Пометить «агентов иностранных принципалов»
в качестве законодательной инициативы
За последние 20 лет в России сложился и успешно действует кластер агентов влияния. Если во время советского идеологического проекта существовало законодательство, жестко пресекающее подобную деятельность, то с либерализацией общества в 1991 году были сняты все ограничения для агентуры влияния. Флёр победившего «профессионального диссидентства» достиг небывалых масштабов. С экранов телевизора, из прессы, наряду с обсуждением реальных проблем, выливается планируемый поток инсинуаций и домыслов, искажающих действительность и национальное самоуважение жителей России. Призывы купировать деятельность распоясавшихся агентов влияния звучали давно, но никто не этого не делает. Гневные высказывания российского политикума о действиях агентов иностранного влияния заканчиваются ничем, под напором аргументации о защите «человеческих прав». Действительно, при такой монизме выбора аргументации невозможно разделить деятельность реальных оппонентов курса власти и сторонников дальнейшего перевода России на пролиберальные стандарты «открытого общества», как формы контроля над обществом со стороны Запада, что придает ситуации садомазохистскую атмосферу. При этом сложился своеобразный
симбиоз бюрократических политиков и профессиональных правозащитников.
Что же, стремясь к «открытости» мы по полной программе получили то, что заслужили. Россия на сегодня остается одной из самых либеральных стран, где можно говорить что угодно, отстаивая интересы других государств, и ограничить эти словесные излияния до сих пор не представлялось возможным. При этом гражданам нашей страны прививают «толерантность».
Любопытно, как это понятие трактуется в медицине.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) иммунологическая, отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген при сохранении иммунореактивности ко всем прочим антигенам (Большая советская энциклопедия)
Характерно, что подавляющее большинство «активистов правозащитного движения», гневно бичующих и изобличающих «кровавую рашку», зачастую не являются гражданами России или имеют двойное гражданство, либо работают в иностранных представительствах или получают гранты от различных международных организаций.
Как заметил один из руководителей ответственного за цветные революции Фонда поддержки демократии, базирующегося в США, А. Вейнштейн, «то, что мы делаем сегодня, 25 лет назад делало ЦРУ». Не
является исключением и такая организация, как Международный комитет Красного креста.
Между тем, следует лишь чуть подробнее изучить опыт того же «общества высоких демократических стандартов» - США, где для лоббистов иностранных интересов еще с 1938 года действует «Закон о регистрации агентов, действующих в интересах иностранцев (
Foreign Agents Registration Act - FARA)[1]», где интересно определены правовые статусы и терминология.
В законе определен специальный правовой статус «агента иностранного принципала», под которым подразумеваются (Ст.611): «любое лицо, которое действует как агент, представитель, сотрудник или служащий, или любое лицо, действующее в любом другом качестве по приказу, требованию, или под руководством или контролем иностранного принципала, или лица, чья деятельность прямо или косвенно контролируется, финансируется или субсидируется целиком или в большей части иностранным принципалом, а также этот термин означает лицо, которое прямо или посредством других лиц а) вовлечено в пределах США в политическую деятельность в интересах такого иностранного принципала, б) действует как советник по связям с общественностью, рекламный агент, сотрудник информационной службы или как политический консультант, в) запрашивает, собирает, оплачивает или распределяет взносы, ссуды, или другие ценности, г) представляет интересы такого иностранного принципала перед агентством или правительственным чиновником».
Термин «политическая активность» означает распространение политической пропаганды на любую другую деятельность, в ходе которой лицо, занимающееся ею, навязывает свою волю или намеревается это сделать, уговаривает, заставляет изменить мнение, оказывает влияние, убеждает или иными способами влияет на любого представителя или должностное лицо Правительства США или на любую часть общества США в связи с формулированием, одобрением или изменением внутренней или внешней политики США.
Термин «политическая пропаганда» определяется как деятельность включает распространение материалов с целью оказать влияние на других лиц по вопросам правительственной политики. Термин «политическая пропаганда» включает в себя любую устную, зрительную, графическую, письменную, пиктографическую пропаганду или иной вид предоставления (передачи) информации соответствующего содержания.
Следует отметить, что в законе (FARA) имеется несколько исключений в регистрации:
Ст.613 определяет, что от регистрации освобождаются: дипломатические и консульские работники, чиновники иностранного правительства, служащие посольств и консульств, частные и неполитические организации, религиозные и научные общества, организации важные с точки зрения национальной безопасности США, лица, уполномоченные реализовывать законы. А так же лица, занимающимся только частной и неполитической деятельностью, относимой к bona fide (по доброй воле) торговлей или с коммерцией и юридические представители «иностранных принципалов» через адвокатов.
