В повести "Дойти до кормы" М. Деригора-Стрёкотова описана церковь, медленно разрушающаяся в моей деревне:
"...медленно но верно сожрал три километра лесной дороги и выполз из лесу с другой стороны. За лесом находилась практически вымершая деревня Торфпосёлок. Скорее всего, деревня эта когда-то имела более благозвучное название, ведь здесь находился центральный собор, огромная красавица-церковь, построенная в конце девятнадцатого века. Золочёные листы с луковичных куполов содрали ещё в революцию, но обвязка их всё ещё держалась, несмотря на суровый и причудливый климат. Сколько он себя помнил, церковь была именно в этом состоянии. Всегда сквозь искривившиеся и кое-где переломанные рёбра центрального купола росли берёзы. Всегда были раскурочены двери, вскрыты и переломаны полы, словно внутри произошла схватка православного героя с нечистым. Всегда на невообразимой высоте, на барабанах под боковыми куполами, там, куда забраться можно, лишь страшно рискуя жизнью, были начертаны имена безумных влюблённых подростков: Толи и Светы. Арифметическое сложение их имён загадочным способом преображало саму их сущность, превращая вполне себе материалистических и прогрессивно мыслящих комсомольцев в неосязаемый гипотетический конструкт, само существование которого во все времена вызывало сомнения у людей прагматичных и трезвых. Под разрисованным белыми пёрышками аквамариновым небосводом, рядом с разрушенным храмом, сомнениям этим места не было. Имя бога здесь арифметически равнялось любви Толи и Светы, увековеченной густыми чёрными мазками под изломанными скелетами церковных луковиц.
Церковь эту отовсюду было хорошо видно. Так строили церкви в старину - чтобы отовсюду было видно...
Отовсюду, но только - издали. И с Трассы АД МО «Россия», и с окрестных холмов, и с деревни Раменское, что растянулась километрах в пяти отсюда, за лесами, за кромкой болота, за полями, на пригорке, вдоль старого питерского тракта.
А перед путником она возникала внезапно. Выйдешь из лесу, дорога замечется вдоль полей и перелесков, и вдруг выведет тебя к древним кирпичным стенам, с которых штукатурка теперь уже почти полностью обвалилась, и захватит дух от этой дикой запущенной, разрушающейся, но нерушимой красоты.
Зайдёшь внутрь - только осторожно, змеи здесь давно обжились под вскрытыми полами - и ещё больше захватит дух. Ничего не осталось, ни церковной утвари, ни алтаря; нефы и атриум вздыбились, дыры зияют, словно от прямого попадания авиабомб, фрески растеклись, расплылись и ничего уже не разобрать на стенах, лишь смутные очертания каких-то фигур в туниках и тогах. И всё же ещё сильнее охватывает тебя чувство восторга... Как велика, как прекрасна... Да неужели здесь, в лесах этих, на краю болота, где ни одного двухэтажного дома, ни одного кирпичного здания представить себе невозможно, в глуши, на краю света возможна такая громада, такая светлая, незыблемая стелла, памятник погибшей цивилизации? Не скоро порушится, как бы ни трудились приблизить разрушение её люди и стихия. А может быть и возродится ещё цивилизация та..."
Видно, автор текста давно не бывал в наших краях. Купол всё же разрушился. А ведь и правда, держался много десятилетий.