Всё-таки думаю, хорошо, что у меня пятый класс. Страшно представить, что с ними будет через пару лет. В прошлом году наблюдаемый седьмой класс ничего, кроме омерзения, не вызывал.
Интересная такая смена состояний: не то весело и пофиг (ну чё там, ерунда), не то становится вдруг жутко, и предстоящие уроки видятся как варево в адском пекле за все грехи.
Разбиралась с графиком и темами старших классов со второй учительницей. Вот блин, у 11 класса синтаксис и егэ. Самое-самое. Ещё и в субботу. Ещё надо всё это прорешать самой. Спасибо, что есть интуиция. А в десятом - критика по Обломову. Как раз этот урок презентовала на методике, делала сама. Только что тема не самая лёгкая тоже… Опять судьба.
***
Пришла пораньше, чтобы проверять тетради старших классов. Оказалось, зря. Зато посетила уроки русского у однокурсников, Полины и Дениса. На обоих была методист ТА, которую нежно любим и боимся одновременно. Почему-то меня трясло, как будто мне выступать надо. Вообще два дня трясло, быстрее бы уже начать.
Денис и Полина у нас общественники, прославляют/рекламируют университет, поэтому уроки у них были хорошие, дети сидели довольно тихо, при этом активно отвечали. Полина забыла про цель урока и вставила её в конец. Денис всяко изгалялся: напихал в презентацию кучу всяких заданий. И стишок читал, и дуэль орфографическую организовал, и картинку для запоминания правила вставил. Оказалось, он всю ночь делал этот урок, потому что вечером ТА предупредила его о визите. А предыдущий урок он провёл вообще без подготовки.
Потом попала на урок к соседке по парте Алёне. Алёну обычно слушать трудно, потому что она говорит тихо и невнятно, по учёбе тоже не сильна. Так вот, на уроке кадеты ничего не отвечали, кроме 1-2 человек, было занудно, хотелось уйти. Повеселил только Алёнин вопрос про «замужнюю жизнь Обломова и Агафьи».
***
Провела два урока, хотя утром и последние два дня хотелось немножко сдохнуть. Статьи критиков по Обломову десятиклассников не впечатлили, урок закончила на пять минут раньше. Учитель-2 сказала, что материал хороший, но надо больше настаивать, чтоб они отвечали. Переформулировать «кто хочет сказать…» в «назовите...».
Ааа. Сама я в школе руку не тянула никогда, даже если знала ответ. Устно отвечать начала только в универе из-за рейтинговой системы. Да и сейчас, если я не знаю ответа на вопрос, то стоять над душой бесполезно. Поэтому и мне не хочется…
Ещё был такой момент, когда я сказала «можете записать, если хотите, а можете не записывать», и всех это позабавило. Отвыкла я. У нас можно писать, что хочешь, сколько хочешь, можно вообще не писать, делать д/з, спать на парте, дома поспать и т.д. А тут под диктовку…
А ещё оценки ставить. Неохота снижать никому. Сегодня проверяла наличие конспектов по Обломову в десятом и домашку по фонетике в пятом. Ха-ха. Последнюю учитель-1 просто дала и не говорила ничё. Посмотрела по первым тетрадям, поняла, что надо 8 фонетических разборов и 3 орфоэпических. Сначала всё было нормально, потом обнаружилось, что в большинстве тетрадей только один разбор почему-то. Понаставила, значит, двоек синей пастой, но в душе моей закрались сомнения, и я спросила учителя после урока. Надо было только один разбор! Пришлось перепроверять уже красной пастой, зачёркивать свои «где д/з?2» и ставить другие оценки. Правда, кому-то повезло: рядом с синей зачёркнутой двойкой была новая, красненькая.
Потом был урок по Лермонтову в пятом, к которому я как бы готова, но как бы и не уверена. Блин, старательно так заполняла себе бумажку с пометками, кто где сидит, а перед уроком началось «можно мне пересесть?».
Удивительно, но дети, про которых рассказывали, что они по стенам будут ползать, сидели тихо. (А дети-хорошисты из Алёниного класса наоборот орали). Тянули руки, отвечали, спокойно делали задание на карточках. Мальчики-девианты, в том числе выбранный мной для анализа Ваня, вызывались и читали наизусть «Бородино», полностью или почти. Не обошлось без огрызаний в адрес одноклассников (Богдан).
Анализ стихотворения получился частичным и сумбурным, отчасти ещё из-за того, что учитель-1 закончила урок раньше. Вместо изобразительно-выразительных средств мне стали называть знаки препинания. На контрольный вопрос «что нового узнали» ответили «ничего». Ну ладно. Я-то думала, тут хаос будет, а вышло даже терпимо.
Так, к слову. В школе этой хорошо то, что вместо бесполезных турникетов здесь в каждом классе ноутбук с проектором, не надо один на всю школу таскать, проводами греметь.
