Международные соревнования по дрэгрейсингу. Алматы, Казахстан, 16.10.2010.

Oct 22, 2010 00:34





2-й сезон подряд на аэродроме Боралдай проходит легальное многоэтапное соревнование по дрэгрейсингу.

На финальный 4 этап вот уже второй раз приезжают и гости из России: Красноярска, Томска и Новосибирска. В этот раз делегация россиян достигла уже 20 человек. В подкрепление сибирским гонщикам приехали и болельщики из Москвы: как же не поддержать друзей в ответственный момент?


Про дрэгрейсинг в Казахстане ходят разные слухи. Говорят, что там есть суперкрутые тачки, тягаться с которыми не каждому под силу. Чтобы проверить эту информацию, мы и выдвинулись в Алматы, решив охватить сразу как легальные, так и нелегальные заезды.

Алматы.

Название города происходит от слова Алма - яблоко. Полностью Алматы - означает приблизительно «яблоневый» или «яблоко-дед». До 1997 года город  Алматы был столицей Казахстана, затем столицу перенесли в Астану.





Алматы расположен в предгорьях Тянь-Шаня, фактически в чаше горных хребтов, которые окружают город практически со всех сторон. И летом и зимой видны высокие снежные пики, пробивающие вершинами облака.  На одной из таких высот построен зимний спортивный комплекс Медео, с самым большим в мире катком.

Этот индустриальный город необыкновенно красив и богат, в нем разбито множество парков, фонтанов, дворцовых комплексов.



Здесь также созданы привлекательные условия для автомобильного импорта (невысокие пошлины на ввоз). Однако несколько лет тому назад был запрещен ввоз автомобилей с правым рулем: именно ввоз, т.е. уже ввезенные к этому моменту «праворучки» до сих пор разрешены к эксплуатации.

Дрэгрейсинг Казахстан.

Этот факт и стал во многом толчком к развитию дрэгрейсинга в Казахстане в целом и Алматы в частности. Начиналось все, естественно, со стритрейсинга.

В отдельные дни на нелегальные гонки собиралось до 300 участников. Под это дело перекрывали основные магистрали в городе или уезжали кататься на загородные трассы. Естественно, все это происходило стихийно и небезопасно, однако, именно эта аура запрещенности и является для многих своеобразным наркотиком.

Именно поэтому, когда 2 сезона тому назад была организована легальная трасса для проведения соревнований по заездам на 402 метра, «аудитория» разделилась на две части. Более спортивно ориентированные драйверы перебрались на территорию Боралдай моторплекс, расположенного на полосе рулежки аэропорта Боралдай (которым, кстати сказать, до сих пор пользуется мэр города).





Остальные же так и остались на улицах города и пригорода. И естественно представители каждой из сторон  утверждают, что именно у них собрались самые интересные автомобили Алматы и Казахстана в целом. На Боралдай моторплексе открытые заезды происходят каждую пятницу. Трасса неплохо освещена в ночное время суток, поэтому по-зимнему короткие световые дни участникам не помеха.

Собственно, что еще нужно для полного счастья? Стычки с местным ГАИ и хождение по грани безопасности на дорогах общего пользования? Наверное, да…

К сожалению, в этот раз я попала немного невовремя: дождливая и прохладная погода дала себя знать - гонок практически не было. Спасибо ребятам-организаторам и отдельно Натали, которые честно катали меня по всем их точкам и трассам, но пофотографировать нормально так и не удалось: было нечего.





Сибирь на выезде.

Поскольку дорожки уже были протоптаны ( в 2009 году ребята в ограниченном составе уже выезжали также на 4-й этап соревнований в Казахстане), то в этот раз собраться оказалось намного легче. И если в прошлом году они вернулись назад без наград, то в этот раз они ехали с самыми серьезными намерениями.



Всего собралось порядка 20 человек, с учетом фотографов, подруг и других сопровождающих лиц. За награды на соревнованиях собиралось бороться 7 автомобилей (в прошлом году только четыре):

Владимир Виль - ВАЗ 2108 - лучшее время 13.8
Андрей Шамелов (Шома) - ВАЗ 2112 - лучшее время 13.3
Денис Кысин - Toyota Supra - лучшее время 10.4
Дмитрий Павлов - Toyota Supra - лучшее время 9.15
Александр Соколенко (Харвест) - Toyota Mark 2 - лучшее время 9.031
Денис Пономарёв - Mitsubishi Lancer EVO 2 - лучшее время 8.8
Стас Лихачев - Subaru Impreza

Дополнительным стимулом послужило и гостеприимство организаторов, которые пообещали не только оплатить автовоз до Алматы и обратно, но и обеспечить участников проживанием и питанием. Понятное дело: всем интересно, когда приезжают такие интересные болиды.

