РАЗДЕЛ 12
Международные правозащитные механизмы по борьбе с вывозом людей в рабство для сексуальной эксплуатации, а также полезные отчёты Европейского Союза и политические заявления
Вступление
Существует большое количество международных соглашений, директив, протоколов и политических заявлений, а также конвенций по правам человека, на которые можно сослаться в качестве доказательства и даже использовать как ресурсы, показывающие, что правительства стран предпринимают действия для защиты своих граждан от ужасов вывоза в рабство и сексуальной эксплуатации. В данном разделе перечислены ключевые международные механизмы; его можно использовать для различных проектов общественных организаций, чтобы напомнить правительствам о принятых ими на себя обязательствах защищать права человека в отношении женщин и создавать необходимую инфраструктуру, которая бы обеспечивала гендерное равенство и возможность для женщин и детей жить, не подвергаясь насилию.
Взяв за основу Пекинскую платформу действий Организации Объединённых Наций (United Nations (UN) Beijing Platform for Action) (1995) и Результирующий Документ 23-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Пекин плюс 5, 2000) (Outcome Document of the 23rd Session of the UN General Assembly (Beijing Plus 5, 2000)), в котором правительства дали обязательства предпринять и усилить меры для обеспечения гендерного равенства и прав человека, другие тексты также предоставляют женщинам защиту - продвижение Декларации тысячелетия ООН (UN Millennium Declaration) и достижение Целей развития тысячелетия ООН (Millennium Development Goals) подчёркивают, что гендерная перспектива должна быть полностью интегрирована во все контрольные процессы Конференций ООН (UN Conferences).
Продвижение равенства между женщинами и мужчинами во всех стратегиях и программах - основной принцип дальнейшего развития и внедрения всех договоров ЕС со времён Амстердамского договора (Treaty of Amsterdam) (1998 г.) и Договора в Ницце (the Treaty of Nice) (2000 г.).
Определённые документы ООН полезны для борьбы с вывозом людей в рабство и проституцией, их список приводится ниже:
Конвенция ООН 1949 г. о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (UN Convention of 1949 for the Suppression of the Traffic in Persons and of the Exploitation of the Prostitution of Others)
Конвенция является одним из международных документов по защите прав человека, который направлен против «рабства и подобных ему практик». Во вступительной части устанавливается принцип, что проституция и вывоз людей в рабство являются «несовместимыми с достоинством человека». Женщины, занятые в проституции, считаются не преступниками, а жертвами, и подлежат защите. Эта конвенция отстаивает необходимость наказания тех, «кто сводничает, вовлекает и втягивает других» в проституцию. Эта конвенция устанавливает связь между проституцией и вывозом людей в рабство и указывает, что страны не могут регулировать проституцию или подвергать женщин, занятых в проституции, регистрации или другим методам административного контроля.
Статья 6 Конвенции по устранению всех форм дискриминации против женщин (1979) (Article 6 of Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women (1979)) оговаривает, что «Стороны-государства должны принять все нужные меры, включая законодательные, для устранения всех форм торговли женщинами и эксплуатации женской проституции». Комитет по устранению дискриминации против женщин основывается на Конвенции от 1949 г., с введением понятия «всех форм» торговли женщинами и эксплуатации женской проституции, и признаёт, что новые формы вывоза людей в рабство и сексуальной эксплуатации существуют, и их следует обуздать.
Статья 21 Конвенции по устранению всех форм дискриминации против женщин (Article 21 of the Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women) даёт право Комитету по устранению дискриминации против женщин (Committee on the Elimination of Discrimination against Women - CEDAW) подавать свои предложения и общие рекомендации, на основе изучения отчётов и информации, полученной от государств-участников. Данный Комитет разъяснил, что вывоз людей в рабство - это форма насилия по гендерному признаку, когда в 1992 г.принял Общую рекомендацию № 19, подчёркивающую связь между вывозом женщин в рабство, более низким экономическим статусом женщин, вооружёнными конфликтами и насилием.
Конвенция по правам ребёнка (1989) (Convention on the Rights of the Child (1989)) сохраняет дух Конвенции 1949 г. в статьях 34 и 35, и добавляет другие формы сексуальной эксплуатации, например, порнографию.
Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (2000) (Палермский протокол) (Protocol to Prevent, Suppress and Punish Trafficking in Persons especially Women and Children, supplementing the UN Convention Against Transnational Organised Crime (2000) (The Palermo Protocol))
С тех пор как Конвенция от 1949 г. вступила в силу, преступники придумали новые пагубные формы вывоза людей в рабство, такие как торговля женщинами и детьми для служб «невеста по переписке» и для секс-туризма.
Палермский протокол - это широкомасштабное соглашение, направленное против преступлений, связанных с вывозом людей в рабство, в особенности против рабства женщин и детей. Предполагается, что он станет основой для претворения в жизнь законов в национальных юрисдикциях и гармонизации регионального законодательства против вывоза женщин и дети в рабство.
Так же, как и Конвенция 1949 г., Протокол предусматривает, что вывоз людей в рабство неотделим от эксплуатации проституции. Изначально он направлен против эксплуатации проституции других лиц и иных форм сексуальной эксплуатации. В определении «вывоза людей в рабство» также указано, что согласие жертвы на эксплуатацию не имеет значения, и таким образом признаёт, что жертвы вывоза в рабство не должны нести бремя доказательства. Протокол также предусматривает меры защиты для жертв.
Впервые на Конвенции ООН был поднят вопрос спроса, который стимулирует вывоз людей в рабство. Статья 9.5 оговаривает, что государства-участники «должны принять или усилить законодательные либо иные меры … чтобы снизить спрос, который подпитывает все формы эксплуатации людей, в особенности женщин и детей, что приводит к их вывозу в рабство».
Комиссия ООН по положению женщин, 2005 г., Резолюция 49/2, «Устранение спроса на женщин и девушек, продаваемых в сексуальное рабство для всех форм эксплуатации» в Отчёте за 49-ю сессию (UN Commission on the Status of Women (CSW), 2005, Resolution 49/2, Eliminating Demand for Trafficked Women and Girls for All Forms of Exploitation in the Report of the 49th Session (E/2005/27; E/CN.6/2005/11))
Резолюция Комиссии ООН по положению женщин от 2005 г. в отношении спроса подкрепляет Статью 9.5 Протокола ООН против вывоза людей в рабство, подтверждая, что “устранение спроса на женщин и девушек, продаваемых в рабство для всех форм эксплуатации, включая сексуальную, является ключевым элементом для борьбы с вывозом людей в рабство». Она призывает правительства принять все должные меры для устранения спроса на женщин и девушек, продаваемых в рабство, и подчёркивает, что коммерческая сексуальная эксплуатация оказывает на женщин и девушек чрезвычайно негативный эффект. Она поощряет все меры, включая и законодательные, «для сдерживания эксплуататоров и устранения спроса».
Отчёт Сигмы Худа, Специального докладчика ООН по вопросу вывоза людей в рабство, в особенности женщин и детей. Интеграция прав человека для женщин и гендерной перспективы с уделением особого внимания спросу для коммерческой сексуальной эксплуатации и вывоза людей в рабство (2006) (Report of Sigma Huda, the UN Special Rapporteur on Trafficking in Persons, Especially Women and Children. Integration of the Human Rights of Women and a Gender Perspective with a Special Focus on the Demand for Commercial Sexual Exploitation and Trafficking (2006)).
Этот замечательный отчёт обращается к темам толкования определения «вывоза людей в рабство» в Протоколе ООН, значении спроса, криминализации использования принуждаемых к проституции лиц, аргументов против легализации проституции и индустрии сексуальных услуг, и подхода с точки зрения прав человека к вывозу людей в рабство, который включает основной акцент на судебном преследовании виновных. Что важно, отчёт сообщает, что «В большинстве случаев проституция, как её обычно практикуют в мире, уже сама по себе включает элементы торговли людьми… Страны-участницы с легализированной индустрией проституции несут бремя ответственности за то, чтобы… их режимы легализированной проституции не законсервировали в нынешнем состоянии широко распространённый и систематический вывоз людей в рабство. Исходя из существующих на данный момент по всему миру условий, страны-участницы, поддерживающие режим легализированной проституции, далеки от выполнения этого обязательства».
