ключе, к которому я готовился (модератор задал формат реплик, а не обмена выступлениями), поэтому исходный материал озвучивался пятнами. Сейчас недоумение фейсбучного френда по поводу добавления к наклейкам "На Берлин" призыва (почему-то) "На Рим" стало последним толчком к тому, чтобы по старому конспекту записать несказанное тогда, в канун 9 мая.
2
Девятое мая, праздник "со слезами на глазах", незаметно и несомненно наполнился новым смыслом, кардинально отличающимся от того, который вкладывался в него в течение советского времени. И уж тем более это содержание расходится с тем, что в 1945‑м, когда праздник оформлялся Приказом Верховного Главнокомандующего за подписью Сталина, он отмечал, фактически, первый мирный день долго и трудно воевавшей страны. Сейчас празднующие отмечают уже что-то своё, подменяя День Победы торжествами на злобу дня. Об этом свидетельствует большое количество разных признаков, которые я стану перечислять от курьёзных, до пугающих.
I Размывание содержания праздника
1
Чем дальше, тем больше чепухи и путаницы сопровождают этот самый серьёзный из современных красных дат. Чепуха - это попытки украсить сопутствующей символикой нечто совершенно неподходящее.
* В пензенском магазине на бутылки водки повязывали георгиевские ленты.
* В Омской области со скандалом отозвана партия пива в бутылках, на которых изображена георгиевская лента и размещён рассказ о герое войны.
* В Москве поступил в продажу майонез с привязанной георгиевской лентой.
Разумеется, это лишь первые заголовки в новостной ленте. Примеры далеко не самые постыдные. При этом речь идёт не о действиях отдельных идиотов, повязывающих Георгиевские ленточки на сандалии и сумки; это оформленная и протяжённая во времени политика трудовых коллективов и разнокалиберных управленцев.
Происходящее вызвано размыванием представления о том, что представляет собой День Победы, и вытекающим непониманием того, как его следует отмечать. Из перечисленных и аналогичных им примеров можно отметить, что здесь вступает в действие шаблон новогодних праздников.
2
Не меньше накануне 9 мая и путаницы. Она, в основном, сводится к тому, что "девочка-дизайнер ошиблась" и поместила поздравление ветеранам на фоне хрестоматийного фото бросающих гранату эсэсовцев, характерные каски которых до сих пор преследуют свидетелей войны в ночных кошмарах. Из-за утерянного современниками ассоциативного ряда фоном для душевного текста "абстрактному ветерану" становятся "абстрактные солдаты", "абстрактные танки", то есть, в конечном итоге, выражается некое поздравление с "абстрактной победой" в "абстрактной войне".
* В прошлом году в подмосковной Ивантеевке появился билборд с поздравлением ко Дню Победы, на котором надпись «Они сражались за Родину» была проиллюстрирована фотографией экипажа немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88».
* В 2008 году на центральной площади Челябинска появился плакат в честь Дня Победы с изображением немцев, позирующих на фоне подбитой "тридцатьчетвёрки". Подчёркиваю - в Челябинске!
* В Волгограде буквально в 100 метрах от Аллеи Героев на набережной установили плакат "С днём Великой Победы", на котором немецкие солдаты лезут к подножию монумента "Родина-Мать".
Буквально каждый год в сети появляются новые подборки такого рода накладок. Хорошо ещё, что по-прежнему находятся люди, которых они возмущают. Напоследок - один из наиболее одиозных эпизодов.
* На памятнике "Прощание славянки", открытом в 2014-м на Белорусском вокзале в Москве, на гербе, символизирующем начало Великой Отечественной обнаружились немецкие винтовки. Позор в том, что открывали монумент тогдашний президент РЖД Якунин и тогдашний доктор исторических наук Мединский. И позор в квадрате - что на вражеское оружие чиновникам указали приглашённые на открытие ветераны.
Всё это перечисление здесь не только для того, чтобы проиллюстрировать тезис о том, что прежнее наполнение Дня Победы выхолощено, а праздник не порождает ассоциаций с конкретным историческим событием либо периодом. Ладно бы так! В этой ситуации оставалось бы лишь напомнить.
