крестьяне и церковь

Jul 13, 2021 14:45


Как и в каких слоях зарождалось отрицательное отношение к церкви в России.
Это очень большая тема, уводящая нас к самому Крещению Руси.
Не будем перечислять всех восстаний и жалоб, а остановимся на самых показательных.
.

"Крестьяне Архангельского собора с. Завидова Клинского у. царю Петру Алексеевичу...
Бьют челом бедные и беспомощные и до конца разоренные сироты твои, Клинского уезду Архангельские вотчины села Завидова крестьяне староста Климко Матвеев да выборные Афонка Ларионов, Климко Андреев, Митка Ефтифеев, Куска Епифанов, Панка Кондратев и все крестьяне.
В прошлых, государь, годах владели нами, сиротами, твоими, того ж Архангельского собору власти и протопопы вообще, и всякие оброки мы, сироты твои, платили на вообще ж.
А ныне, государь, мы, сироты твои, разделены в мелкие поделы.
И по тому, государь, разделу священники [и дь]яконы накладывают на нас, сирот твоих, многие лишние оброки и столовые запасы.
И для своих всяких прихотей они, священники и дьяконы, к нам всяких прихотей, сиротам твоим, приезжают и людей своих непрестанно присылают.
И таких своих накладных оброков и столовых запасов на нас, сиротах твоих, правят смертным платежом не против прежнего.
А прежде, государь, сего мы, сироты твои, таких накладных оброков и столовых запасов никому не плачивали.
И мы, сироты твои, от такого их накладного оброку и столового запасу и всяких нападков и от безвременного и смертного правежу разорились вконец без остатку.
И таких их накладных оброков нам, сиротам твоим, платить невмочь" (Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 85).
.
"Крестьяне Архангельского собора с. Ильинского Кашинского у. царю Петру Алексеевичу о снятии с них прибавочного оброку…
А как, государь, мы ж, сироты твои, отданы в Архангельский собор,
и бывший протопоп Федор с братией наложил на нас в прибавку деньгами восемьдесят один рубль тринадцать алтын две деньги,
да для косьбы указали брать с нас
и ныне берут в подмосковную вотчину десять человек работников.
А как в прошлом в 204-м году протопресвитер Петр Васильевич с священниками разделили нас, сирот, меж себя по поделям, и они, священники, ключарь с братией наложили вновь же прибавочный оброк: бараны, сыры, яйца, грузди, рыжики, грибы, ягоды, брусника, клюква.
И ради тех столовых запасов приезжают они, священники, к нам сами и присылают людей своих и из тех припасов бьют нас на правеже смертным боем, и для своих приездов велят готовить про себя обеды, и берут с нас подводы.
И оттого мы, бедные, разорились вконец" (Там же. - С. 86).
.
Решение:
"Велено… села Ильинского старосте и выборным крестьянам по росписи за их противность и непослушание учинить наказание: бить вместо кнута батоги нещадно".
"Такая же участь постигла земледельцев Завидовской вол., Клинского у." (Там же. - С. 237).
.
"Преосвященному Варсунофию, митрополиту Сарскому и Поддонскому, бьют челом сироты великих государей дворцового села Богданова Вяземского уезду церкви Троицы живоначальной староста церковный Ивашко Лаврентьев.
Жалоба, государь, мне той же церкви на попа Максима Федорова.
В нынешнем, государь, во 193-м году марта в 12 день зазвал к себе он, поп Максим, меня, сироту, в дом и учел у меня церковных денег просить.
И я, сирота, тех денег ему не дал, потому что миром давать мне не велели.
И он, поп Максим, меня, сироту, бил за то и увечил и голову мне проломил до крови.
И многих нашу братю бьет…
Да он же поп Максим чинит не против твоего святительского указу: от венчанья берет с первоженцов по рублю да по пуду меду"
(Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 210-211).
.
В 1905-1907 гг. протесты стали более организованными. Царю уже не верили и брали дело в свои руки.
.
Так сход крестьян Ольховской волости Царицынского уезда (по донесению жандармского офицера) выносит решение о закрытии церквей:
"Церкви не нужны, их следует обращать на другие полезные учреждения: школы, больницы"
(Высший подъём революции 1905-1907 гг.. Ч. 2. - М., 1955. - С. 758).
.
На совещании Всероссийского крестьянского Союза звучит:
"У нас живется все-таки страшно тяжело.
Например, в нашем селе много лет идет тяжба с попами.
Сколько ни сыплем денег, куда-то проваливаются.
Говорят, священники служат посредником между людьми и богом, а на самом деле они служат посредниками между начальниками, полицией и нами и только спешат содрать побольше с крестьян".
(Протокол делегатского совещания Всероссийского крестьянского союза 6-10 ноября 1905 г. - М., 1906. - С. 30-31)
.
Или другая крестьянская жалоба:
.
"Не успеешь ворота запереть как они вот опять давай того-сего: свининки, сметанки, куренка, масла, яичек, ржицы, мучицы, конопли - хоть криком-кричи.
Собаки не отбрехали, как опять заливаются: попы идут, встречай их таких-сяких"
(Церковно-общественный вестник. - 1914. - № 31)
.
В 1905 году, священник о Михаил (Левитов) писал в "Церковном вестнике":
"Духовенство не пользуется никаким влиянием, ненавидимо и презираемо народом, служит в глазах его олицетворением жадности, корыстолюбия.
Духовенство деморализовалось до потери значительной части не пастырского только, но и человеческого достоинства"
(Церковный вестник. - 1905. - № 32)
.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1956594017956434&id=100008175637333
.

История России, История религия, История

Previous post Next post
Up