Письмо Камю к Генри Миллеру

Apr 25, 2021 08:26


Из книги "Ошибка крупье" Германа Кнехта. 2010 г.

Глава первая. Слово.

Письмо Камю



Дорогой Генри!
Перечел  «Преступление и наказание» и впервые всерьез усомнился в своем призвании. Раздумываю, не  бросить ли все, в  самом деле. Всегда считал, что творчество - это диалог. Но с кем? С нашей литературной средой, где в почете злоба  и посредственность,  а  главный  прием  в критике  -  оскорбление?  С обществом? С  народом, который нас не  читает, с  буржуазией, которая читает одни газеты да  пару модных книжек в год? Творец сегодня  может быть  только одиноким  пророком,  которого  точит,  грызет  потребность  сотворить  нечто грандиозное.  Творец ли я?  Мне  казалось, что  да.  Точнее, казалось, что я способен  стать им.  Сейчас я в этом сомневаюсь,  к  тому же  велик  соблазн отказаться от  этих постоянных усилий, которые  делают меня несчастным, даже когда  я счастлив,  от  этой никчемной аскезы, от  этого слепого  следования какому-то  неведомому зову. Занимался  бы  себе театром, писал  бы время  от времени   какие-нибудь  пьесы,  не  особенно   усердствуя,  и,  скорее  всего, чувствовал бы себя свободным. Зачем соваться в уважаемое, честное искусство? Да разве я  способен на то, о чем мечтаю?  А если  не способен, к чему тогда  все эти метания? Освободиться от этого и заняться разной ерундой! На это шли и более великие, чем я.
Но писатель не должен говорить о сомнениях, посещающих его в связи с его творчеством. Он рискует услышать в ответ: «Кто же заставляет вас творить? Если это так ужасно, зачем этим заниматься?» Сомнения - самая потаенная часть нашей души и никогда не следует говорить о своих сомнениях, - каковы бы они ни были.  
Ницше тоже посещали приступы тоски. Но он ничего не хотел просить у неба. Его решение: потребовать от человека того, чего нельзя потребовать у Бога; это сверхчеловек. Странно, что в отместку за такое самомнение его самого не сделали Богом. Быть может, это вопрос времени. Будда проповедует мудрость без богов, а через несколько столетий ему самому поклоняются  как Богу.
Писать - значит действовать бескорыстно. Своего рода самоотречение в искусстве. Переписывать. Усилие всегда приносит хоть какую-то пользу. Если ты потерпел неудачу, виновата лень.
Мне необходимо чувствовать свою личность, поскольку в ней живет ощущение того, что выше меня. Иногда мне необходимо писать вещи, которые мне самому до конца не ясны - но именно они и доказывают, что есть во мне что-то сильнее меня.
Главное, что должен уметь писатель, - претворять те чувства, которые он испытывает, в те, которые он хочет внушить. Поначалу ему это удается случайно. Но затем на место случая должен прийти талант. Значит, у истоков гения стоит случайность.
Пишущему лучше недоговорить, чем сказать лишнее. Во всяком случае, никакой болтовни.
Сам процесс письма дает ощущение уверенности в себе, которой мне начинает недоставать. Уверенности, что тебе есть что сказать, уверенности, что твои чувства и твое существование годятся для примера, уверенности, что ты незаменим и не знаешь страха. Все это я постепенно утрачиваю и начинаю думать о том времени, когда перестану писать.
Размышлять и писать по плану мне мешает воображение. Оно у меня беспорядочное, неумеренное, пожалуй, даже чудовищное. Трудно представить себе, какую огромную роль воображение сыграло в моей жизни. А между тем я заметил эту свою особенность только в тридцать лет.
Иногда в поезде или в автобусе, когда время тянется медленно, я запрещаю себе блуждать среди образов и построений, кажущихся мне бесплодными. Но постоянно направлять мысль на верный путь, возвращать ее к полезному источнику утомительно, и наступает минута, когда мысли мои разбредаются, вернее, растекаются во все стороны: тогда часы пролетают молниеносно и я, не успев оглянуться, прибываю к месту назначения.
Я  начинал  с произведений,  в  которых время отрицалось. Понемногу мне открылись истоки времени - и понятие созревания. Собственно, произведение  и есть не что иное, как медленное созревание.
Не бывает двух талантов: один для жизни,  другой для творчества. Одного достаточно и на то  и на  другое. И  можно  быть уверенным, что  если этого таланта хватило лишь на произведение искусственное,  неподлинное, то и жизнь ему была под силу лишь пустая и ничтожная. Любой художник обязан сегодня плыть  на галере современности. Он должен смириться с этим, даже если считает, что это судно насквозь пропахло сельдью,  что на нем чересчур много надсмотрщиков и что  вдобавок оно  взяло неверный курс.  Мы  находимся  в  открытом  море.  И художник наравне с другими обязан сидеть за веслами, стараясь, насколько это, возможно, не умереть, то есть продолжать жить и творить. Дело  это, по правде говоря,  нелегкое, и я могу понять тех художников, которые  примутся оплакивать прежнюю свою  комфортную  жизнь.  Перемена  их участи   слишком  груба  и  внезапна.  Конечно,  в   цирках  истории  всегда встречались мученики и львы. Первые утешались надеждой  на  вечную загробную жизнь,  вторые - исторической  кровавой трапезой. Но  до  сих пор художнику всегда было обеспечено безопасное место на трибунах. Он пел для себя самого, в пространство, или же в лучшем случае песни его ободряли  мученика и на миг отвлекали льва от его  добычи. Теперь все  по-другому: художник сам оказался на арене.  И голос его поневоле изменился, он звучит куда менее уверенно.
