Козимо Тура. Мадонна с младенцем. Восприятие.

Sep 12, 2014 14:40

В этом году в Пушкинском музее проходила выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо».

В трех больших полутемных залах расположилось пятьдесят восемь полотен периода 15-16 веков. На каждую картину был направлен свет, поэтому можно было в деталях рассмотреть и цвет, и фактуру произведений.

И вот в одном из залов глаз выделяет яркое пятно - красное на фоне желтого. Издалека виден только силуэт картины, и, кажется, что на ней изображен череп. Сердце начинает биться сильнее. Через какое-то время смотрю на картину издалека с другой точки, потому что близко подойти не могу. То же самое - чувство тревоги, сердце начинает биться, приходиться сесть. Ничего не понимаю. С третьего раза я все-таки к ней подошла. Это была «Мадонна с младенцем» (1475-1480) Козимо Тура, сильно отличавшаяся от других Мадонн с этой выставки. Изначально картина была больших размеров, сейчас она обрезана. Есть предположение, что это была центральная часть триптиха. В XIX веке золотой фон был написан заново.
[Читать далее]

Сначала об авторе произведения:

Козимо (Косме) Тура (1430-1495) - итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель Фераррской школы. С 1451 придворный художник герцогов д'Эсте. Поздние годы Козимо, после того, как Эрколе деи Роберти сменил его в должности придворного художника герцогов д’Эсте, прошли в нищете и забвении. Большинство произведений Козимо Туры утрачены.

Из книги Павла Муратова «Образы Италии» про Козимо Тура: «.. он вынес из мастерской Падуи стремление к алмазной твердости, чеканке формы, к точности будто отлитых из бронзы рельефов… Линия Туры - запутанная, сложная, вьющаяся, разбивающая все плоскости на отдельные узоры… Тура всегда глубоко замкнутый, ускользающий, чудной и условный в своих искривленных фигурах, преувеличенной мимике лиц, резких складках одежды и особенно в своих пейзажах… Фигуры Туры всегда неподвижны, они кажутся внезапно окаменевшими в священном ужасе»


Козимо Тура, Мадонна с младенцем. Дерево, темпера (47х32см)



Восприятие.

Линия.

Данная картина относится к линеарной композиции.
Линии одежды жесткие, спадающие вниз. Жесткие складки алой накидки создают ощущение остро торчащих перьев сложенных крыльев. Линии цельные. Сейчас крылья раскроются и разрежут пространство. Тонкие длинные пальцы Мадонны, придерживающие младенца, очерчены более спокойной линией. Овал лица Мадонны, тело младенца изображены твердой линией.
Если руками «потрогать» пространство композиции, то наталкиваешься на застывший камень. Отсутствие мягкости, рука в нее не проваливается. Ощущение застывшей твердой скульптуры.

Цвет.

Первое, на что обращаешь внимание на этой картине - это цвет. Он бьет в глаза своей яркостью, сразу сковывает по рукам и ногам и держит в напряжении. Сердце часто бьется, кровь пульсирует, бьет в виски.
В произведении использован контраст по цвету: синий, желтый, красный. По Иттену, это наиболее сильно выраженный контраст по цвету.
Остановлюсь на каждом цвете отдельно. Омофор Мадонны синего цвета, но это не чистый синий, в него добавлен черный - это отнимает энергию у цвета. Дышишь чрез усилие. Само одеяние Мадонны и накидка сзади не просто красного цвета, а кроваво-красного, алого, бьющего своей энергией. Красный и синий борются между собой, сталкиваются, а желтый уравновешивает композицию.
В целом цвет создает ощущение трагичности.

Фактура.

Картина нарисована темперой (связующее - яичный желток), поэтому рельефный мазок отсутствует. Поверхность картины шероховатая.

Данное произведение явно не вызывает чувство радости, а скорее - трагедии. Обреченный наклон головы, полузакрытые глаза Мадонны, руки, нежно придерживающие беззащитного ребенка. Отрешенный младенец… Они оба знают его судьбу. Цвета, сталкивающиеся своей энергией. Застывшие складки одежды. Все это рождает чувство трагической безысходности.

В помощь для восприятия картины Козимо Туры я взяла для сравнения Сикстинскую Мадонну (1512-1513) Рафаэля:



Картины Козимо Тура можно посмотреть здесь: http://www.art-drawing.ru/gallery/category/613-tura-cosimo

Previous post Next post
Up