"Трехгрошовая опера" Брехта

Jun 25, 2017 23:14

Брехт мне не близок. Но интересен. Не близок, потому что головной и дидактичный. Эстетического катарсиса от него не дождешься. А интересен своей попыткой реформирования театра. То есть, будучи знакомой только с его текстами (не с постановками этих текстов), я считаю его скорее теоретиком, чем практиком, более сильным критиком (и опять же - не ( Read more... )

Leave a comment

Comments 82

esdra June 26 2017, 06:25:12 UTC
Спасибо большое за рецензию на пьесу Брехта. А вот я Брехта обожаю. Может быть это связано с тем, что я в юности посмотрел несколько очень сильных постановок Брехта и поэтому влюбился в его драматургию. Брех остросоциален, но, как большой художник, он ушел дальше политической актуальности. Его эпический театр вырос из бума "новой драмы" Ибсена и Гаупмана, но "эпический театр" Брехта впитал в себя как "Систему" Станиславского, так и "новую драму" и пошел дальше. Он превращает свои драмы в средневековые площадные драмы. Это видно еще по "Мамаше Кураж и ее детям" и "Жизнь Галелея". Именно это и странно для зрителей, воспитанных на "театре переживания" Станиславского. Мы не любим памфлеты, а Брехт превращает драму в эпический памфлет. Невероятной силы. И это касается и "Трехгрошовой оперы" в полной мере. Но мне хотелось бы как раз поговорить о ней подробнее.

Reply

marlochka June 26 2017, 07:37:11 UTC
Я знаю, что очень многие и самые умные любят Брехта. Поэтому старалась читать внимательно. Но тут, видимо, какое-то принципиальное расхождение в видении задач искусства как такового. Я не могу сказать, что вообще не люблю сатиру. Но, допустим, у того же Свифта политические памфлеты достигали такой силы, что становились скорее философскими сочинениями (я говорю, например, о "Сказке бочки"). И главное различие: Свифт не пытался выразить свои остросоциальные (и весьма тяжеловесные) мысли средствами драмы, театра. По-моему, театр это терпит с большим трудом. Сам Брехт утверждал, что театрализовать можно всё. Но я с ним не согласна. Всё, да не всё. Показать в театре можно всё, да. Но эпический замах Брехта (который явствует прежде всего из теоретических работ, а не из текста пьесы) трудно реализовать в пределах и в условиях драмы. Во всяком случае это не драма для чтения. А что касается постановок, у меня сложилось впечатление, что из него часто делают не более, чем мюзикл. Разве не так?

Reply

esdra June 26 2017, 07:45:29 UTC
Не так, причем, мне кажется, кардинально не так. Брехт отказал колоссальное влияние на современный театр. Особенно он повлиял на формирование театрального андерграунда в СССР. Благодаря его влиянию и сформировался особый стиль Любимого и стиль Таганки. Именно там "Трехгрошовая пьеса" стала самым популярным спектаклем. Любимов говорил, что после Брехта он уже не мог ставить иначе. В том то и дело, что почему-то Трехгрошовую оперу видят как банальный мюзикл, именно поэтому Брехт так был возмущен экранизацией 1931 года, нужно сказать, действительно слабой, впрочем, как и ее немецко-французский аналог. Брехт же показывал, что социально-политический театр может проникать в разные театральные жанры и в том числе в музыкальный театр. Но... мне как раз интересен разговор именно о пьесе Брехта. Мне кажется, его просто не понимают сейчас. Да, политическая сатира очень быстро устаревает, но Брехт - это не только идеология и сатира, но и гораздо глубже. Философии у него не меньше, просто она густо замешана на разговоре о социальных, общественных ( ... )

Reply

sa_t_i June 26 2017, 17:29:00 UTC
Как вы с Натальей-то пренебрежительно о мюзиклах))