***
Сегодня урок русского прошёл хорошо, я вроде как объясняла, пятиклассники не тупили (а то после вчерашнего урока я уже подумала, как вообще их учить), только во второй половине урока стали отвлекаться, потому что забыла физкультминутку.
Ведут они себя тихо, потому что с ними провели подготовительную работу или, как я говорю, прищучили. Довольно жёстко так. Но спасибо.
По уроку были маленькие замечания, но в целом учитель-1 сказала, что хорошо, «приходи работать в школу». Потом я ждала целый урок, чтобы напомнить классруку о своём существовании. Как оказалось, не зря, потому что классный час переносится на неделю позже. Она (классрук) дневники проверяет по понедельникам, чтобы не портить психологический климат в семье и дать всем отдохнуть в выходные. Как мило. А ещё одобрила мой выбор ученика для характеристики, рассказала, что все Ванины психологические проблемы «из семьи» (моя классная тоже так говорила), что ревнует родителей к младшей сестре и не может с ней сидеть за обеденным столом. Вот так вот.
***
Опять русский у пятого, постаралась убрать вчерашние недочёты (физминутка, больше орфографии, вовлечение слабых в процесс). Дети на этот раз шумели. Ваня вызвался прочесть сочинение у доски, но в его адрес послышалось «чучундра». Ваня психанул, не стал читать, треснул Богдана тетрадкой по голове, пошёл на место и остаток урока сидел обиженкой.
Практикантская «слепота» вроде начинает проходить, но даже и видишь, как кто-то кого-то тихо лупит, не хочется ничего говорить. Не думаю, что слушать будут.
Я осталась проверять тетради, начался урок у Алёны по той же теме. Она что-то говорила, дети угрюмо делали какие-то задания, почти не отвечали, переспрашивали. Непонятно, поняли они или нет. Обратной связи нет. Ко мне повернулась учитель-1 и спросила: «Как тебе урок? Никак. Я ведь всё честно напишу в характеристике. Она завалила уже три урока. Когда методисты придут?». Печаль…
Тем временем я пыталась проверять сочинения «Как я однажды лепил снежную бабу» по критериям, которые мне дали. Сначала были хорошие оценки, потом я кое-что уточнила, и оценки стали резко плохие. Причём у сочинения, которое мне понравилось меньше, оценка получилась выше. Я стала сомневаться. Вообще тетради трудно проверять, постоянно сомневаюсь, хочу исправить, у одних проверяю так, а других по-другому. Ещё и внимание быстро рассеивается, голова перестаёт соображать тетрадей через пять. Мучение.
А так забавно. Вспомнила своё сочинение про снеговика в 4 классе. Писала так же примитивно, но мне казалось, что это крутое сочинение и я буду писателем. Что до современности, детям даже со снежной бабой надо обязательно сфотографироваться.
На пятом уроке (продолжала проверять тетради) мой класс жутко орал, ржал, были какие-то разборки. Записала себе фразочку. Богдана заставили извиниться перед девочкой (что-то в неё кинул), кто-то брякнул «минута молчания», и он в ответ: «Чё, кто-то умер, что минута молчания? Вика вроде бы жива». Вот так вот, смешно, но в то же время сбежать охота. В этом аду голова уже не варила. Пришлось брать тетрадки домой.
А ещё из-за того, что по литре никто ничё не читал, старая тема остаётся, и учитель-1 рекомендует провести лото по терминам из произведения. Клёво. Вот только помолюсь, чтобы методист не пришла…
***
Суббота. 8.30. Русский. Обособленные обстоятельства. 11 класс. Буэ. Прошло всё вяло, цель забыла из-за всяких повторений в начале урока, старшеклассники тоже, как им и положено, не сильно рвутся отвечать. Ещё интроверсия пробила с утра, поэтому было тяжко и расплывчато.
Всё-таки легче с мелкими поганцами: постоянная движуха за партами, хорошая отдача, каждый день - новый катаклизм.
***
Кажется, что учить интереснее, чем учиться. Тем более что при подготовке к уроку со страху выучишь всё, что знал и чего не знал. Не понял учебник - перешарил кучу конспектов в интернете, перечитал параграф - и уже даже знаешь, как это объяснить. Простые, правда, темы, но всё же.
Может, и в школу ходить незачем, раз вся школьная программа в инете есть?
Другое дело, что это запарно. Обычно я чуть-чуть напрягусь и долго праздную это. А тут надо каждый день придумывать, что и как ты будешь вести. И даже в выходные фиг отдохнёшь - урок поставят или тетради дадут, да и к следующим надо готовиться. А это только 12 уроков за 3 недели. По одному уроку в день. А какова нагрузка учителей…
Не привыкла жить в таком ритме. Режим сна уже сбит окончательно.
Вот блин, после проверки тетрадей хочется исправлять ошибки даже у себя тут.