Разумеется, сразу становится  ясно, чего рискует лишиться искусство под гнетом  этой  постоянной   обязанности.  Оно  в  первую  очередь  утрачивает непринужденность  и ту  божественную свободу, которая пронизывает, например, творчество Моцарта. Теперь  становится  понятно,  почему  на   современных произведениях  лежит печать растерянности и озабоченности, от  чего  они так часто и  терпят  провал. Легко объяснить, почему  у нас  ныне гораздо больше журналистов, чем писателей, больше  бойскаутов от живописи, нежели Сезаннов, почему, наконец, «розовая библиотека» или «черная серия» вытеснили «Войну  и мир» или  «Пармскую обитель». Конечно,  всегда  можно сделаться тем,  в кого непременно желал обратиться Степан Трофимович  из  «Бесов», -  воплощенным упреком.  Можно  также, в  подражание тому же персонажу, временами впадать в гражданскую скорбь.  Но она - эта  скорбь - ничего  не изменяет в реальном мире.  Так что лучше уж, на  мой взгляд, отдать своей эпохе причитающуюся ей часть, раз  она  так  жадно требует  ее, и  спокойно  признать,  что времена утонченных метров, писателей  с  «камелиями» и  гениев в башнях  из слоновой кости  ушли, и ушли безвозвратно. Творить сегодня стало делом  небезопасным.
Времена безответственных художников  минули навсегда. Мы грустим  о них - ведь нам  было в них так уютно! Но давайте признаем, что  испытание это в то  же время увеличивает  наши шансы на овладение  истинным искусством,  и с достоинством примем  вызов. Свобода  творчества  недорого стоит,  когда  она имеет лишь одну цель - обеспечить удобство художнику. Для того чтобы та или иная ценность, добродетель  укоренилась в обществе,  достаточно хотя  бы  не лгать,  говоря  о  ней - иными  словами, платить  за  нее каждый раз,  как сможешь.  Если  свобода  стала   опасной,  значит,   ее  вот-вот  перестанут проституировать. И я не могу одобрить, например, тех, кто скорбит сегодня об упадке мудрости. На первый взгляд они как будто правы. Но в действительности мудрость никогда не опускалась  так низко, как в  те времена, когда она была безобидной  утехой  кучки гуманистов-книжников. Сегодня же, когда ей грозят вполне реальные опасности, у нее, напротив, появились некоторые шансы на то, чтобы снова встать во весь рост и завоевать всеобщее уважение.
Рассказывают, что Ницше после разрыва с  Лу Саломе  погрузился в полное одиночество;  подавленный  и  одновременно вдохновленный перспективой своего огромного труда, который  ему теперь  предстояло свершить без всякой помощи, он  бродил  ночами  по  горам,  окаймляющим  Генуэзский залив,  и,  разжигая гигантские костры из листьев и веток, глядел, как их пожирает огонь.  Я часто думал об этом пламени, и мне случалось мысленно ставить  перед ним некоторых людей и некоторые произведения искусства, дабы подвергнуть их испытанию этим очистительным огнем.
Так вот, наша эпоха - это один из  тех  костров,  чей невыносимый,  опаляющий  жар,  без  сомнения, обратит  в  пепел  многие  так называемые шедевры. Но есть и другие: эти устоят,  не расплавятся  в огне, и именно  они  станут для  нас  источником безграничного  экстаза  разума, имя которому «поклонение».
Можно, конечно, пожелать (я  и сам желаю  этого) не буйного пожарища, а тихого огонька, краткой отсрочки, отдохновения  души, побуждающего к сладким мечтам. Но  нет, наверное, иного покоя для художника, чем тот,  что таится в самом сердце битвы. «Любая стена - это  дверь»,  - сказал Эмерсон. Так  не будем же отыскивать  дверь, избегая  стены, с которой столкнула  нас судьба.
Давайте искать отсрочку там, где ей положено быть: я хочу сказать -  в самой гуще схватки. Ибо, по моему мнению, там  она как раз и находится.  Говорят, великие  идеи  прилетают  в  мир  на  крыльях  голубки.
Прислушаемся:  может быть, мы различим среди  грома  империй  и наций слабый шелест крыльев, тихое дыхание жизни и надежды. Одни скажут,  что надежду эту несет народ, другие - что  несет  ее человек.  А  я убежден,  что она живет, дышит,  существует  благодаря  миллионам  одиночек,  чьи  творения  и  труды каждодневно  отрицают границы и  прочие  грубые миражи истории, чтобы помочь хотя бы на  миг  ярче воссиять истине,  вечно преследуемой  истине,  которую каждый из них своими страданиями и радостями возвышает для всех нас.
Ваш Камю

Previous post Next post
Up