Однако место старого содержания плотно занято новым, резко отличающимся от сути Праздника Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
3
В позапрошлом году в Воронцовском парке в Москве появился монумент "Вечная слава защитникам земли российской", на лицевой стороне которого расположен большой барельеф. На барельефе изображены фигуры, призванные олицетворять наших солдат двух отечественных войн - 1812 и 1941-1945 годов. В силу отсутствия у исполнителей этого барельефа ассоциативных связей и отвлечённости, абстрактности представления о сути событий, оба (!) солдата представлены фигурами оккупантов. В роли "защитников земли российской" по две стороны герба помещены французский гренадёр наполеоновской и немецкий парашютист гитлеровской армий. Но для изучения нынешнего наполнения Дня Победы важно не это.
В ответ на обращение специалиста РГВИА к администрации парка от последней поступил ответ, увенчанный ключевой для понимания ситуации фразой: "Несмотря на досадную ошибку, допущенную при изготовлении барельефа, свою основную функцию, как место памяти и прославления российского солдата, защищающего свою Родину, обелиск выполняет в полной мере".
Не беда, что место российского солдата занято оккупантами; барельеф выполняет функцию прославления даже не частично, а - в полной мере! То есть образ может быть любым, поскольку и память, и прославление солдата уже оторваны от этих войн. Отметим этот момент, и посмотрим, что же выступило заменой историческому содержанию 9 мая.
II Новое содержание праздника
1
В отличие от официальных органов и коллективных действующих лиц, имеющих большую инерцию, массы проявляют себя активнее. Любой житель нашей страны видит большое количество наклеек, которые к 9 мая наносятся автомобилистами по доброй воле и, наверное, отвечают зову их души. Запрос на них настолько массовый, что давно известны несколько типовых слоганов, обновляемых к празднику, но часто сохраняемых на автомобилях круглогодично. Среди тех, что встречаются наиболее часто - "Спасибо деду за Победу", представляющий консервативную линию, а также два новых - "На Берлин" и "...можем повторить". Выражение благодарности ветеранам - старая советская линия, а вот на два новых лозунга рассмотрим подробно.
2
Лозунг "На Берлин!" кажется отвечающим тематике Победы в Великой Отечественной Войне только на первый взгляд. Несомненно, что хозяева автомобилей, украшающих борта такой надписью, руководствуются современной повесткой. В ней давно произведена ампутация трагического оборонительного начала войны, в ней нет жертв, нет поражений и отступления, нет сдачи земли и трагедии плена. Без памяти о горьких событиях первых военных лет благородное возмездие, воплощённое в призыве "на Берлин", теряет пафос справедливости. Вне контекста начала войны такой лозунг отражает пошлейшее шапкозакидательство, сытую обывательскую уверенность в том, что "наша всегда возьмёт", сдобренную именно современной внешнеполитической конъюнктурой. Водитель украшенного таким лозунгом автомобиля с большей охотой станет рассуждать о взаимоотношениях Путина с Меркель и Обамой, чем о движении к немецкой столице Первого и Второго Украинских фронтов. Тезис "На Берлин!" трактуется таким обывателем как "Мы вам всем покажем!" и относится вовсе не к важнейшему европейскому партнёру России, каким является современная Германия, и не к завершающему этапу Великой Отечественной Войны. Это - воинственный клич, адресованный обобщённым врагам современной России, расположенным где-то за её рубежами.
3
Не менее широко распространённый слоган "...можем повторить" выражает угрозу ещё более явно. При этом очевидно, что даже когда рамки повторяемого включают 1941-й год, носитель этого лозунга вовсе не имеет в виду готовность повторить котёл под Вязьмой, оборону Ленинграда или отступление к берегам Волги. Никакой печали о жертвах тут тоже нет, желание повторять касается исключительно победного мая 1945-го. Ответ на вопрос, в чём же сегодня видится необходимость такого повторения, невозможен без выхода за пределы событий Второй Мировой; он целиком находится в современном контексте. Это угроза в адрес нынешних недругов, сообщение врагам о том, что современная Россия и её вооружённые силы способны решать такие же масштабные задачи, как когда-то - Красная (Советская) Армия. При этом демонстрация такой угрозы вовсе не означает готовность автора лично принять участие в силовой операции, это лишь выражение общности с теми, кто ринется в победный поход.
