Оригинал взят у
darriuss в
Архитектура в кино: Funeral in Berlin1966 год. Премьер-министром Индии становится большая подруга советского народа Индира Ганди, сборная Англии по футболу единственный пока раз выигрывает соответствующий чемпионат мира, а на американские телеэкраны выходит первый эпизод фантастического сериала "Стар Трек", у которого неожиданно оказалось большое будущее. В кинематографе же продолжается шпиономания. За отсутствием новой серии бондианы главным событием года в этом жанре становятся "Похороны в Берлине", вторая часть приключений британского агента Гарри Палмера, практически полного бондовского антипода.
В фильме, снятом Гаем Хэмилтоном, автором незабвенного "Голдфингера", агент Палмер, флегматичный очкарик в исполнении Майкла Кейна, живущий в маленькой квартире, постоянно требующий у начальства повышения зарплаты и в связи с непременным в этом отказе, регулярно пытающийся из разведки уволиться, организует перебежку на загнивающий Запад советского полковника КГБ. Фоном к не столь уж изящно реализованной схеме становится Берлин, контраст в архитектуре западной и восточной части которого должен был быть самым лучшим символом разницы двух систем.
Западный Берлин во всей его послевоенной красе появляется чуть ли не на первом же кадре фильма - панорама площади Брайтшайдплац в районе Шарлоттенбург. После того как Александрплатц и Унтер-ден-Линден оказались по ту сторону Берлинской стены, именно Брайтшайдплац и отходящую от нее Курфюрстендамм было решено сделать общественным центром капиталистического Берлина. В 1943 году район был конкретно раздолбан бомбардировками союзников, и новую современнейшую на то время застройку получил в 1950-60-е годы. Самые модные отели, рестораны и магазины, самое крутое место тусовок - все было здесь. Это был символ Западного Берлина.
Чуть правее центра руины Мемориальной церкви кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gedächtniskirche). Здание, построенное в 1891-95 гг. (арх. Франц Швехтен) и разрушенное 23 ноября 1943 года, было оставлено в руинированном состоянии как назидание потомкам. Вокруг "полого зуба", как называют его аборигены, в 1959-61 гг. по проекту выдающегося западногерманского архитектора Эгона Айермана была построена новая Гедехтнискирхе. Ее основной восьмиугольный объем виден в правом нижнем углу скриншота, а чуть левее исторического здания заметна 53,5-метровая новая модернистская колокольня с золотым крестом на верхушке - "Lippenstift und Puderdose” ("губная помада и пудреница"), как прозвали комплекс берлинцы. В центре стекляшка "Европа-центра" с мерседесовской звездой на крыше - еще один iconic символ послевоенного города. В левом нижнем углу длинное здание "Бикини-хауса", офисно-торгового многофукционального центра.
Курфюрстендамм с Гедехтнискирхе в перспективе. Колокольня Айермана выглядит как башня нью-йорского Всемирного торгового центра в миниатюре.
В Берлине Палмер Майкла Кейна живет в отеле "Am Zoo" (недалеко как раз находится берлинский зоопарк) на той же Курфюрстендамм. Гостиница сохранилась до наших дней и вроде бы даже с теми же интерьерами.
Контрастом блестящему Западному Берлину служат мрачные безжизненные панорамы столицы ГДР. Колючая проволока, противотанковые ежи и грязнокоричневая застройка XIX-первой половины XX века.
Стену построили в 1961 году.
Окна стоящих вплотную к ней зданий заложены кирпичом. Полный беспросвет.
Берлин - город контрастов. На той стороне строительство будущего кампуса Берлинского технического университета. Светлая высотка - нынешний Фраунгоферовский институт телекоммуникаций, здание института имени Генриха Герца (достроено в 1968). На переднем плане строится здание им. Вернера фон Сименса, где сейчас располагается институт (или факультет) высокочастотных технологий местного политеха.
Стройка ближе.
