Как начать учить читать? И когда? И с чего начать? (пересказ лекции в Питере)

Feb 27, 2015 14:59

Оригинал взят у janemouse в Как начать учить читать? И когда? И с чего начать? (пересказ лекции в Питере)
Кто-то из родителей начинает учить детей буквам чуть ли не с пелёнок. Иногда развешивают в коляске и буквы, и целые слова.
Есть мамы, которые учат буквы с двухлетками.
А кто-то спохватывается, что уже пора в школу, и ровесники уже толстые книги читают, надо и нам срочно заняться. И кааак начнут!

Как и в любой другой области, тут нет и не может быть единственно правильного ответа - когда правильнее начать? С чего начать? Учить буквы? Слоги? Склады? Целые слова?
У любого метода есть свои приверженцы, есть и те, кому этот метод не подходит...

Но чему бы вы ни учили ребёнка, меняться будет не только его навык (в данном случае - умение читать), но и его отношение - к учителю, к самому себе, к предмету, к учёбе в целом...


Предположим, мы начали учить деточку читать,
поставили задачу - научить его читать слова из 3-4 букв,
и понимать прочитанное.
Вполне посильная и ясная задача, вперёд!
Выбрали азбуку, или сами нарисовали себе пособия, поймали деточку - и давай учить.
И рано или поздно мы достигнем, вероятно, результата - ребёнок сможет прочитать отдельные слова.
Это - самый очевидный итог нашего обучения.

Помимо главного результата мы можем изменить отношение деточки к чтению, как в ту, так и в другую сторону.
Раньше на ваши слова "У меня есть 15 минут свободных! Давай почитаем!" - он с радостью мчался к вам, и тащил любимые книжки - посидеть вместе, разглядывая картинки, обсуждая историю...
А теперь понимает, что "давай почитаем" - значит, он будет, спотыкаясь о каждую букву, пытаться угадать, мама будет хмуриться - в общем, лучше улизнуть и "не расслышать".
В общем, от ваших занятий чтением ребёнок может получить побочный результат "не хочу сам читать, это сложно и скучно".

Кроме того, он может изменить отношение к учителю.
Например, вот эта волшебная тётя Маша - с ней я готов хоть чем заниматься, хоть читать, хоть по-английски говорить, хоть спектакль ставить - с ней всё интересно.
А вот с той скучной и серьёзной тётей я не готов вообще ничем заниматься, и уж чтением - особенно.

Может измениться отношение к учёбе в целом, и к оценке ребёнка своих способностей.
После некоторых занятий дети приходят к выводу, что они "ленивые и бестолковые", а после других занятий дети, наоборот, уверены в своих силах, и готовы на новые подвиги.

Так вот, призываю вас, если вы начинаете учить ребёнка чтению - или музыке, или математике - помнить о том, что вы можете как показать красоту этой области, так и отбить начисто охоту к этому занятию.

Взрослые люди - если не все, то большинство - умеют читать.
Но не все взрослые читают много, а только те, кто читать любят.
То есть навык есть, прочитать по делу нужный текст может почти каждый, а художественные книги читают совсем не все взрослые.
И смешно было бы думать, что ВСЕ дети будут потом много читать.
Поэтому, если мы хотим вырастить читателя, то нам нужно научить его не навыку чтения, надо сделать куда более сложную вещь, не поддающуюся формальным описаниям - подарить ему радость от чтения!

Вот вы, если вы много читаете, то вы зачем это делаете? Почему? Для чего?
Чаще всего люди много читают потому, что им интересно!
Для удовольствия читают!

И когда мы говорим "хочу научить ребёнка читать", то мы сами не всегда понимаем - чего мы хотим.
Декларируем, что хотим научить его скучному техническому навыку - умению соединять буквы и получать из них знакомые слова.
А на самом деле - хотим научить его получать удовольствие от книжек,
уноситься в этот выдуманный мир,
и узнавать цитаты из любимых книг,
и вспоминать к слову какие-то эпизоды из прочитанного,
и многое, многое другое!

Хотим подарить детям красоту и разнообразие книжного мира, показать те жемчужины, что сами любим, хотим обрести единомышленника.
И если так, то речь идёт, конечно, уже не только об умении произносить написанные буковки.

С чего же начать?
В первую очередь - с чтения вслух, общего, ежедневного, чем больше - тем лучше.
И с того, что дети видят вокруг себя читающих людей - родителей, бабушек, старших братьев-сестёр.
В читающих семьях обычно младшие сами хотят научиться читать, они же видят, как это нравится всем окружающим!
Если родители сами читают мало, и детям читают редко, то куда меньше шансов, что их дети вдруг увлекутся книгами.
Главное, что надо помнить - в чтении должен быть смысл.
Многим детям не нравится читать слоги в том числе и потому, что сам по себе слог ЛУ, ЛИ или ДО не имеет смысла.
ДОМ - понятно,
ЛИСА - понятно,
ЛУЖА, ЛУНА, ЛУПА - всё это имеет смысл, а отдельные слоги - нет.

Что ещё можно читать?
Всё, что хотите - букв вокруг полно!
Подписи к картинкам в энциклопедиях.
Имена и подписи в фото-альбомах.
Заголовки, вывески, календари.
Диафильмы.
подписи на полках в магазине.
Списки покупок.
Рецепты.
Описания и инструкции - как вырезать из бумаги хоровод, как сложить самолётик и тп
Сказки и стихи для младших братьев-сестёр.
Песенники.
Письма.
Загадки.
Заказ подарков (на день рождения или у Деда Мороза).
список гостей.
Письма-подсказки - где искать клад.
Диалоги (СМС, чат, skype и тп)

Альбом: игротеки_Питер_15

Отдельная тема - появление написанного текста, его рождение.
Дети очень любят, когда взрослые записывают истории, ими сочиняемые.
Получаются смешные книжки с детскими рисунками и взрослыми подписями.
Это то, что у Марины Аромштам называется "ситуация письменной речи".

