Вступление
По подсчётам Организации Объединённых Наций, около 80% лиц, проданных в рабство, продают для сексуальной эксплуатации. В основном это женщины и дети (ООН, 2003 г.). По приблизительным подсчётам, ежегодно в Западную Европу незаконно продают 120 000 женщин и детей (Европейская Комиссия, 2001 г.). Государственный Департамент США считает, что ежегодно по всему миру незаконно продают в рабство - как на внутреннем рынке, так и на международном рынке - от 600 000 до 800 000 человек, из которых 80% женщины и девушки, и около 50% - несовершеннолетние (Госдепартамент США, 2005 г.).
Из некоторых подсчётов европейских специалистов следует, что за период с 1990 по 1998 гг. более 253 000 женщин и девушек были незаконно проданы в индустрию сексуальных услуг в 12 странах, составлявших на тот момент Европейский Союз. Общее количество женщин, занятых в сфере проституции в этих странах, выросло до более чем полумиллиона. В Вене, столице Австрии, почти 70% женщин, вовлечённых в занятия проституцией, родом из Восточной Европы. В кварталах красных фонарей в Германии занято около 15 000 женщин из России и Восточной Европы. Согласно отчёту по результатам исследования Международной организации по миграции (Европейская экономическая комиссия ООН/ United Nations: Economic and Social Council 2004 г.), многие работают в публичных домах, секс-клубах, массажных салонах и саунах под финансовым контролем криминальных групп из Российской Федерации, Турции и бывшей Югославии.
По неподтверждённым подсчётам, в регионе Юго-Восточной Европы, который включает Албанию, Боснию и Герцеговину, Болгарию, Хорватию, Косово, бывшую республику Югославии Македонию, Румынию, Сербию и Черногорию, 90% иностранок в индустрии сексуальных услуг являются жертвами вывоза в рабство, среди них женщины и девушки моложе 18 лет составляют от 10% до 15%. Большинство жертв набирают в Албании, Болгарии, Молдове и Румынии. Женщин и девушек часто сначала направляют на местный рынок. Их перевозят с место на место, а через некоторое время продают за границу (Институт мировой экономики в Гамбурге / Hamburgisches Welt Wirtschafts Archiv 2004 г.).
Для чего нужен этот информационный справочник?
Этот справочник нацелен на исследование и освещение связи между проституцией и вывозом людей в рабство, с акцентом на гендерное равенство и проблему спроса. Изначально его разработали для 13 стран, которые принимали участие в совместном проекте Коалиции против вывоза женщин в рабство и Европейского женского лобби, предназначенном содействовать профилактическим мерам по борьбе с вывозом людей в рабство с целью сексуальной эксплуатации. В рамках этого проекта партнёрами выступали государственные и общественные организации Швеции и Соединённых Штатов Америки.
Женщины, которые работают в местных проектах по борьбе с проституцией и вывозом людей в рабство, поддерживаемых Коалицией против вывоза женщин в рабство и Европейским женского лобби, пришли к необходимости собрать в одном доступном документе идеи, результаты исследований и аргументы в поддержку своей работы по предотвращению проституции и вывоза людей в рабство. В рамках совместной инициативы КВЖР и ЕЖЛ было решено подготовить такую публикацию, и ею стал данный информационный справочник.
Этот справочник можно использовать как информационный ресурс в работе любой общественной организации или органа государственной власти, которые заинтересованы в заполнении пробелов в программах против вывоза людей в рабство: такими, как связи между проституцией и вывозом людей в рабство, важность основанных на гендерном равенстве программ и стратегий, юридическое положение индустрии сексуальных услуг, а также спрос мужчин на проституцию, способствующий вывозу людей в сексуальное рабство.
Справочник как ресурс
Этот справочник можно использовать как источник информации для написания статей и книг, для просветительских целей, для работы с женщинами и мужчинами, которые хотят бороться с вывозом людей в рабство и обуздать рост индустрии сексуальных услуг, будь то в местном или в общемировом масштабе. Его также могут использовать те, кто имеет дело со средствами массовой информации, многие из которых закрывают глаза на ключевой фактор - фактор спроса, вместо этого предпочитая пристально следить за женщинами, занимающимися проституцией, или предоставляют трибуну тем, кто защищает сомнительное право “работать проституткой” и придаёт проституции романтический ореол, называя её “работой в сфере сексуальных услуг”, а на деле отстаивает интересы секс-индустрии.
