>>Что понравилось: 1. концепт голубого сала, концепт скрипторов 2. история с ААА, это было сильно :-) 3. китаизация России, очень достоверно 4. письма Глогера, бедный Глогер 5. новояз "западников", превращенных в "восточников" 6. стилизации, особенно под Достоевского ("Сошьемся вместе, братья и сестры! До всемирного счастья!"). 7. вставные новеллы -- и про кровь, и про заплыв 8. вообще любовь Сорокина к пограничным состояниям, вроде баньки со стоном.
Все эти сцены великолепны, да. Очень понравилась сцена, когда ААА передала черное яйцо Иосифу и когда на него нападали поэты из Лианозовской группы:) Роман, конечно, шедевральный.
Парни из Лианозова (не Лианозовская группа, а скорее все говорят о Лианозовской школе) - Генрих-Вертолет - Генрих Сапгир, Холя - Игорь Холин, Севка-Мямля - Всеволод Некрасов, Крапива - скорее всего Евгений Кропивницкий, но может и сын Лев, Оскар Богомаз - Оскар Рабин,
Спасибо, кроме Лианозовской группы-школы, я поняла) Я не понимаю что за история стоит за этим нападением на Йосю. Или почему от ААА воняет. Или к чему этот монолог был Оси на коленях перед портретом Сталина? Почему такое отвращение у "детей" перед этим родившимся черным яйцом? Почему Сталин колет себя под язык золотым шприцем? Что это было вообще? Ты можешь объяснить?))
Самый главный вопрос, что есть "голубое сало"? Как, мне кажется, это символ того, что дает нам литература. Многие не всегда могут сказать, что же именно дает им литература. Для одних - это способ пропаганды, изменения мира и препарат, для других - оружие, для третьих - некий культурный код (условные одежды).
Да, символ или метафора "голубого сала" интересная. Вопрос, почему голубое и почему сало) Если голубой как символ, возможно, небесного, то сало -.... ммм... Сало как обрастание жирком. Где жир - обретение тобой перечисленного? Удивительно, что столько мерзости сопровождает "голубое сало")
По-моему, с голубым -- да, все просто: это небо, некая не физическая субстанция, некий дух, который позволяет отдельным людям творить свои миры. А сало взято для контраста. Сорокин как бы говорит нам, что сочинительство -- это не воспарение никакое под облака, а лишь видимость такового. На деле же это нечто грубо материальное и даже вовсе автоматическое. Как нам это демонстрируют скрипторы.
"Сорокин как бы говорит нам, что сочинительство -- это не воспарение никакое под облака, а лишь видимость такового. На деле же это нечто грубо материальное и даже вовсе автоматическое." - а ты с этим согласна?:)
Наташ, похоже, я поняла, наконец, почему Сорокина так ценят. Помимо отмеченного тобой, в романе чувствуется структура и форма, смешение жанров и стилизация, и здорово он закольцевал историю. И - да, написано бодро. И, думаю, особый кайф видеть все аллюзии, это как посвящение в масонскую ложу. Но все же. Чтобы проникнуться этим романом, мне кажется, надо быть лингвистом-филологом или Сергеем
( ... )
Антиутопия, потому что здесь есть описание ближайшего будущего в неприглядном свете - в начале и в конце. Китайщина - это как минимум означает, что русские были ассимилированы китайцами, отсюда и такой новояз. Технологический слэнг - значит L-гармония,M-гармония - значит это место высокотехнологично с точки зрения био- и кибер-технологий. Клоны по описанию выглядят весьма устрашающе. Трудно представить себе биорганизм в виде стола (хотя это, конечно, скорее всего метафора, но все же). Воинствующие ура-патриотические группы, которые соперничали за "голубое сало" (хотя это элемент и на текущий момент присутствует). Кстати, клоны писатели - уже, наверное, классический пример симулякров, и заодно описание состояния современной литературы, да литературы нескольких последних веков (несмотря на год издания романа - 1999, по-прежнему актуально), где каждый новый автор имитирует что-то уже давно написанное.
Мда, роман не для средних мозгов)) Так, с китайщиной, слэнгом понятно. Биорганизм в виде стола - это метафора чего? Если проводить параллели с воинствующими ура-патриотами, то "голубое сало" для них что? С клонами - интересная мысль) А сам Сорокин тоже кого-то имитирует?
Сорокин не имитирует, но использует стили, технику письма классиков, чтобы создать нечто новое. Это не только в "Голубом сале". В "Романе" он показывает смерть романа, традиционной классической литературы, сначала искусно стилизуя, а потом по-сорокински разрушая. Советские тексты и советскую действительность любит использовать. Вскрывать смысл слов, показывать, что они означают не то, что мы привыкли за ними видеть.
>>Что думаете по поводу отсутствия философов в России с мировым именем?
Спорное высказывание. Как минимум левые философы до сих пор влияют на философов - Ленин, Троцкий, Герцен.
Отчасти можно согласиться, но возможно это специфика российского менталитета, наши философы всегда отличались неким мессианством и поиском третьего пути, что делало их не всегда понятными для большинства. И да, наши философы до второй половины XX века склонны к литераторству, но это скорее черта не столько нашей философии, сколько, в целом, континентальной.
В университете говорили о Сорокине на спецкурсе по русскому постмодернизму. Нам преподаватель зачитывал главы-стилизации из "Голубого сала", а мы угадывали "автора". Угадали всех :-)
Я бы, кстати, Набокова не угадала. Мне показалось, что не оч похоже) Преподаватель, похоже, был интересным человеком) Марин, а ты постмодерн любишь с универа или и до него любила?
С университета, с курса третьего-четвертого. Университет вообще повлиял на моё чтение, много было всего хорошего, образование же специфичное :-) Хотя есть филологи, которые заканчивают универ и перестают читать книги.
Comments 84
Все эти сцены великолепны, да. Очень понравилась сцена, когда ААА передала черное яйцо Иосифу и когда на него нападали поэты из Лианозовской группы:) Роман, конечно, шедевральный.
Reply
Я, честно говоря, не поняла что имеется в виду про поэтов из Лианозовской группы. Можно ликбез?)
Reply
Парни из Лианозова (не Лианозовская группа, а скорее все говорят о Лианозовской школе) - Генрих-Вертолет - Генрих Сапгир, Холя - Игорь Холин, Севка-Мямля - Всеволод Некрасов, Крапива - скорее всего Евгений Кропивницкий, но может и сын Лев, Оскар Богомаз - Оскар Рабин,
Reply
Reply
Reply
Удивительно, что столько мерзости сопровождает "голубое сало")
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
С клонами - интересная мысль) А сам Сорокин тоже кого-то имитирует?
Reply
Reply
Можно на примере конкретного эпизода расшифровать аллюзии Сорокина?
Что думаете по поводу отсутствия философов в России с мировым именем?
Reply
Спорное высказывание. Как минимум левые философы до сих пор влияют на философов - Ленин, Троцкий, Герцен.
Отчасти можно согласиться, но возможно это специфика российского менталитета, наши философы всегда отличались неким мессианством и поиском третьего пути, что делало их не всегда понятными для большинства. И да, наши философы до второй половины XX века склонны к литераторству, но это скорее черта не столько нашей философии, сколько, в целом, континентальной.
Reply
Reply
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment