Роберт Капа. Скрытая перспектива. (Пер. с англ.) СПб.: Клаудберри, 2011. - 280 стр.
Тираж 3000 экз. ISBN 978-5-903974-03-0
Уровень крутизны фоторепортеров я измерял бы в КАПАХ - по фамилии легендарного фотожурналиста времен Второй мировой войны Роберта Капы.
Роберт Капа был отчаянным репортером, чтобы рассказывать о войне как можно правдивее, он всегда старался попасть в самую горячую точку боев. Ему приходилось прыгать с парашютом вместе с воздушным десантом, чтобы освободить от немцев Сицилию, ходить с солдатами в ночной бой, вместе с техасскими рейнджерами корчился на передовой под жесточайшим огнем немецкой артиллерии, вместе с войсками генерала де Голля освобождать Париж. «Если твои снимки недостаточно хороши, - говаривал он, - значит, ты был недостаточно близко». Эта фраза Роберта Капы стала девизом фоторепортеров всего мира.
Свои самые знаменитые снимки Роберт Капа сделал во время высадки союзников в Нормандии. Это была смертельно опасная «фотоохота», потому что немецкие пули и снаряды летели настолько плотно, что преодолеть последние двадцать пять ярдов до берега, казалось, не было никакой возможности. Оставаясь по грудь в холодной воде, Капа спрятался за стальной еж, из-за которого и снимал самые драматичные моменты высадки. «Я боялся смотреть куда-либо, кроме видоискателя «Contax», и неистово снимал кадр за кадром» - вспоминал Капа. Снимки вышли нерезкими, с огромным зерном. Но эта антифотографичность была потрясающе убедительна. Глядя на фотографии, зритель как бы ощущал холод воды, тяжесть намокшей амуниции, свист пуль над головой и близкие разрывы снарядов. Фотографии, сделанные в День «Д» на месте высадки союзников стали классикой военного фоторепортажа.
О своих приключениях в ходе боев Второй мировой войны Роберт Капа рассказал в замечательной книге «Скрытая перспектива», символом которой является нечаянный разговор, который случился у знаменитого фотокорреспондента с солдатом-десантником, когда они летели на самолете над Средиземном море, чтобы высадиться в Сицилии. Солдат все никак не мог взять в толк, что Капа, готовившийся вместе с ним к прыжку с парашютом, вовсе не военный, а гражданский человек. «То есть, если бы ты захотел, ты мог бы вместо этого сегодня улететь в Штаты?» - допытывался он у фотографа.
«Вероятно, да», - отвечал Капа.
«Сколько же тебе за это платят?» - продолжал допытываться десантник.
«Тысячу в месяц», - отвечал журналист.
В этот момент зажглась зеленая лампочка, и это означало, что самолет приблизился к месту высадки.
Коммандос поднялся со своего места, но прежде, чем вывалиться в открытый люк самолета, повернулся к Капе и сказал: «Мне не нравится твоя работа, дружище! Она слишком опасная».
«Скрытая перспектива», пожалуй, одна из лучших книг о войне.
Но на самом деле эта книга совсем не про войну, а про то, что всегда остается за кадром военных фоторепортажей: про любовь, про красивых женщин, встречи с которыми ждешь, про спокойную мирную городскую толкотню. От момента получения задания редакции выехать на передовую до публикации очередных сенсационных снимков фотокорр как бы проживает маленькую жизнь. Он влюбляется, радуется тому, что нашел ту единственную женщину, о которой мечтал, прощается с ней, вспоминает ее, рискуя жизнью на фронте, и снова возвращается к ней. И так каждый раз: репортаж за репортажем, месяц за месяцем, год за годом. И порой даже любимые женщины устают ждать своих героев…
Но мировая фотография по достоинству оценила заслуги своего любимого фотокорра. В США существует несколько ежегодных премий, которые присуждаются журналистам за лучшие произведения, и самая престижная среди этих наград - премия имени Роберта Капы, которая присваивается за лучший военный фоторепортаж года. Ее обладателей не так много, потому что присваивается она иногда посмертно: такова уж специфика профессии военного репортера. Сам Роберт Капа и после окончания войны остался верен своему кредо: быть как можно ближе к месту событий. Он погиб 25 мая 1954 года от взрыва противопехотной мины в Индокитае, куда уехал на съемку по заданию журнала «LIFE»...