Моя весёлая практика в школе. Часть 1: вводная неделя

Nov 16, 2018 16:18


Этой записью я начинаю цикл приключений о первой моей активной практике в школе. В прошлом году была пассивная практика, не особо интересная, удостоившаяся всего одной небольшой записи. В этом году будет убийственно весело, поэтому я буду записывать каждый день и публиковать раз в неделю.





В день, когда прошли конференции в школе и вузе, радости не было, хоть и поздравили с праздником. Организация в школе показалось похуже, чем в прошлом году в другой школе, многие задания с той пассивной практики повторяются в этой, и непонятно, зачем же та практика была. Вместо одного закреплённого учителя у меня оказалось три (+ классрук и предметник в другом классе из-за нехватки количества уроков), значит, мотаться придётся больше. С виду все любезные, а по факту неизвестно, как будет.

Взяла себе по старшим классам соц-гум, соседке по парте достался кадетский класс (весёлая участь), зато по младшим классам у неё спокойный пятый, у меня более буйный. Вот мои мысли. Не знаю, как буду себя вести. Немного мандраж наступает, как подумаю. Надеюсь, что вытащу там всё на стрессе, как обычно это происходит. Положусь, так скать, на судьбу. Лучше не думать и не беспокоиться зря.

***

Первый (пассивный) день порадовал чаепитием с учителем, воспоминаниями о филфаке, о прежних и нынешних преподавателях, откровениями о тяжёлой учительской доле и разговорами о моём будущем. Были два пятых класса, проверка тетрадей, два урока литературы у кадетов, постоянный учительский стёб. Кадеты, как нам и обещали, туповатые, учительница пыталась из них что-то вытянуть, кто-то пытался выделываться. Будущие военные - люди прямолинейные, воспринимают литературных героев как живых людей, читают «в лоб» и никаких подтекстов не видят, глубокомысленных выводов не делают. Как у нас говорят, «обществоведческое чтение».

Несмотря на это, мне не хочется называть их тупыми. Ведь и сама я не всегда готовлюсь к урокам, не всё на свете знаю, а что учу, быстро забываю. Есть у них свои приоритеты в жизни, спорт, обж, мероприятия, что там ещё. Ну не всем нужна литература, как мне - все точные науки вместе взятые. Люди же, в конце концов. Милосердие что-то меня пробило, очень странно.

По поводу младших классов… Смотрю, как ведёт себя преподаватель. Конечно, завидно: уверенность, импровизированные шутки, способность держать класс в кулаке. С другой стороны, думаешь: ну, повернулся к соседу, ну поелозил. Детям же положено елозить в этом возрасте? А постоянные замечания, одёргивания учителя (часто без повода и, вероятно, машинальные) могут довести детей до невроза. Получается, процентов от 50 и больше учитель занимается дисциплиной, а не преподаванием предмета. То есть предмет дети во многом не знают (судя по оценкам и всеобщей тенденции брать репетиторов), а невроз получают и времени тратят большое количество. Тогда имеет место идея домашнего обучения, подробные аргументы в пользу которой я недавно читала.

Вообще в университете нас учат преподавать предмет, поэтому все эти воспитательные моменты в духе «а голову дома не забыл» остаются чем-то далёким и неизведанным.

***

На второй день пришла головная боль. В целом было интересно: поимка и убийство таракана в классе, сценки на тему сказок Пушкина, самодельные костюмы и рисунки. Никто не может хуже скрыть неготовность к уроку, чем пятиклассник с соответствующей техникой чтения. И ладно, если кто-то потрудился распечатать информацию на листках и раздать перед уроком товарищам по группе. А то ведь выходят и читают хором, занудными голосами, реплики с телефона.

Наблюдала за одинаковыми уроками пятых классов. В 5а дети сообразительные, хорошо отвечают, ходят в разные секции-кружки (если верить стенду), хотя дубасить друг друга на уроках и переменах им это не мешает. В 5б (который выбрала я рандомно) менее организованные, больше раздолбаев, учатся хуже.

По документам нам надо составить психологический портрет одного ученика. И я выбрала мальчика, сидящего рядом со мной, на последней парте третьего ряда. Мальчик этот сидеть спокойно не может, всё качается, играет с предметами, бубнит себе под нос. И на уроках его не спрашивают. У меня закралась мысль, что может, у мальчика СДВГ.

И вот, в конце дня, учитель мне рассказывает, что в этом классе многие дети сидят на учёте, имеют отклонения, проблемы с учёбой и родителями, а родители сами такие же неадекватные. Сказала по именам, кого вообще лучше не спрашивать, а просто давать карточки с заданиями. Конкретно про этого мальчика говорила, что он двоечник, ненавидит сестру, все ему «мешают». Мать над ним рыдала, он посылал её матом, а она продолжала его жалеть. И про чью-то драку тоже рассказала, как разнимала учеников и осталась без двух ногтей.

После этих историй мне поплохело. И так какой-то осадок от школы каждый день, а тут совсем тревога нахлынула. Как я буду вести, не знаю. Орать я не умею, убедить в чём-то толпу детей, да ещё с проблемами, вряд ли получится. Ещё и методисты с однокурсниками могут прийти на урок… Ааа. Заберите меня отсюда.

***

Третий день. На пятом классе всё так же, проверяла работы. Познакомилась с классруком-математичкой (сказала, тяжко мне будет классный час проводить), посмотрела математику, увидела новое в поведении выбранного ученика. Это конфликты с одноклассниками, препирание с учителем (которая его особенно не спрашивает и на вопли не реагирует), отказ выполнять работу, протест («Я не буду по тетради работать, мне противно на неё смотреть»). Уже думаю, стоит ли по нему делать характеристику.

Потом посмотрела соц-гум, ничего интересного. Что-то я даже лишку уроков посетила.

***

И опять те же пятиклассники. Чем больше смотрю, тем больше это напоминает класс, в котором я училась. Для работы с ними рекомендуют парную и групповую работу, индивидуальные карточки и в целом больше игровой формы. Брошенные дети, самые отпетые, даже приходят на кружок по русскому языку, чтобы повампирить лишний раз любимую учительницу. А она за глаза говорит о них почти с любовью, хотя на уроках тычет их носом в парту и отвечает такое, чего я бы отвечать при нынешней системе и законах не стала бы.

Проверка тетрадей повеселила. Когда у тебя в голове перемешались школьные и вузовские правила транскрипции, а дети, в свою очередь, в начальной школе делали фонетический разбор не так, как сейчас, и ещё не переучили, в голове полная каша и не знаешь, как это проверять. В особенности орфоэпический разбор. Я сама-то его не знаю, не было такого в школе. Дети тоже не знают: у многих транскрипция слова, у некоторых морфемный разбор, пара человек догадалась выписать слово и поставить ударение. Или вместо транскрипции предложения два человека сделали синтаксический разбор… А ещё надо самой сначала два варианта разобрать, чтобы понять, что ты оцениваешь. Учи и сам учись.

Сегодня распределяли уроки по датам. Пока я верна своим традициям, ожидаю худшего.

школа, общество, жесть-жестянка

Previous post Next post
Up