Кран используется для перемещения одного музыканта-перебежчика из Восточного Берлина в Западный. Прямо в ковше.
Далее действие ненадолго переносится в Лондон. Мы можем посмотреть, как выглядит скромное шестидесятническое жилище британского агента без лицензии на убийство.
Впрочем, кое-что общее у агента Палмера с Бондом есть - легкость, с которой они затаскивают девиц в койку.
Майкл Кейн и Лондон, который вы не увидите в путеводителях.
Какой классный фильм 1960-х без самолетов и их символа - авиакомпании Pan Am. Палмер прилетает в берлинский аэропорт Темпельхоф, один из лучших (сохранившихся) образцов шпееровской тоталитарной архитектуры 1930-х.
Пассажирский терминал был построен в 1936-41 гг. по проекту Эрнеста Загебиля, и это было крупнейшее здание в предвоенном мире. С длиной дуговой части (как раз видна на скриншоте) в 1,2 км и способностью обслуживать до 6 млн пассажиров в год новый Темпельхоф должен был стать одним из символов Welthauptstadt Germania, столицы мира Германии, в которую, как планировали Гитлер и Шпеер, должен был превратиться Берлин к середине XX века. Не вышло.
Главный зал Темпельхофа, Палмер получает багаж.
Аэровокзал был закрыт в октябре 2008 года и сейчас попасть внутрь можно только с организованной экскурсией. Видите неоновую вывеску ресторана? Сохранилась до сих пор!
Центральный вход.
Палмера встречает местный резидент британской разведки. Вывеска Zentral Flughafen также сохранилась до сих пор.
В гостиницу Палмера везут на шикарном, хотя и устаревшем к моменту выхода фильма, Cadillac Series 62 1959 года. Начало эры реактивной авиации и освоения космоса, аэрокосмическая тема - самый модный тренд в автомобильном дизайне. Посмотрите, хвостовые плавники ну чистые ракетные стабилизаторы, а задние фонари имитируют выхлоп из сопла двигателей. На фоне - облицованная желтым известняком тоталитарная нацистская архитектура.
В погоню за ними на закамуфлированном под такси "Опель Капитане" четвертого поколения (1954-57) устремляются агенты "Моссада".
Неустановленные, увы, мной западноберлинские локации, по которым на "Кадиллаке" везут героя Майкла Кейна. Это сейчас 83% зрителей презрительно вздохнут "фу, противные человеконенавистнические бетонные коробки"...
... тогда это воспринималось как апофеоз современной архитектуры. :)
Подъезжают к Брайтшайдплац. Впереди Мемориальная церковь кайзера Вильгельма, справа "Европа-центр".
Проезжают знаменитый Чекпойнт Чарли, самый известный КПП в Берлинской стене.
Далее по сюжету Палмер попадает в Восточный Берлин. Снимался он большей частью в районе Кройцер, практически изолированном Стеной, окружавшей его с трех сторон, участке Западного Берлина.
Но контраст очевиден: стеклянные ультрасовременные капиталистические кварталы совершенно очевидным образом противопоставляются суровому социалистическому имперскому стилю с пустыми улицами и автоматчиками на них.
Вот тут в кадр вероятно попал реальный фрагмент Восточного Берлина. Сьемки зачастую проходили вплотную к Стене и, судя по рассказам очевидцев, солдаты на соцлагерных вышках пытались систематически им помешать - например, ослепляя камеры специальными зеркалами.
Штаб-квартира полковника Штока, того самого сотрудника КГБ, которого агент Палмер должен был переправить на Запад. На самом деле бывшее административное здание страховой компании Victoria-Versicherung в том же районе Кройцберг, построенное в 1906-13 гг. по проекту архитектора Вильгельма Вальтера. На переднем плане белый EMW 340 начала 1950-х, которым будто бы пользовалась ГДРовская полиция.
