Это история о том, как я проходила практику в ДОЛ. Почему я об этом пишу? Потому что это будет сниться мне всю жизнь, как математика в школе. Чёртов третий курс. Это было жирным плюсом к большой учебной нагрузке. Ну не могу об этом не рассказать.
Почему это меня так впечатлило? Потому что у меня было самое тихое книжное детство с минимумом игр во дворе, не говоря о поездках в какие-то лагеря. Моя жизнь не касалась этой сферы, а тут меня впихнули насильно.
20 лет у нас в универе не было вожатской практики, и вот её решили вернуть в программу. Интересно, что курс на год старше проходил её в городе. А курсы, которые младше, вместо этой будут проходить другую практику. Именно нам досталась обязательная поездка в загородный лагерь.
Главным огорчением для меня стала необходимость прохождения школы вожатых. Перед нами стоял выбор: за пару месяцев пройти платную школу в универе и самостоятельно заключать договор с неизвестным лагерем, либо целый учебный ход ходить в школу от туркомпании А и ехать в конкретные лагеря, закреплённые за данной организацией. Вместе с половиной группы я выбрала второй вариант, хотя меня изначально напрягал тот факт, что, жертвуя временем на домашку, сон и личные интересы, надо ездить два раза в неделю по полтора часа весь год. Так и проездила тёмными, сырыми и холодными вечерами на фанеру, с долгим ожиданием автобусов, в мрачный кабинет обшарпанного ДК.
За исключением нас, студентов-практикантов, основной контингент составляли школьники средних и старших классов. Нам давали информацию по возрастной психологии, педагогике, логике развития смены, а также о том, что и как будет в этих конкретных лагерях от организации А. Большое внимание уделялось различным играм на знакомство, сплочение, лидерство и т.д. и т.п. Кроме того, нужно было участвовать в мероприятиях с детьми по выходным, организовывать продлёнки в школах, отправляться на специальные выезды в лагерь. Из последнего предложения я не делала ничего. По итогу отходила только половину занятий, хотя каждое из них казалось мне бесконечным адом. Когда надо было туда идти, портилось настроение.
Главным образом мне не нравился руководитель, назовём его К. В общем-то, он молодец: знание психологии, актёрское мастерство, работа голосом, мимикой, жестами и энергия, исходящая изнутри, позволяют ему влиять на людей, в особенности управлять школьниками. Многие были почему-то рады. Меня же его манипуляции угнетали. Методы воздействия К основаны на агрессии и страхе. Например, страхе студентов не сдать практику, страхе ребёнка облажаться, быть изгнанным из педотряда и т.п. Такое отношение контрастирует с лозунгами о том, что всё делается для детей. Как же ты любишь детей, если людей не любишь. То ли это наглая ложь, то ли извращённое понимание любви. Страшно, страшно рядом с таким человеком находиться.
Что касается содержания занятий, терпеть не могу с детства всякие групповые дворовые игры и штуки в стиле «мы команда». Мало того, что я просто не вижу в последнем достойной цели времяпровождения, так ведь ещё эти вещи целенаправленно взращивают в массе детей коллективное эго. Чем это плохо? Эго общественное гораздо опаснее, чем эго единичное. Не хочу этим заниматься.
Ещё один фактор - моя социофобия. Ужасал сам факт необходимости быть вожатым. Потому что я не представляю, чем занять детей три недели подряд; не умею быстро придумывать и подстраиваться под обстоятельства; не умею решать бытовые проблемы; не обладаю достаточной стрессоустойчивостью; не в состоянии общаться с кем-либо на протяжении суток...
Так я была подавлена сильнейшим неприятием действительности целый год. Но вот это адская школа кончилась, сменившись на адскую сессию, а потом и на медкомиссию, деньги за которую, утешимся, компания А должна всем вернуть. Предстояла сама поездка в лагерь.
За неделю до отправки ко мне пришла радостная весть: меня не взяли в вожатые, буду вести кружок. Это и есть единственное преимущество данной школы - даже на практикантов действует отбор. Поэтому моё существование очень сильно облегчилось...
Но об этом в следующей записи.