Выехать решили заранее, заложив на дорогу на день больше, чем требовалось . Как выяснилось - не прогадали. На границе возникли проблемы с документами: как всегда таможенникам чего-то не хватило, и ребята провели на таможне порядка 22 часов. Однако до места добрались все без потерь. Теперь оставалось побеждать.

Формат и регламент.



В этом году соревнования проходят в два дня (пятница и суббота). Первый посвящен тестовым заездам и практике. Вечером проходит квалификация. В случае если по погодным условиям квалификация состояться не может, ее переносят на следующий день, утро. Так произошло и в этот раз, когда уже через полчаса после начала квалификационных заездов, начался дождь. Однако пилотам было предложено по желанию пустить в зачет лучшие времена, показанные ими во время хронометрируемых тренировок.

Все участники разделены на 5 классов, в каждом классе есть категории Pro и Open. Квалификация проходит в категории Pro, затем  автомобили, попадающие по объему в этот класс, но не проходящие в него по времени, переводятся в класс Open.

Категория PRO:

1 класс - транспортные средства с объемом до 1 799 куб. см. включительно;
2 класс - транспортные средства с объемом от 1 800 куб. см. до 2 499 куб. см.;
3 класс - транспортные средства с объемом от 2 500 куб. см. до 3 299 куб. см. включительно;
4 класс - транспортные средства с объемом от 3 300 куб. см. до 4 250 куб. см. включительно;
5 класс - транспортные средства с объемом от 4 251 куб. см. и выше;

Приведенный объем поршневых двигателей, снабженных приводным нагнетателем для создания избыточного давления во впускном тракте, (роторно-поршневых двигателей), определяют путем умножения коэффициента - 1.4, для турбокомпрессора - 1.7. При оборудовании автомобиля закисью азота приведенный объем определяют путем умножения коэффициента - 1.7. При оборудовании автомобиля несколькими вышеописанными системами в любом сочетании, автомобиль автоматически определяется в 5 класс.

Категория OPEN:

1 класс - транспортные средства, преодолевающие дистанцию в 402 метра с чистым временем (без учёта времени реакции пилота на старте) от 15,000 до 17,000 секунд;
2 класс - транспортные средства, преодолевающие дистанцию в 402 метра с чистым временем (без учёта времени реакции пилота на старте) от 14,000 до 14,999 секунд;
3 класс - транспортные средства, преодолевающие дистанцию в 402 метра с чистым временем (без учёта времени реакции пилота на старте) от 13,000 до 13,999 секунд;
4 класс - транспортные средства, преодолевающие дистанцию в 402 метра с чистым временем (без учёта времени реакции пилота на старте) от 11,500 до 12,999 секунд;
5 класс - транспортные средства, преодолевающие дистанцию в 402 метра с чистым временем (без учёта времени реакции пилота на старте) от 8,000 до 11,499 секунд.

В течение Соревнований допускается выход за границу минимального времени класса, но не более чем 0,2 секунды. При нарушении данного условия Участник дисквалифицируется, победа присуждается сопернику.

Сделано это для того, чтобы к соревнованиям было допущено как можно больше участников, и выгода здесь не материальная, а исключительно в том, чтобы людям было интересно.

Здесь вроде бы все гладко. Главная проблема регламента заключается в том, что каждому участнику разрешено во время гонки допустить до трех фальстартов. А это невероятно много.

Помню, как во время заключительной (2008 года) Дрэг Битвы в Красноярске американцы на Dodge Viper Hennessy были в восторге, что разрешен хотя бы один фальстарт. Они тогда еще радовались и кричали, что у них дома едва допустишь фальстарт, тебя сразу же дисквалифицируют.

Здесь же, по словам организаторов, такие поблажки пока сделаны для того, чтобы привлечь как можно больше участников, хотя бы и тех, кто не слишком хорошо умеет стартовать.