Слава богу, вскоре действие возвращается в капиталистический гламур. Гостиница Berlin Hilton 1958 года, с 1980-х InterContinental Berlin. Отель спроектирован американским бюро Pereira & Luckman, одним из партнеров которого являлся выдающийся архитектор
Уильям Перейра.
Так комплекс выглядел в 1960-е.
Интерьеры общественных помещений отеля, к сожалению несохранившиеся. Стиль действительно интернациональный - в советских, по крайней мере интуристовских, гостиницах было не хуже. Бар.
Лобби.
В полицейском участке можно увидеть действующий лифт системы pater noster. Интереснейшая штука из первой половины XX века представляла собой цепочку из непрерывно движущихся в противоположных направлениях открытых лифтовых кабин, куда надо было вовремя заскакивать и соответственно выбегать (постоянное движение кабин напомнило кому-то перебор четок, отсюда и название pater noster, "Отче наш"). Стремноватый аттракцион. А вдруг не успеешь? )
Палмер идет во все тяжкие и окунается в злачную жизнь Западного Берлина. Реальный местный ночной клуб Cabaret Chez Nous, работавший до 2008 года.
Все соблазны мира чистогана. Пожилой травести и британский разведчик.
Вновь возвращаемся на площадь Брайтшайдплац и вновь к "Европа-центру". Новенькая еще (строилась в 1963-65, арх. Хельмут Хентрих, Хуберг Петшнигг) 21-этажная офисная башня, единственная в то время в своем роде в городе, стала настоящим символом возрождения Берлина, по крайней мере его западной части.
К башни пристроен торговый молл с кинотеатром и гостиницей, по галерее второго этажа которого прогуливаются герои фильма.
А потом они забираются на крышу, где в то время была обзорная площадка. На заднем плане мерседесовская звезда, присутствующая на большинстве открыток с видами Западного Берлина 1960-70-х годов.
Бэд гай!
В подзорную трубу Палмер рассматривает красоты противоположного лагеря, с Бранденбургскими воротами в центре.
"Европа-центр" сейчас реновирован, довольно удачно впрочем (и звезда осталась!). Справа на переднем плане Курфюрстендамм, упирающийся в руины Мемориальной церкви кайзера Вильгельма. У левого края заметен бывший "Берлин Хилтон", за которым видна игла телебашни.
Финальная часть картины начинается на мосту Swinemünder, 228-метровом путепроводе, построенном над железнодорожными путями в 1902-05 гг. (арх. Бруно Мёринг, инж. Фридрих Краузе) и обошедшемся в миллион золотых марок. Отсюда и его прозвище Millionenbrücke. Тут то вы и узнаете, почему фильм называется "Похороны в Берлине".
Если вдруг у кого-нибудь возникло желание посмотреть фильм, рекомендую начать с первой части сериала "Досье ИПКРЕСС" (The IPCRESS File, 1965) и непременно не забыть по финал трилогии "Мозг в миллиард долларов" (Billion Dollar Brain, 1967). В последней картине, несмотря на ее феноменально бредовый сюжет, можно хорошенько рассмотреть Хельсинки 1960-х и заодно оценить, как англичане представляли себе советскую Ригу тех же лет. Чрезвычайно забавно представляли. :)
В 1990-е Майкл Кейн вернулся к роли Гарри Палмера и снялся еще в двух фильмах про него: "Экспресс до Пекина" (1995) и "Полночь в Санкт-Петербурге" (1996). Их я еще не видел, и что-то мне подсказывает, что и не стоит.
В предыдущих сериях:
1.
"Призрак" (The Ghost Writer, 2010, реж. Роман Полански).
2.
"К северу через северо-запад" (North by Northwest, 1959, реж. Альфред Хичкок).
3.
"Ограбление по-итальянски" (The Italian Job, 1969, реж. Питер Коллинсон).
4.
"Человек из Рио" (L'homme de Rio, 1964, реж. Филипп де Брока).
5.
"Мировой парень" (1971, реж. Юрий Дубровин).
6.
"Темный рыцарь" (2008, реж. Кристофер Нолан).