Данный закон предусматривает, что представители (агенты) «иностранного принципала» должны подавать регистрационное заявление Генеральному адвокату, детально представив финансовую и иную бизнес-информацию, перечислить и обозначить все виды политической пропаганды, а также предоставить доступ к книгам и записям для инспекции государственных служащих[2].
Таким образом, не ограничивая свободу слова и свободу выражения мнений[3], необходимо, чтобы выступления четко определенных законом агентов влияния, артикулирующих интересы чужого государства в эфире или в прессе, были сопровождены специальной пометкой «агент иностранного принципала». Варианты возможны.
_____________________________________________________
Справочная информация в помощь законотворцам:
[1] Закон FARA принят в ответ на опасность нацистской пропаганды. Тогда по определению Верховного Суда США «это был новый тип законодательства, принятый в критический предвоенный период. Его общая цель была в идентификации агентов иностранных заказчиков, которые могли быть вовлечены в подрывные действия или осуществление иностранной пропаганды и в требовании к ним давать публичные отчеты о цели их найма».
Но, тот кто считает, что закон «устарел» глубоко ошибается. В 2007 году Генпрокуратура США сначала
расширила доступ к данным об «иностранных агентах», а затем в конгрессе был принят закон об ужесточении контроля по линии FARA (в рамках закона о лоббизме).
«Принятый конгрессом в 1938 году Акт о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act - FARA) является статутом о публичном раскрытии сведений, который требует, чтобы все лица, действующие в политическом или квазиполитическом качестве как агенты зарубежных представителей, периодически публично раскрывали свои связи с зарубежными представителями, а также сообщали о своей деятельности, получении и расходовании средств для поддержки своей деятельности», - говорится в заявлении замгенпрокурора США по вопросам нацбезопасности Кеннет Вайнстайн (Kenneth Wainstain).
Генпрокуратура США сообщила, что значительная часть информации о деятельности «зарегистрированных иностранных агентов» размещена в открытом доступе на специальном интернет-портале, там находятся «документы, подаваемые в регистрационный отдел по FARA, являющийся частью секции контршпионажа (counterespionage) в управлении по национальной безопасности министерства юстиции США».
«Конгресс принял Акт о регистрации иностранных агентов для выявления иностранного участия в попытках повлиять на наши законы, политику или общественное мнение», - заявил Вайнстайн. Открытие нового интернет-портала стало «значительным шагом в усилиях по обеспечению прозрачности в мире лоббизма с иностранным влиянием».
«Целью Акта о регистрации иностранных агентов является защита национальной обороны, внутренней безопасности и внешней политики США посредством требования о раскрытии сведений лицами, вовлеченными в определенную политическую и квазиполитическую деятельность от имени зарубежных представителей».
В документе отмечается, что часть документов по FARA по-прежнему не будет доступна через интернет, их можно получить в установленном порядке через соответствующее управление министерства юстиции США.
За все время существования FARA было зарегистрировано 284 лица и организации в качестве «иностранных агентов», действующих от имени советских и российских представителей (principals). В частности, действующий статус имели вашингтонское и нью-йоркское отделения пиар-агентства Ketchum, работающие в интересах правительства России, а также известная адвокатская контора Venable, LLP, представлявшая интересы российской политической партии «Родина».
[2]
Ст.612:
…каждое лицо, ставшее агентом иностранного принципала должно в течение 10 дней заполнить у Министра юстиции регистрационную форму, содержащую следующие данные:
1) имя регистранта, адрес принципала;
2) статус регистранта, для индивида - национальность, для партнерства - название, адрес, национальность каждого партнера и копию договора об учреждении партнерства, для ассоциации, корпорации, организации и любой другой комбинации индивидов - название, адрес и национальность каждого директора и служащего и каждого лица, исполняющего обязанности директора или служащего, а также достоверную и полную копию устава и свидетельства о регистрации корпорации и ее структуру собственности.
3) подробное разъяснение существа деятельности регистранта, полный список его сотрудников, и их должностных обязанностей, название и адрес каждого иностранного принципала, для которого регистрант работает, предполагает работать, или согласился работать, характер занятий и другой деятельности каждого такого иностранного принципала…
4) копии каждого письменного соглашения, а также сроки и условия каждого устного соглашения, включая все их модификации, или в случае отсутствия контракта, полное изложение всех обстоятельств, в связи с которыми регистрант стал агентом иностранного принципала; детальное изложение существа и методов реализации такого контракта, а также - существующей или планируемой деятельности, в которую вовлечен агент иностранного принципала, включая детальный отчет о политической активности агента.