Европейские документы, полезные для борьбы с проституцией и вывозом людей в рабство:
Брюссельская декларация (2002 г.), решение Совета, утверждающее Декларацию (Brussels Declaration (2002) Council Decision Endorsing the Declaration)
Эта Декларация была составлена в Брюсселе в 2002 г., её суть - предотвращение и борьба с вывозом людей в рабство - глобальная проблема 21-го века. Эта Декларация призывает к эффективным скоординированным действиям между странами происхождения, транзита и пункта назначения, между всеми национальными и международными действующими организациями в соответствующих сферах.
Конвенция Совета Европы по действиям против вывоза людей в рабство (Council of Europe Convention on Action against Trafficking in Human Beings) - Варшава, 16/5/2005. Содержит международно признанное определение вывоза людей в рабство, основанное на Протоколе ООН от 2000 г., и подтверждает необходимость принимать меры против спроса на сексуальную эксплуатацию (Статья 6).
29/4/2004 Директива Совета 2004/81/EC от 29 апреля 2004 г. в отношении видов на жительство, предоставляемых сотрудничающим с компетентными органами гражданам третьих стран, которые являются жертвами вывоза в рабство или которые подвергались действиям, поощрявшим нелегальную иммиграцию (Council Directive 2004/81/EC of 29 April 2004 on the Residence permit issued to third-country nationals who are victims of trafficking in human beings or who have been the subject of an action to facilitate illegal immigration, who cooperate with the competent authorities)
19/07/2002 Рамочное решение Совета 2002/629/JHA от 19 июля 2002 г. по борьбе с вывозом людей в рабство (Council Framework Decision 2002/629/JHA of 19 July 2002 on Combating trafficking in human beings)
22/03/2001 Рамочное решение Совета 2001/220/JHA от 15 марта 2001 г. по статусу жертв в процедурных действиях по уголовному законодательству (16/02/2004 Отчёт Комиссии на основе Статьи 18 Рамочного решения Совета от 15 марта 2001 г. по статусу жертв в процедурных действиях по уголовному законодательству COM (2004) 54 final/2 (Council Framework Decision 2001/220/JHA of 15 March 2001 on the Standing of victims in criminal proceedings (16/02/2004 Report from the Commission on the basis of Article 18 of the council Framework Decision of 15 March 2001 on the standing of victims in criminal proceedings (COM (2004) 54 final/2).
20/10/2003 Постановление Совета от 20 октября 2003 г. в отношении инициатив по борьбе с вывозом людей, в особенности женщин, в рабство (Council Resolution of 20 October 2003 on Initiatives to combat trafficking in human beings, in particular women).
18/10/2005. Сообщение от Комиссии Европейскому Парламенту и Совету - Борьба с вывозом людей в рабство: интегрированный подход и предложения для плана действий 52005DC0514. COM(2005) 514 final (Communication from the Commission to the European Parliament and the Council - Fighting trafficking in human beings: an integrated approach and proposals for an
action plan (52005DC0514. COM(2005) 514 final)).
Данное Сообщение нацелено на дальнейшее укрепление решимости Европейского Союза и его государств-участников предотвращать вывоз людей в рабство, совершаемый с целью сексуальной или трудовой эксплуатации, как она определена в Рамочном решении от 19 июля 2002 г. по борьбе с вывозом людей в рабство, и противостоять ему, а также обеспечивать
защиту, поддержку и реабилитацию его жертвам. Этот предложенный план действий ещё подлежит обсуждению в Совете и в Европейском Парламенте.
Признаётся, что люди, о которых идёт речь, их потребности и права должны быть в центре политики ЕС против вывоза людей в рабство. Это, прежде всего, означает последовательную решимость органов ЕС и его государств-участников придерживаться подхода, нацеленного на права человека, и улучшения их внешних отношений и политик развития.
Отчёт Европейского Парламента по стратегиям предотвращения вывоза в рабство женщин и детей, уязвимых для сексуальной эксплуатации (2004/2216(INI) (European Parliament Report on strategies to prevent the trafficking of women and children who are vulnerable to sexual exploitation (2004/2216(INI)), Комитет по правам женщин и гендерному равенству, Докладчица: Кристина Претс.
Этот отчёт подчёркивает важные полезные связи между вывозом людей в рабство и проституцией в странах-участниках ЕС, и поддерживает действия, основанные на гендерном равенстве по всему ЕС.