O самурайском духе
Меня часто спрашивают, а есть ли в Японии истинный самурайский дух. В обычной жизни практически нету: все живут в свое удовольствие, готовы терпеть небольшие лишения типа длинных поездок на метро на работу, но не более того, вообще нынешние японцы очень ценят удобства, комфорт, и мелкие житейские радости.
Наиболее хорошо нынешних японцев представляет божество-дух-оборотень Тануки, барсук-человек, который обожает поесть, выпить, сексом позаниматься, и этому посвящает свою жизнь, и на все остальное ему наплевать. Статуи Тануки стоят часто перед ресторанами, у него всегда большое брюшко и непропорционально большие гениталии, а в руках бутылка. Куча проблем в японской политике как раз и возникает потому, что Тануки на все плевать, лишь бы не трогали лишний раз, и не мешали развлекаться. Однако же все это до поры до времени. И если стукнет всерьез, тут оказывается, что самурайский дух вполне жив. Kолоссальная сила японского общества, которую начинаешь видеть в период испытаний, это абсолютное чувство долга и готовность к самопожертвованию. И работники атомной электростанции тихо, добровольно, и все сразу идут в радиактивную воду, чтобы наладить насосы, есть у каждого понимание долга превыше жизни. Другой сравнительно недавний пример - станционные служащие в метро, которые обычно заняты тем, что следят за порядком и помогают людям запихиваться в набитые электрички. Но в день, когда сектанты из Аум Синрикье попытались распылить в метро зарин, погибли именно эти служащие, увидели упавших людей, и кинулись спасать остальных, а для этого голыми руками принялись убирать разорваные пакеты с зарином. A во время страшного цунами марта 2011 мы сидели у себя дома в Ванкувере и плакали, глядя как волна наступает на Сендай, на фигуры полицейских на мосту, которые перед самым ударом стихии пытаются спасти других людей, а вовсе не себя.
В Японии постоянно поддерживают в народе ощущение, что в любой момент может стукнуть большое землетрясение, что может понадобиться твое мужество, твоя помощь, твое понимание. Не знаю, как сейчас, а раньше оповещения о землетрясениях и цунами делались на всю страну, по центральному телевидению и радио, чтобы знали все. Вдоль побережья стоят вышки с сиренами-ревунами, при угрозе цунами на все телевизионные каналы выводят карту Японии с прогнозом, а на заднем плане орут прибрежные сирены, вся страна замирает, и этот рев звучит через телевизор на всю страну, так что мороз по коже. Прекращают все остальное вещание, даже прямую трансляцию бейсбола. Мы наблюдали это несколько раз, мне кажется, что такое вот совместное ожидание удара стихии очень объединяет общество, лучше, чем любование сакурой.
Самопожертвование ради цели до сих пор осталось в японцах, и эта черта в значительной степени универсальна. Как ни странно, нынешняя хорошая и сытая жизнь не мешает, а даже наоборот способствует. В 90-е еще живо было поколение, пережившее войну и страшный послевоенный голод. Есть в Японии культовый мультфильм "Могила светлячков", смотреть его совершенно невозможно, он показывает, как дети-сироты, брат и младшая сестренка, умирают от голода среди людей, которым своя рубашка ближе к телу, которые слишком мало имеют, чтобы помочь другим, "умри ты сегодня, а я завтра". Этот мультик показывают всем японским детям без исключения. Помощь другим нынче официально культивируется, как основная гражданская добродетель: "у нас все есть, нам хорошо, значит мы должны помогать всем, кому плохо". Помощь развивающимся странам заложена во все бюджеты, и она не урезается. После Чернобыля были созданы комиксы и мультфильмы, которые показывали, как плохо жить людям, попавшим под удар, и в результате были собраны большие деньги на помощь. У нас в округе постоянно собирали всяческие вспомоществования, например, для Перу. Меня всегда правда поражало некое несоответствие: помочь - помогут, но вот признать своим, не признают. Например, существуют японские программы помощи хибакуся, облученным при бомбардировках Хиросимы и Нагасаки. Однако же существует и дикая дискриминация хибакуся и их потомков: целые частные сыскные агенства, которые выясняют кто откуда родом, чтобы потомок хибакуся случайне не женился на твоей дочери, и не стал бы работать в твоей компании. Парадокс, ты можешь помочь и пожертвовать жизнью за тех, кого ты не считаешь ровней себе, а может даже и глубоко презираешь, и все ради исполнения долга... В общем, это ли не самурайский дух, как в фильмах Куросавы? В "Cеми самураях" главные герои жертвуют жизнью за презираемых ими крестьян, и до самого конца считают, что только так и достойно умереть самураю.
