у нас переоценивают «сталинский поворот к патриотизму» конца 1930-х.
Якобы благодаря этому и выиграли ВОВ.
Дескать, за интернационализм солдаты не хотели воевать, а хотели - за Александра Невского, Суворова, Кутузова и Пушкина.
Но для начала - в Гражданскую прекрасно воевали за Интернационал, даже батьку Троцкого солдаты носили на руках, а спустя двадцать лет отказались?.
кадровая армия, которую с конца 1930-х в первую очередь и должны были в частях на политзанятиях всячески обрабатывать «великодержавием», к лету 1942 года фактически перестала существовать,
а на смену ей пришла крестьянская мобилизованная масса, которая ни сном, ни духом не знала ничего про Суворова и Невского.
На 80% Красная армия состояла из крестьян, а если брать пехотные части - и на 90%.
Ещё подумалось, что у нас переоценивают «сталинский поворот к патриотизму» конца 1930-х.
Якобы благодаря этому и выиграли ВОВ.
Вспоминают, например, тот же фильм «Александр Невский».
Он вышел на экраны 1 декабря 1938 года, а уже осенью 1939 года был снят, чтобы не раздражать немцев.
Сколько его посмотрели?
Ну пусть 3-4 миллиона человек в городах.
.
Но страна-то по-прежнему была крестьянской.
Что там полуграмотный крестьянин мог понять из фильма, даже если его посмотрел?
Гуру медиа-исследований Маршал Маклюэн много писал о том, что восприятие кино неграмотным и полуграмотным крестьянином принципиально отличается от восприятия образованным горожанином (к 1940 году 0,9% населения СССР составляли люди с высшим образованием).
Горожанин улавливает всю суть картины, а крестьянин - отдельные детали, не складывающиеся в цельный образ.
.
Городская молодёжь - скорее всего действительно впитала основы сталинского курса.
Но сколько их было по сравнению с океаном крестьянской массы.
.
Ситуацию же в ВОВ переломила крестьянская масса, далёкая от городской информационной культуры, да ещё и впитавшая дух крестьянской общины:
«Но уже к концу лета в результате двух первых военных мобилизаций (в июле и августе 1941 г.) были призваны военнообязанные старших возрастов вплоть до 1890 года рождения (то есть 50-летние)».
Так что скорее возрождение старых имперских (прусских) и крестьяно-общинных практик сыграли свою роль в Победе, чем показ нескольких патриотических кинокартин или празднование 100-летия Пушкина в 1937 году, о чём талдычит городская интеллигенция которое десятилетие.
Вот введение погон с 1943 года и вправду можно признать действенной управленческой практикой - крестьяне поняли, как теперь различать начальника.
..
Дескать, за интернационализм солдаты не хотели воевать, а хотели - за Александра Невского, Суворова, Кутузова и Пушкина.
Но для начала - в Гражданскую прекрасно воевали за Интернационал, даже батьку Троцкого солдаты носили на руках, а спустя двадцать лет отказались?
..
Во-вторых, вчера показал, что кадровая армия, которую с конца 1930-х в первую очередь и должны были в частях на политзанятиях всячески обрабатывать «великодержавием», к лету 1942 года фактически перестала существовать, а на смену ей пришла крестьянская мобилизованная масса, которая ни сном, ни духом не знала ничего про Суворова и Невского.
На 80% Красная армия состояла из крестьян, а если брать пехотные части - и на 90%.
Заодно напомню, что «больше всего в СССР во время ВОВ «бронь» имели в Москве - около 45% от всех военнообязанных.
Для сравнения в сельской местности - только 5% с «бронью», в областных городах РСФСР - 15-28%».
.
В-третьих, любая армия эффективна не за счёт «абстрактных символов», а - дисциплины, иерархии, последнего слова командира.
Ну и страха сурового наказания за проступок (увлечённые военкой, знают, что точно также обстоит и сейчас при «выполнении задачи» - это аксиома для всех армий мира).
.
И тут, конечно, помогли основы крестьянской общины - безусловное подчинение младших большакам, с детства впитанные иерархии ( иерархии двора, производной и облегчённой версии крестьянской общины).
Ну и не говоря уж о большей жизнестойкости крестьян.
А также такое важное явление крестьянской общины, как круговая порука - когда солдат действовал «как все», не смея иметь собственное мнение и как-то выделиться.
Плюс врождённый страх перед городским начальником.
Историк-крестьяновед Безгин описывает, как крестьяне всегда стушевывались перед «городским» - в случае же армии это офицер из городских:
.
«Из свидетельств очевидцев следует, что на сходах крестьяне держали себя вольно, если нет начальства, ругались, и непозволительные слова здесь были не редкость.
По наблюдению корреспондента из Елатомского уезда Тамбовской губернии: «Обычное галдение на сходе уменьшается, когда на нём присутствует земский начальник или старшина». Присутствие на сходе человека из высшей среды стесняло крестьян. «Они не высказывали того, что действительно желали. Есть стремление быть солидарным во мнении с этим человеком».
.
В Первую мировую войну тоже кто-то считал, что крестьянин-солдат воюет за царя-батюшку, да за церковь.
«За патриотизм» и «великодержавие».
Но как только ввели вольницу в армии после Февраля-17, ни царь, ни церковь стали не нужны солдатам.
Выяснилось, что армия и держалась не на абстрактных символах (как в случае ВОВ - якобы «на Пушкине и Суворове»), а на тех самых дисциплине, иерархии, последнем слове командира (его воле расстрелять нарушителя)..
https://t.me/tolk_tolk/21860https://t.me/tolk_tolk/21879https://t.me/tolk_tolk/21881.