Желание показать силу, продемонстрировать воинственную риторику, тряхануть кулаком перед воображаемыми лицами несметных противников в данном случае демонстрируется отнюдь не органами власти. Наклейки, в отличие от георгиевских ленточек, не распространяются бесплатно, их размещение никем не диктуется и никак не регламентируется. Угрожающие лозунги, коренным образом противоречащие историческому мирному духу праздника окончания войны, масса размещает на своих автомобилях по собственному почину.
4
Государство также вносит свою лепту в новое содержание Дня Победы. Наполнение празднования властью идёт навстречу ожиданиям граждан (редкий случай, когда это именно так, а не наоборот) и включает в себя обязательный военный парад, который стараются устраивать даже в сравнительно небольших населённых пунктах. Пока 9 мая оставался праздником Дня Победы в Великой Отечественной войне, парадов на эту дату не было. В советское время военные парады проводились 1 мая и 7 ноября, но на 9 мая первый раз парад прошёл в 1985 году. В следующий раз на День Победы военные вышли на Красную площадь только через 10 лет.
В 1995-м новая традиция была заложена чуть ли не невольно - ни День солидарности трудящихся, ни, тем более, праздник Великой Октябрьской Социалистической для демонстрации военной мощи уже не подходили, а совсем без парадов военным жить невозможно. Но все годы до 2008-го по брусчатке грохотали лишь каблуки парадного строя. Техника на параде в День Победы появилась лишь в 2008-м, закрывая поворот от праздника освобождения от тяжёлого военного ярма, праздника победного окончания кровавых испытаний, к празднику демонстрации военной мощи и боевой готовности.
По совокупности ожиданий граждан и готовности власти можно констатировать, что 9 мая из праздника дня прошедшей Победы превратился в праздник Победы грядущей. Россияне призывают к походу на столицу иностранного государства, обещая сочувствие наступательному порыву на Запад, а государство поддерживает их, демонстрируя лучшие образцы вооружения и военной техники.
III Причины произошедшего изменения
1
Демонстрация военной мощи вкупе со стремлением подчеркнуть именно наступательное направление её применения не свойственно победившей стороне. Страна, ощущающая себя сильной и по праву владеющей своими национальными богатствами, в подобного рода демонстрациях не нуждается. Зато стремление "показать, кто есть кто", поиграть мускулами, "повторить" и вообще погрозить обидчику есть только у обиженного. Зачем кричать "На Берлин!" жителю страны, чей танк уже давно туда прорвался и сейчас стоит там на постаменте? Зачем "повторять" победителю, если он - уже победил?
Симптомы происходящего вокруг Дня Победы свойственны явлению, которое называется "реваншизм". Словарь определяет его как стремление общественных групп к реваншу путём пересмотра результатов нанесённых им военных и политических поражений. Где же было нанесено то поражение, за которое хотят отыграться на давно отрекшихся от нацизма немцах наши сограждане? Что они хотят пересмотреть, что доказать врагам?
Я полагаю, эта травма не имеет ничего общего с событиями Второй Мировой войны. Она нанесена ныне живущему поколению. Эта рана - развал СССР.
2
При разном отношении к советской системе подавляющее большинство жителей нашей страны родились в те времена, когда она имела совсем другие очертания на карте. Почему наши границы были больше, а стали - меньше? Почему наши форпосты располагались западнее Берлина и Праги, а теперь чужие форпосты находятся восточнее Калининграда?
Те, кто не застал политические карты мира с огромным розовым государством, подписанным четырьмя буквами, достаточно наслышаны о стране, которая была могучей силой планетарного масштаба, которую пусть не все любили, но все уважали, и которую побаивались даже американцы. Куда оно делось? Что случилось с его жителями?