Reply


esdra June 26 2017, 06:39:18 UTC
Очень важен контекст создания "Трехгрошовой оперы". Нужно сказать, что драматургия Брехта очень насыщена культурными и литературными аллюзиями от поэзии Вийона до поэтики и идей Просвещения, идеи которых он продолжает развивать в своих пьесах. Мало есть в современном мире драматургов, которые по интеллектуальной мощи и поэтической окрыленности таланта могли бы сравниться с Брехтом. История этой "Трехгрошовой оперы" Брехта отсылает и перефразирует пьесу английского драматурга Джона Гея (1685-1732) "Опера нищих". Это была злая сатира: в ней отождествлялись образ жизни и нравы английского высшего света с обычаями и моралью подонков общества, воров и проституток. Сюжет пьесы Гея послужил для Брехта основой его Трехгрошовой оперы. В пьесе Гея современники на каждом шагу угадывали намеки на известных лиц и на всякие скандальные обстоятельства из жизни великосветского общества. В короле нищих Пичеме зрители узнавали тогдашнего премьер-министра Роберта Уолпола, в других персонажах - придворных, их любовниц и проч. Организации нищих и воров, ( ... )

Reply

sa_t_i June 26 2017, 07:49:18 UTC
Я добавлю)) "Опера нищих" была сатирой на оперы Генделя, как раз в то время, когда была запущена мощная либеральная волна. Оперы Генделя были простыми, на современный вкус - незатейливыми, написаны в основном по древним мифам и обязательно с мощным положительным главным героем, например, как Юлий Цезарь. После постановки "Оперы нищих" Генделю пришлось не сладко) Но время расставляет все на свои места: Гендель-то остался, а вот Гэя-то не видать в афишах))

Reply

esdra June 26 2017, 07:53:03 UTC
Добавлю, что Вайль в своей музыке к спектаклю так же пародировал классическую оперу, вплетая в нее джазовые мотивы. Этим достигается эффект парафраза на Гея и его пьесу.

Reply

sa_t_i June 26 2017, 08:38:17 UTC
Игорь, не знаю что пишут музыкальные критики по этому поводу, но мне так не кажется. Скорее всего цель Вайля была - сделать звучание пьесы современным) И вряд ли можно назвать джазовые мотивы в той современной музыке пародией на классическую оперу. Как и "эпический театр" Брехта, наверное, сложно назвать пародией на классическую пьесу)

Reply


esdra June 26 2017, 06:44:14 UTC
Кстати, интересная подробность. Джон Гей дружил с Джонатанам Свифтом, и именно Свифт подарил идею для "Оперы нищих" Гею, что очень сильно видно по всей структуре пьесы.

Reply


sa_t_i June 26 2017, 07:41:15 UTC
У меня обратная история: я знакома с Брехтом с постановками (современными), но не с текстами, на заре юности читала стихи, но уже, конечно, ничего не помню) Ушла в антракте с обоих спектаклей, про "Трехгрошовую оперу" знаю (в теории) по Генделю со времен музучилища и по музыке Вайля. Хотела сходить на спектакль Серебренникова, но так и не выбралась. (Ты, кстати, слышала про его травлю?) И видела спектакль в программе theatrehd, надеюсь, когда ты приедешь, он появится в афише. Не хочешь сходить ( ... )

Reply

esdra June 26 2017, 07:58:13 UTC
Он нравился советским диссидентам в культуре именно как раз своими идеями о том, что сама система во всем виновата, и этот пафос они до сих пор и видят в Брехте, хотя у него это не единственная идея в драматургии. Брехт как раз интересен как новатор театра, даже как, как ты выразилась, "дидактичный" драматург.

Reply

sa_t_i June 26 2017, 08:43:36 UTC
Это не я выразилась, а Наталья))
А ты сам как считаешь, согласен с Брехтом, что система виновата?) И какие еще идеи видишь у Брехта?

Reply

esdra June 26 2017, 08:59:36 UTC
Но ты-то с ее мнением согласна, как я понял. Идея у Брехта очень важная - это природа зла, одобряемая в обществе. То есть зло, по Брехту, является двигателем общества, его цементом, это порождает порочность системы и система поддерживает "благополучие зла".

Reply


bukvoedka June 26 2017, 08:33:20 UTC
Мэкки и Пичем похожи? Как думаете? Они оба дельцы, "короли" своего бизнеса, просто у одного - нищие, а у другого - воры.

Reply

esdra June 26 2017, 08:41:37 UTC
Оба являются зеркальными отражениями друг друга, поэтому так и воюют. Впрочем, там же еще есть и полицейский Браун, не менее отвратный тип

Reply

yasinskaya_svet June 26 2017, 16:26:36 UTC
А я стала пересматривать трилогию "Крёстный отец". Столько ассоциаций!

Reply


Leave a comment

Up