Этот справочник содержит цитаты и ссылки, идеи и результаты исследований по проституции и вывозу людей в рабство, в то же время помогая тем, кто пережил сексуальное насилие и эксплуатацию, быть услышанными. Весь материал представлен в разделах, которые состоят из вступления или изложения позиции по конкретному вопросу, после которой идут основные тезисы, подающие краткие доказательства или результаты исследований, а также замечания, относящиеся к данному разделу. Таким образом, к каждой части справочника можно обратиться по мере того, как у тех, кто реализует тот или иной проект или прорабатывает как на местном уровне, так и на уровне государства вопросы по борьбе с проституцией и вывозом людей в сексуальное рабство, возникают конкретные вопросы. Источник для каждой цитаты указан в разделе «Библиография».
Этот справочник также представляет короткий список с описанием по соответствующим международным механизмам защиты прав человека, а также европейские отчеты и политические декларации, которые могут пригодиться в борьбе за безопасность женщин и против вывоза людей в рабство для эксплуатации в индустрии сексуальных услуг.
Грейн Хили и Моника О’Коннор
2006 г.
Координаторы проекта
Проект «Содействие профилактическим мерам по борьбе с вывозом людей в рабство», координируют две партнёрские общественные организации - Коалиция против вывоза женщин в рабство (КВЖР) и Европейское женское лобби (ЕЖЛ).
Начиная с 1988 года, Коалиция против вывоза женщин в рабство, проводя широкомасштабную исследовательскую работу и общественную деятельность, возглавляет борьбу против сексуальной эксплуатации и учреждает коалиции в большинстве крупнейших регионов мира. КВЖР обладает немалым весом на международном уровне и уже добилась - как во многих регионах мира, так и на уровне Организации Объединённых Наций - изменений в терминологии обсуждения проблем проституции и вывоза людей в рабство. Коалиция против вывоза женщин в рабство оказала существенное влияние на законодательство, направленное против индустрии сексуальных услуг и вывоза людей в рабство, в таких странах, как Филлипины, Венесуэла, Мексика, Бангладеш, Япония, Швеция и США.
Европейское женское лобби - общественная организация, которая объединяет органы, кооридинирующие деятельность женских общественных организаций на общегосударственном уровне, из 25 стран-членов Европейского Союза и стран - кандидатов на вступление в ЕС, а также представителей 22 европейских и международных организаций. Главная задача Европейского женского лобби состоит в том, чтобы добиться равенства между женщинами и мужчинами, устранить все формы дискриминации в отношении женщин, обеспечить уважение к правам человека женщин и искоренить насилие в отношении женщин. Начиная с 1998 года, когда ЕЖЛ на своей ежегодной генеральной ассамблее приняло постановление по противодействию проституции и вывозу людей в рабство, эта организация борется с проституцией и торговлей людьми и стремится добиться, чтобы по всему Европейскому Союзу покупку сексуальных услуг стали считать уголовным преступлением.
Общие задачи инициативы
Проект «Содействие профилактическим мерам по борьбе с вывозом людей в рабство» координируют Коалиция против вывоза женщин в рабство и Европейское женское лобби, в сотрудничестве с правительством Швеции и Отделом по отслеживанию вывоза людей в рабство и и борьбе с ним Госдепартамента США. Перед проектом поставлена задача создать для целевых групп информационную базу под конкретные действия путём создания и развития в Европейском Союзе, других странах Восточной Европы и некоторых странах СНГ постоянно действующей сети общественных и других организаций, деятельность которой сосредоточена на как на борьбе с вывозом людей в рабство и проституцией, так и на их предотвращении.
Общая цель проекта состоит в предотвращении вывоза людей в рабство, особенно женщин и детей, путём реализации следующих задач:
• Повышать степень осведомлённости общественности о глубинных причинах проституции и вывоза людей в рабство для целей сексуальной эксплуатации.
• Развивать передовые практические методы и стратегии по борьбе с вывозом людей в рабство и поддерживать обмен ими между партнёрами в рамках проекта.