Ответы на эти вопросы дала бы проигранная война, оккупационные силы в Москве и вражеский флаг, поднятый над кремлёвским дворцом съездов. Но их нет, поэтому окончательным объяснением и ответом на все вопросы служит давняя и вечно живая тема "измены в высших штабах" или "удара в спину". Здесь всё строго по учебнику: враги и наймиты, воспользовавшись обманом и изменой, разрушили и разорили нечто, принадлежавшее нам по праву. Это право окроплено кровью наших дедов и поругано чужеземцами. Значит сейчас нам необходимо "подняться с колен" (да - они же поставили нас на колени) и отомстить.
Этот мотив и является основным наполнением современного празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне.
3
9 мая пересекаются сразу несколько важнейших для современной России обстоятельств.
День Победы лишился своего основного содержания в 90-е, когда демонтировалась советская система ценностей, а наиболее многочисленные поколения фронтовиков уже ушли из жизни. Образовалось пустое оформление, в которое можно было залить подходящее содержимое.
День Победы содержит элементы культа ушедших предков, активируя воспоминания об их героическом прошлом. Напоминая о победах, праздник мобилизует на их защиту. В этот день не зазорно демонстрировать силу, к этой дате можно апеллировать, говоря о том, что не всё ещё у нас потеряно, есть порох в пороховницах, более того - он сух. Этот день служит важным напоминанием о том, на что мы способны, если нас довести (кстати, сейчас нас почти довели), в этот день извлекаются наиболее воинственные лозунги, и даже агрессивное их звучание не смущает. "Повторим" - это звучит гордо.
Обещание реванша является точкой сборки для современного российского общества. Неудивительно, что День Победы стал без преувеличения главным праздником современной России.
4
Обеспечить месть за поруганное в 90-х достоинство может только государство. Именно оно (а не Коммунистическая партия, как утверждалось ранее) явилось организатором Победы в Великой Отечественной (перестроечная формулировка "победителем […] является советский народ" не прижилась), оно же сделает возможным и нынешний реванш. Возвращение Крыма - наиболее печальное по последствиям действие современной власти, но оно же - и наименее критикуемое обществом. В такой ситуации можно наблюдать, как элементы современного наполнения Дня Победы начинают "отпочковываться" от финала Великой Отечественной настолько далеко, что связь начинает теряться.
Например, Георгиевская ленточка, ставшая идеологическим маркером прогосударственных сил внутри страны, или пророссийских (а не триколор!) - за её пределами. Оранжево-чёрным отмечается противостояние "нацпредательству" - оцените, насколько такая чекистская функция далека от настроя победного мая 1945-го! Тем не менее, современные государственники подчёркивают, что они стоят на страже завоеваний "ветеранов", принимая эстафету и риторику от защитников "завоеваний Октября". При этом в защиту памяти о "подвиге" предпринимаются несообразные действия, из которых часто следует обратный эффект.
Особенно хорошо это прослеживается в противостоянии директора Госархива России Сергея Мироненко, чуть ли не случайно актуализировавшего вопрос панфиловцев, и после публичной выволочки уволившего его Владимира Мединского. Рассуждая в контексте сохранения памяти о войне мы понимаем, что защищать вымышленный подвиг имеет смысл только по недостатку реальных. Но когда мы начинаем принимать в расчёт нынешнее наполнение Дня Победы и современного понимания "памяти о войне" как о поруганной святыне, Мединский выступает апостолом Державы, дающим отпор чуть ли не всему североатлантическому блоку.
Эпизод с выставкой детского рисунка, проведённой "Мемориалом", даёт не менее яркий штрих: охранители обозначили себя не только георгиевскими ленточками, но и одеждой, стилизованной под советскую форму периода Великой Отечественной. Это сделано исключительно с целью опознания на идеологическом фронте - с Великой Отечественной не связан ни конкурс, ни участники, ни дата.
Не менее примечательно регулярное использование для смысловой маркировки сторон обобщённых "ветеранов" (под которыми подразумеваются именно участники ВОВ, а не других войн) в качестве "оскорбляющихся", страдающих от разного рода действий, событий и обстоятельств. Заслуживает внимания и то, что маскарад нападавших на участников того конкурса "Мемориала" этих "ветеранов" не оскорбил: в нынешнем контексте они находятся на одной стороне с наполнением Дня Победы, охранителями, государством и реваншистской политикой, против "правозащитников", "белоленточников", "Улицкой", "грантососов", "Запада" и так далее.