Можно читать загадки,
можно соединять слова и картинки,
обводить красным имена девочек,
или вычёркивать имена героев другой сказки,
искать неправильную подпись под одной из картинок,
главное - чтоб упор поначалу был не на "прочитай", а на "догадайся - и соедини слово и картинку" или "обведи всё, что летает", или "зачеркни то, что не едят".

Что ещё можно делать?
Играть во всевозможные словесные игры.
И совсем не обязательно - на бумаге, многие игры устные, но они тоже очень помогают потом начать читать.


В эти игры можно играть по пути, на ходу, в машине или в автобусе...



быки-коровы и виселица



зверобуквы - прекрасная игра для знакомства с буквами и словами

И всё-таки, как бы вы ни старались, как бы много ни играли во все эти словесные игры, сколько бы вы ни читали вслух - всё равно для того, чтобы ребёнок начал читать, ему надо преодолеть довольно много препятствий, совершить много ошибок, потратить кучу усилий.
Есть дети, которые вдруг сами схватывают идею чтения, но их родители редко приходят на лекцию о том, как научить детей читать.
А есть дети, которые всё понимают, но - не читают.
Трудно им.
Из букв слово, вроде, могут собрать,
но дальше сдвинуться не могут.
Переход от отдельных слов к фразам, к пониманию текста - очень бывает сложен.
(вот мой сын, например, сам стал читать после 7.5 лет, до того ему было чудовищно сложно)

А ради чего ребёнку преодолевать все эти сложности, продираться через текст?
Только ради интереса!
Значит, в книге должна быть интрига, сюжет!
Мало кто из детей любит читать азбуку или букварь.
Уж лучше сказки для малышей, в них и то больше смысла, и не так скучно.
И чем старше дети, тем сложнее подобрать для них интересную книжку: они готовы слушать длинные сложные книги с запутанным сюжетом, а сами читают на уровне "мама мыла раму".
А читать книги такого уровня им скучно...


Подобрать подходящую книжку, простую, и в то же время увлекательную, очень сложно.

В этом плане повезло тем детям, которые учатся читать на английском.
Для них подобных книжек - с 1-2 простыми словами на каждой страничке - есть сотни.
Для девочек и для мальчиков.
Про щенка и про утёнка, про детей, про зверей, про трактор, про поезд, - про что хотите!
И там будет огромный шрифт, простые слова, но в итоге дети всё равно смогут узнать что-то - по совокупности текста и картинки!

Книжек такого уровня "сложности" для детей, начинающих читать по-русски практически нет.



А поскольку книжек таких почти нет, то нет и понимания у родителей - зачем такие книжки нужны.
Вот есть совершенно изумительная серия книжек Юли Луговской, "Пип и его друзья",
и дети эти книжки обожают - читают, перечитывают, играют в эти сюжеты.
Но покупают-то книги не дети, а взрослые.
И многие взрослые не видят смысла в книге, где на странице только картинка и подпись " я - лось".
Они считают, что это надувательство, а не книга.

Так вот, с точки зрения детей - это самая настоящая книга, куда более полезная, чем та, в которой нарисована ворона и подписано ВОРОНА. Потому что у Юли в книге есть игра! Живая, детская игра!
И если вы попробуете нарисовать для своих детей простую книжку с несложными словами, но чтоб в ней был сюжет, то вы очень быстро обнаружите, насколько это сложно!

Говорят, издательство МИФ готовит к изданию книжки Тани Русситы, tanja-ru,
они примерно так же устроены, как и книжки про Пипа.
Там очень мало слов, и очень симпатичные лаконичные картинки.
Кстати, эти книжки есть и на Амазоне, их можно купить для киндла )

Есть серия книжек Мерсера Майера "Я всё могу сам" и др
Есть тоненькие книжечки с пересказом мультиков, там картинка и 2-3 фразы, тоже - не так страшно )
Есть серия про Мышу, автор Люси Каузинс: "Мыша на море", Мыша в больнице" и тд
Серия книжек Евгения Чарушина про разных зверят
Пик, Пак, Пок Лаптева
Серия про зайчонка по имени Карлхен
Джудит Керр Про кошку по имени Мяули

Для детей, которые умеют прочитать отдельные слова, но ещё не очень бодро читают фразы, есть книжки-разрезалки.
Весёлая яблоня сидит на диване
"Бабушка пилит малиновый пирог"
"Слон охотится в снежном небе"
Они нужны для того, чтобы читать - и хохотать.
Поверьте, это тоже очень нужно - иногда читать смешную чепуху.
Пользы может быть даже больше, чем от букваря )
Говорят, и для детей, живущих за границей, изучающих русский язык, тоже хороши.

Чуть подлиннее текст - и тоже куча игр, спрятанных в рисунках - в моей книжке "Сашка, Сашка, что в кармашке"

Если вдруг ваши дети ещё не читали про Груффало - тоже отличная книжка, с которой можно начать читать.
Там много повторов, и при этом отличный сюжет.

Мне очень понравились книжки Аксельрод, там тоже и текст простой, и при этом интересно - что же, что дальше?

Но всё же книг для начинающих читателей у нас пока не хватает катастрофически.
Некоторые дети спасаются тем, что перечитывают книги стихов и сказок, которые они уже читали,
но есть дети, которые хотят непременно новую книжку читать - и им нужно, чтоб книжка была простой, и в то же время интересной...

Но и переход от тоненьких книг к толстым тоже не так прост, увы.
Хотя по моим наблюдениям, от слов к фразам - сложнее...

ссылки, школа

Previous post Next post
Up