5) сущность и размер взносов, доходов, денег или ценностей, которые регистрант получил в предыдущие 60 дней от каждого такого иностранного принципала, а также форму и время каждого такого платежа и лицо, его осуществившее.
6) подробный отчет о любой деятельности регистранта, которую он осуществляет, предполагает осуществлять или решил осуществлять для себя, или любого другого лица, не относящегося к иностранному принципалу, включая сведения о политической деятельности.
7) имя, род занятий, адрес, национальность - для индивида, любого лица, отличающегося от иностранного принципала, для которого регистрант действует, собирается действовать или согласился действовать под влиянием обстоятельств, как требует его регистрация в силу настоящего закона; степень, в которой каждое такое лицо управляется, контролируется, финансируется или субсидируется, целиком или частично, любым правительством иностранного государства или иностранной политической партией или любым другим иностранным принципалом; существо и размер взносов, дохода, денег или ценностей, полученных регистрантом в течение 60 предыдущих дней от каждого такого лица в связи с любой деятельностью, упомянутой в пункте 6.
8) детальный отчет о деньгах и ценностях, потраченных регистрантом в течение 60 предыдущих дней в связи с деятельностью, осуществляемой им в качестве агента иностранного принципала, либо для самого себя, либо для третьего лица в связи с любой активностью, относящейся к его превращению в агента такого принципала, и подробный отчет обо всех денежных взносах или других ценностях, сделанных им в течение предыдущих 60 дней в связи с выборами любого должностного лица, или предварительными выборами, партийным съездом или собранием, созванным для выбора кандидатов на любую политическую должность…
10) Министр юстиции в целях национальной безопасности и общественного интереса время от времени вправе требовать от агента иностранного принципала любую дополнительную информацию в соответствии с целями данного закона.
Каждый агент иностранного принципала в течение 30 дней по окончании каждого периода в 6 месяцев должен представить под присягой Министру юстиции дополнительные материалы по предписанной им форме. В течение 10 дней регистрант обязан известить Министра юстиции обо всех представленных в регистрационной форме изменениях. Министр юстиции вправе требовать дополнительную информацию в более короткие интервалы, чем это предусмотрено данным законом.
Регистрационные документы и дополнительная информация предоставляются под присягой. Министр юстиции вправе освободить любое лицо от регистрации и от необходимости предоставлять дополнительную информацию.
[3]Ст.614 каждое лицо, являющееся агентом иностранного принципала… должно не позднее 48 часов пропагандистской акции в любом ее виде представить Министру юстиции две копии оной. В любом информационном материале, распространяемом агентом иностранного принципала, должно быть указано, что данный материал распространяется агентом от лица иностранного принципала, а также то, что данное указание заверено Министерством юстиции. Библиотека Конгресса США имеет право запрашивать любые подобные материалы.
Только по предъявлении регистрации в Министерстве юстиции агент имеет право осуществлять взаимодействие с правительственными чиновниками…
Ст.615 каждый агент иностранного принципала должен вести бухгалтерскую отчетность и другие записи, раскрывающие существо его деятельности. Эти материалы в любое время должны быть открыты для инспекций Министерства юстиции. Считаются незаконными попытки любого лица скрыть, повредить, уничтожить или фальсифицировать бухгалтерские книги и записи, требуемые положениями данного закона.
Ст.616 Министр юстиции должен хранить все материалы, поступающие от агента иностранного принципала в доступном для общественной проверки виде. Он также обязан предоставлять Государственному секретарю все регистрационные документы. Комитеты Конгресса США и Правительственные агентства вправе требовать всю имеющуюся у Министра юстиции информацию по этому закону.
Ст.617 иностранный принципал должен вменить своему агенту в обязанность выполнять все требования данного закона, в противном случае он подлежит судебному преследованию.
Ст.618 любое лицо, умышленно нарушившее любые положения данного закона должно нести ответственность в виде штрафа до 10 тыс. долл. и/или тюремному заключению сроком до 5 лет. Если Министр юстиции сочтет сведения, предоставленные агентом иностранного принципала, в регистрационной форме неполными, он обязан письменно уведомить регистранта в каком отношении, предоставленные им, сведения не соответствуют требованиям данного закона. Получив такое уведомление, агент иностранного принципала не имеет права действовать в таком качестве, не удовлетворив требований Министра юстиции.
Считается незаконным для любого агента иностранного принципала принимать участие в любом соглашении со своим принципалом, в котором его вознаграждение зависит от успеха осуществляемой им политической деятельности…
Ст.621 Министр юстиции должен каждые полгода докладывать Конгрессу США о ходе реализации этого закона, включая заполнение регистрационных форм и природу, источники и содержание осуществляемой политической пропаганды.