Эффект доктора Фокса заключается в том, что лектор, выступающий перед аудиторией, своим ораторским мастерством, артистизмом, выразительностью и доброжелательностью к публике может скрыть всю бессмысленность и бесполезность лекционного материала.
*
Хорошо известно, какое сильное воздействие на публику могут оказывать хорошие ораторы, но на практике все гораздо тоньше и интереснее.
*
В 1970 году на обучающую конференцию, проходившую в медицинской школе Калифорнийского университета, были приглашены специалисты - кандидаты медицинских и психологических наук.
Перед ними выступал с докладом некий Майрон Фокс, представленный как доктор наук.
После лекции слушатели высоко оценили содержательность и полезность лекционного материала.
*
Загвоздка заключалась в том, что в роли лектора выступал специально приглашенный актер, который не имел ни малейшего представления о той научной области, по которой делал доклад.
*
По заданию экспериментаторов (а вся эта лекция являлась экспериментом) «доктор» Фокс серьезно подготовился - проработал образ эксперта, в качестве которого и был представлен публике.
В своей речи он использовал научные термины, взятые из настоящих научных статеий.
Правда, употреблял он их хаотично, без какой-либо логики.
Весь доклад был выдержан в наукообразной манере, хотя был бессвязным, противоречивым и незаконченным.
*
В то же время доктор Фокс был эмоционален, доброжелателен к слушателям, вел себя как настоящий авторитет в своей области.
*
И ведь на бессмыслицу клюнули не простые обыватели, а настоящие специалисты, кандидаты наук. Форма в очередной раз главенствует над содержанием.
А представьте, какоий будет эффект, если перед аудиториеий будет выступать не незнакомый специалист, а известная публичная харизматичная личность.
*
Подобно подставному актеру деятели лженауки выхватывают термины и целые фразы из научных источников, зачастую даже не понимая их смысла и искажая контекст их использования.
https://www.facebook.com/bme.kharitonov/posts/10157713015143482