Память о Великой Отечественной войне также находится вне контекста нынешнего содержания празднования Дня Победы.
5
Акция "Бессмертный полк" является единственным элементом, выпадающим из общего милитаристского и реваншистского наполнения современного Дня Победы. Во-первых, оно обращено к сохранению памяти, причём не только о победном финале, но обо всей совокупности трудных военных лет; во-вторых, при нынешней массовости шествие наглядно демонстрирует тяжёлую цену войны, давая обществу антимилитаристскую прививку; в-третьих, участие в акции заставляет людей обращаться к во многом забытой истории ушедшего поколения своих семей.
Вместе с тем, к сожалению, не могу не выразить опасения относительно дальнейшей судьбы "Бессмертного полка". Оставляя в стороне некрасивые истории, связанные с попытками как приватизировать, так и национализировать эту поначалу исключительно общественную акцию, необходимо отметить её мемориальную направленность. Основное содержание этого шествия - в прошлом. Участники шествия объединены памятью о своих предках-ветеранах, их побудило выйти на улицу стремление её актуализировать. Но когда вы уже напомнили истории своих семей и своего народа, нужно двигаться дальше.
Акции памяти жертв политических репрессий проводятся затем, чтобы не допустить повторения. Память жертв терактов чится потому, что очень свежа боль. Потери военных лет уже оплаканы, а идея "лишь бы не было войны" кажется не вполне адекватной новостному потоку современного мира. Она устарела и ощутимо отдаёт "совком". Сегодняшний девиз - "только без жертв", на что работает освещение событий в Сирии. У нас высокотехнологичная армия, способная воевать роботами и запускаемыми с безопасного расстояния ракетами, а погибшие в этом конфликте возможны только от случайностей или подлого удара в спину. Пускай будет война, но пусть она будет красивой.
Чёрно-белые портреты погибших дедов живописно оттеняют мысль о том, что теперь государство этого не допустит. Не допустило в Крыму, не допускает в Сирии, а значит и в рейде "на Берлин" тоже всё обойдётся. Теперь не то, что раньше. "Ветераны" бы всё это одобрили.
Проблема "Бессмертного полка" в том, что дальше идти некуда. Мы покопались в архиве, вспомнили погибших и вернувшихся, разыскали, отреставрировали и увеличили их фотографии. Затем мы с гордостью пронесли их по городу, потом ещё раз, потом - ещё и ещё. А потом жизнь пошла дальше, и в очередной раз мы поймём, что всё, что хотелось, мы уже сделали, а на выходной появились более актуальные дела.
Подхватит государство этот формат, сделав его обязательной частью военных торжеств, или отпустит в постепенное угасание, покажет недалёкое будущее.
Заключение
День Победы в нашей стране последние годы существует не в виде дня празднования Победы в Великой Отечественной войне. Формально оставаясь таким днём, по сути он представляет собой праздник демонстрации военной мощи государства и - отчасти - мобилизационной готовности граждан к участию в настоящих и будущих войнах.
Историческое содержание праздника победного окончания войны забывается, назначение атрибутики размывается, в отношении к ней появляются чужеродные элементы. Образы конкретных солдат конкретной войны заменяются нечёткими людьми в военной форме, которые на поверку могут принадлежать тогдашним противникам. При этом мало кто выражает беспокойство даже в случаях, когда такие факты попадают в публичную плоскость.
Основное содержание современного празднования выражается со стороны власти в организации военных парадов, на которых демонстрируется готовность боевой техники к бескровной победоносной войне, а со стороны граждан к призывам "На Берлин" и заверениям "...можем повторить".
Реваншистский дух события, происходящего 9 мая, вызван травматическим опытом ликвидации или распада СССР, родины нынешних поколений жителей России, который воспринимается как важнейшее геополитические поражение. Отомстить за него, "переиграть" болезненные события второй половины восьмидесятых - девяностых годов двадцатого века, является основным, хотя и неявным устремлением участников и организаторов праздника.
При этом память о событиях Великой Отечественной войны 1941-45 годов, поддерживаемая в основном акцией "Бессмертный полк", уходит всё дальше и дальше в прошлое.