Пора обновить
прошлогоднюю заметку о театрах. Общий итог таков: в 2011-м театра было меньше, чем в 2010-м и из планов удалось осуществить только часть про оперы.
Опера "Кармен" в Большом театре (12.01)
Видимо, чтобы привлечь больше зрителей, постановку решили слегка осовременить. В результате, зрителя сначала шокирует конвейерная лента на полсцены, потом бар, изрядно напоминающий бордель, а затем гигантский телевизор, по которому показывают корриду. Интеллигентный мужчина, сидящий рядом, ещё во втором действии начал кричать "Позор!" и, несмотря на протесты своей спутницы, ушёл вместе с ней в ближайшем антракте. Впрочем, на мой взгляд, голоса артистов компенсировали ужасы постановщиков. По своему звучанию, это была одна из лучших опер, которые я слышала.
Балет "Caligula" в Opera National de Paris (03.02)
В театре, который также известен как Grand Opéra и Opéra Garnier, несмотря на название, показывают исключительно балеты. Сцена в театре не горизонтальная, а расположена под небольшим наклоном, что создаёт дополнительную трудность танцорам. Устройство зрительного зала отличается от российских театров: вместо бельэтажа там множество лож. Внутри каждой ложи, рассчитанной на 6 человек, собственный гардероб и зеркало, а вместо театральных кресел стоят 6 стульев. Спектакль был непривычно короткий: длился всего полтора часа. Сразу по окончании большинство людей мгновенно исчезли, а тех, кто уходил не так быстро, начали настойчиво торопить. Музыкальное сопровождение тоже было несколько странным: по сути, все полтора часа играли вариации на одну и ту же главную тему. Когда смотришь балет, не зная либретто, понять, что-либо решительно невозможно, поэтому тонкости сюжета так и остались непонятыми. Но происходящее на сцене было очень красиво. Это был прекрасный вечер.
Опера "Царская невеста" в Большом театре (24.03)
В отличие от "Кармен" это была абсолютно классическая постановка без всяких современностей, что определённо порадовало. Зато состав исполнителей понравился существенно меньше. На мой взгляд, голоса героев могли быть лучше. От этого осталось некоторое разочарование. Так что надо ещё что-нибудь русское посмотреть, а то пока итальянские оперы мне нравятся существенно больше.
Опера "Тоска" в Большом театре (07.04)
Пожалуй, эта опера занимает первое место из просмотренных мной. И голоса, и декорации, и сюжет --- всё было прекрасно. Всячески рекомендую.
Опера "Возвышение и падение города Махагони" в Большом театре (08.09)
Постановка Королевского театра Реал (Мадрид)
Никогда. Никогда не покупайте билеты до того, как прочитаете либретто и отзывы. Это единственный полностью разочаровавший спектакль. Декорации в виде помойки, танцоры, изображающие бордель, и безголосые певцы. В следующий раз буду осторожнее относиться к гастрольным постановкам. У спектаклей самого Большого театра, несмотря на некоторую неоднозначность, хотя бы качество исполнения всегда на уровне, и общее впечатление всегда положительное.
Опера "Набукко" в Большом театре (23.11)
Весьма интересная постановка. В отличие от большинства ярких опер, декорации и костюмы были абсолютно чёрно-белыми. Белые костюмы соответствовали иудеям, черные --- вавилонянам. Даже переход главной героини в другую веру сопровождался сменой костюма. А заканчивается "Набукко" неожиданно радостно: вместо обычного оперного "все умерли", тут умирают только отрицательные герои. Заодно, после чтения либретто, появилось новое знание: Набукко -- это, оказывается, Навуходоносор.
Новые старые планы: больше оперетты, театр на Таганке, побывать в отремонтированном Большом.