• Содействовать профилактическим мерам и мерам по повышению осведомлённости, включая законодательные, социальные, образовательные инициативы, а также инициативы по уголовному преследованию, направленные на снижение спроса на сексуальную эксплуатацию, который и поощряет вывоз людей в рабство. В частности, проект нацелен на распространение шведской модели по борьбе с проституцией и вывозом людей в рабство, в которой особое внимание уделяется закону, запрещающему покупать сексуальные услуги.
• Поощрять альтернативы юридическим и практическим мерам, направленным на то, чтобы легализовать, регулировать или декриминализировать различные виды проституции.
Контекстное обоснование работы по борьбе с проституцией и вывозом людей в рабство
Гендерное равенство
Проект содействует мероприятиям по повышению осведомлённости и конкретным действиям, направленным на исправление бедственного положения женщин в тех странах, откуда их поставляют в сексуальное рабство. Он сосредоточен на мерах, способствующих равенству между женщинами и мужчинами как основополагающему компоненту демократии. Из проблем, с которыми сталкиваются женщины в странах, недавно присоединившихся к Европейскому Союзу, а также в соседних с ними странах и Юго-Восточной Европе, многие связаны с плохими экономическими условиями жизни женщин. По сравнению с мужчинами, на женщинах бедность сказалась более пагубно; женщинам не хватает возможностей по обучению и переподготовке, их доходы уменьшаются, а поддержка со стороны социальных служб сокращается.
Бедность
Однако недостотачно уделять внимание только вопросам бедности. Не только бедность женщин, но бедность как таковая - вот та добыча, на которую охотятся вербовщики, сутенёры и торговцы людьми. Бедность создаёт и подпитывает вывоз людей в рабство. Поэтому необходимо повышать осведомлённость о методах вербовщиков и торговцев живым товаром, с помощью которых они заманивают преимущественно бедных и доверчивых женщин в ситуации эксплуатации, в частности, в проституцию.
Спрос
Внимание к предложению предусматривает сравнимое внимание к спросу. Работать только с жертвами недостаточно. Меры по повышению осведомлённости должны также привлекать внимание к ответственности тех, кто покупает женщин, занимающихся проституцией, и их стратегической роли в цепи вывоза людей в рабство.
Права человека женщин
Чтобы бороться с насилием в отношении женщин, нужны действия в области прав человека женщин. Правительства должны признать, что между проституцией и вывозом людей в рабство существуют связи и что проституция является ничем иным, как насилием в отношении женщин. Таким образом, важно поддерживать политическую волю правительств, когда они стремятся принять меры, направленные против сексуальной эксплуатации и вывоза людей в рабство. Жизненно необходимо, чтобы вовлечённые в проект государства внедряли действенные санкции против сутенёров, торговцев людьми и покупателей.
Профилактические меры по борьбе с вывозом людей в рабство в целях сексуальной эксплуатации: партнёрство между государственными и общественными организациями Швеции и США
Работа проекта
В рамках проекта партнёры в каждой из принимающих в нём участие стран разработали планы действий, к которым различные организации и правительства (как и отдельные лица) могут прибегнуть, чтобы вывести проблему насилия в отношении женщин в центр внимания общества.
В целевые группы проекта входят члены парламента, руководящие круги, представители правительства, региональных и местных органов самоуправления, полиция и сотрудники судебной системы, общественные организации, организации, работающие с женщинами, журналисты, исследователи и другие заинтересованные люди и группы, в частности, в странах, недавно присоединившихся к Евросоюзу. Отдельную целевую группу составляют страны Европейского Союза и страны, соседние с ними, которые рассматривают меры по легализации или регулированию различных видов проституции.
В реализацию проекта вовлечены следующие страны:
• Балканы - Хорватия, Сербия и Черногория, Албания и Косово;
• Юго-Восточная Европа - Болгария, Россия, Молдова;
• Страны-члены Европейского Союза - Венгрия, Чешская Республика, Польша, Эстония, Латвия и Литва.
Деятельность в рамках проекта включает проводимые в каждой стране консультации, образовательные семинары и тренинги, а также другие инициативы, направленные на повышение осведомлённости, а в заключение будет проведена конференция на Балканах, посвящённая поддержанию мира.
По результатам работы совместного проекта планируется издать материалы исследования, где будут описаны текущие и предлагаемые законы и правила в странах-участницах; особое внимание будет уделено юридическим тенденциям и передовым практическим методам.
Как выглядит легализованная сексуальная эксплуатация?