А вот перестать дискриминировать никак нельзя, так веками положено. Haпример, японская каста неприкасаемых “буракумин”, которые исторически хоронили покойников и работали с тушами, мясом и кожами, по-буддийски это дело нечистое. Что касается каст, то японские сословия уже веку к 15-16-му стали очень ригидными: если родился крестянином, то им и помрешь, крестянам запретил иметь оружие тот самый Токугава Иэясу, самый известный сегун, который объединил страну. До того еще можно было крестьянину попасть в самураи и в военноначальники, а после - никак. Так что все было четко: самые низшие - буракумин, не люди вовсе, занимаются трупами, мясом, кровью, у них нельзя даже воды напиться попросить, осквернишься. Потом торговцы, подлое сословие, нету в них истинно японского духа, добродетели, а есть стяжательство. Потом якобы уважаемые крестьяне, обдираемые при этом уважении как липка, производя белый рис, они его никогда не ели, а питались брюквой и прочими корешками, да и грабили их, кому не лень. Потом конечно благородные самураи-воины, к концу 19 века стало очевидно, что от них-то все беды. И тут-то в эпоху Мейдзи сословия отменили, а самураев даже позапрещали. А американцы в оккупации довершили процесс, ибо все люди должны быть равны. Что в общем мало изменило настроения в обществе по поводу неприкасаемых. Я никогда сама с буракумин не сталкивалась, хотя в Сендае было их гетто. Сакико один раз туда специально ездила в ресторан ланч съесть, она вообще люто ненавидела всяческую дискриминацию. Она зазвала с собой кучу японцев из лабы, а меня не взяла, объяснив, что буракумин будут стесняться гайдзина, будут себя чувствовать зверями в зоопарке. Кстати, японцы обычно не любят говорить, из какого они сословия исторически. Только пожалуй, если они из крестьян - это, как пролетарское происхождение про совке, почетно и выгодно. Или как Комамине-сенсей, который подчеркивал, что он из мало-уважаемых торговцев, но он старался всей своей жизнью бороться с устарелыми устоями. Буракумин уравняли в правах около 100 лет назад, а дискриминация все жива, и сами буракумин в большистве по-прежнему селятся вместе и занимаются традиционными ремеслами (плюс уборкой) в своих гетто. Хотя есть государственные программы помощи, например, в получении образования.
Предыдущие посты:
глава 1
http://mary-spiri.livejournal.com/65732.htmlФотографии
http://mary-spiri.livejournal.com/65970.htmlглава 2
http://mary-spiri.livejournal.com/66110.htmlглава 3.1
http://mary-spiri.livejournal.com/66321.htmlглава 3.2
http://mary-spiri.livejournal.com/66718.htmlглава 4
http://mary-spiri.livejournal.com/66930.htmlглава 5
http://mary-spiri.livejournal.com/67296.htmlглава 6
http://mary-spiri.livejournal.com/67484.htmlглава 7.1
http://mary-spiri.livejournal.com/67797.htmlглава 7.2
http://mary-spiri.livejournal.com/67957.htmlглава 8
http://mary-spiri.livejournal.com/68143.htmlглава 9
http://mary-spiri.livejournal.com/68410.htmlглава 10
http://mary-spiri.livejournal.com/68729.htmlглава 11
http://mary-spiri.livejournal.com/68901.htmlглава 12
http://mary-spiri.livejournal.com/69120.htmlглава 13
http://mary-spiri.livejournal.com/69630.htmlглава 14
http://mary-spiri.livejournal.com/69831.htmlглава 15
http://mary-spiri.livejournal.com/70361.html