Там, где проституция легализирована, а индустрия сексуальных услуг выведена из-под уголовной ответственности, становится узаконенной сексуальная эксплуатация. Это чётко видно по тому, какая риторика и какая терминология используются для описания индустрии сексуальных услуг и её жертв.
Клиенты
Слова «потребитель» и «клиент» используются для описания мужчин - злоумышленников, виновников, сексуальных эксплуататоров, которые покупают женщин и девушек для секса.
Сектор или рынок сексуальных услуг
Индустрия сексуальных услуг становится частью рынка. Она предлагает покупателю любые формы сексуальной эксплуатации и взрослых, и детей. Это может быть ребёнок - как девочка, так и мальчик, молодая женщина, взрослая женщина, принуждаемые к проституции женщина или ребёнок, проданные в сексуальное рабство женщина или ребёнок. Индустрия сексуальных услуг не дискриминирует никого и не обращает внимания на эти ложные различия. Все жертвы предлагаются на выбор в рамках одной и той же индустрии почти всегда во множестве мест, включая улицы, клубы, зоны проституции внутри и вне помещений, стриптиз-бары, Интернет, и в заведениях, которые могут быть легальными или же нелегальными.
Сексуальные предприниматели
Сутенёры и сексуальные эксплуататоры становятся легальными бизнесменами. В секторах легализованных секс-услуг сутенёры являются «владельцами» женщин и заведений, они поставляют живой товар другим сутенёрам и владельцам клубов. Они контролируют рынок и предоставляют то, чего хочет покупатель, то есть все виды сексуальной эксплуатации, пользующиеся спросом у потребителей. Они стремятся обеспечить бесперебойное удовлетворение всех нужд «потребителя» / злоумышленника, и они добиваются получения максимальной прибыли с помощью законных и незаконных методов. Уровни и формы насилия, которым подвергаются жертвы, их не заботят. Потребности в охране здоровья жертв интересуют их только с точки зрения защиты отвечающего спросу предложения.
Государственная сексуальная экономия
Государство регулирует данную отрасль от имени клиента и выступает в качестве посредника / сутенёра, под маской защиты прав, здоровья и безопасности жертв обеспечивая постоянное пополнение отрасли живым товаром. Государство извлекает из неё выгоду. Законная и незаконная вовлечённость государства и государственных служащих в данную сферу продолжается. Государство не может быть «нейтральным» в этом вопросе. Если оно легализует и регулирует проституцию, то фактически поддерживает её и защищает потребителя, а не жертв. Регулируя проституцию, государство не заботится о здоровье и безопасности вовлечённых в проституцию женщин, потому что реальность эксплуатации женщин исчезла, а её место заняло понятие «выбора» и «работы в области сексуальных услуг».
Выбор
Создаётся впечатление, будто женщины и девушки сознательно выбирают “работу в области сексуальных услуг” как вполне допустимую работу. Стирается реальность того, что вовлечение в проституцию является по сути ничем иным, как сексуальной эксплуатацией, вне зависимости от того, каков действительный или предполагаемый уровень власти, контроля или безопасности, которым женщины могут распоряжаться в различных ситуациях и в различные периоды своей жизни. Степень, уровень и мера принуждения, дурного обращения и насилия, применяемых в определённый момент времени против любой конкретной женщины или ребёнка, могут отличаться и для того, кто подвергается насилию, будут критичными. Но права всех женщин, вовлечённых в индустрию сексуальных услуг, нарушаются, а сами они подвергаются сексуальной эксплуатации. Индустрия сексуальных услуг по сути своей является рискованной и опасной средой.
Поставщики
Торговцы людьми, сводники и сутенёры используют женщин и девушек с целью сексуальной эксплуатации. Тактика, к которой прибегают торговцы людьми и сутенёры, может быть разной в зависимости от внутреннего и международного контекста, но намерение их остаётся неизменным - получить максимум выгоды от сексуальной эксплуатации женщин. Её последствия для женщин и девушек предельно разрушительны.
Спрос и предложение
На рынок в качестве товара поставляются тела женщин и девушек. Женщины и дети, которые уязвимы к сексуальной эксплуатации в силу как внешних - социально-экономических, политических, культурных, расовых, так и внутренних, личных факторов отслеживаются и силой вовлекаются в индустрию сексуальных услуг.