Это является палкой о двух концах. Дима Павлов на Supra совершенно не был готов к такому повороту событий, поэтому первые два раза в полуфиналах стартовал, что называется «на все деньги», a соперник в этих заездах совершал фальстарты. Чем и поплатился. Супра не выдержала такого издевательства, две свечи вышли из строя, и троящий мотор привез его всего лишь на третье место в своем классе.

Но тут я забегаю вперед.

Алматинская специфика.

Многие зрители и «читатели» жаловались на организацию соревнований.

И в общем да, со стороны, да еще и с точки зрения российского менталитета здесь было к чему придраться. Мы, т.е. те, кто был непосредственно на месте, тоже изнывали от задержек и непонятных нам раскладов. Но в чужой монастырь со своим уставом не попрешь. Если посмотреть на ситуацию изнутри, то многое становится понятным.

Когда я задала вопрос организаторам, почему гонки были начаты так поздно, да еще и после проведения 1/8 финала лишь в одном классе (первом) сразу устроили конкурсы для зрителей, мне ответили дословно следующее:
- Здесь нужно иметь ввиду специфику национального менталитета. Подобные соревнования это прежде всего публичные мероприятия, где каждый из зрителей должен показать собственную значимость. А значимость во многом определяется тем, сколько человек тебя увидели, когда ты пришел. Т.е. чем позже ты пришел, тем  круче ты есть.  Поэтому мы стараемся самое интересное растянуть на попозже.



Многие задержки были обусловлены различными техническими моментами, связанными с телеметрией или непосредственными неполадками у автомобилей гонщиков. Людям шли навстречу. Так получилось и у Александра Соколенко (Харвеста), когда у него перед финалами сломалась система подачи закиси. Соперник согласился ждать практически до конца всех заездов, и организаторы предоставили Саше возможность попытаться эту неполадку устранить.

К сожалению, ребятам это так и не удалось, поэтому в финальных заездах Харвест заезжал без нитро.

Невероятное количество конкурсов и прочего энтертеймента связано еще и с тем, что соревнования происходят на действующем аэропорту, и главное требование руководителей аэропорта, чтобы во время взлета или посадки не проходило никаких заездов.





Пятница. Тренировки и квалификация.

К квалификации было допущено 65 участников. Практически все они (за редким исключением) прошли в финальные заезды. Собственно и не удивительно: на 9 классов (только в пятом классе не было категории Open) вполне должно было хватить. Самым многочисленным оказался класс 4 (16 участников), большинство из которых попало в категорию Open.

До сих пор рекорд Казахстана составлял чистое время заезда на 402 метра в 10,2 секунды (в пятом классе). Уже на субботней квалификации Денис Пономарев на своем Evo 2, заявленный без закиси в класс 4, побил этот рекорд, проехав четверть мили за 9,643 (чистое время без реакции пилота).





После этого на стрип выезжает Александр Соколенко (Харвест) и показывает новый рекорд: 9,5 секунды.





К сожалению, по техническим причинам сразу выбывает синий новосибирский Subaru Impreza Стаса Лихачева…



Примерно в этот момент начинает лить дождь, организаторы берут тайм-аут. Дождь прекращается, и на стрип выпускают участников свободных заездов (подсушить колесами покрытие). Как только состояние асфальта становится допустимым для заездов мощных автомобилей, начинается квалификация.





Но провести квалу целиком организаторам все же не судьба. Через минут 20 небо снова затягивается тучами, и опять начинается дождь. Но даже после того, как дождь закончился, стрип не высыхает (температура к вечеру резко падает), и принимается решение перенести квалификационные заезды на субботнее утро.

Желающим участникам предлагается засчитать показанное лучшее время  в результаты квалификации на тех условиях, что больше до гонки они заезжать не будут. На это мало кто соглашается. Всем хочется погонять. В воздухе висит запах азарта и адреналина.

Суббота. Соревнования.

Погода в субботу была как на заказ: тепло и сухо. Первая половина дня была отдана вновь под квалификационные заезды. Непосредственно соревнования начались уже ближе к двум часам дня, когда гонщики отъездили все положенные заезды, а публика на трибунах начала наконец-то подтягиваться.

К чести организаторов стоит сказать, что они здорово организовали вип-трибуну, вход на которую стоил 3000 тенге или порядка 600 рублей. На верхних ярусах были установлены столики и переносные кафе, так что можно было пить пиво и есть шашлык, не отрываясь от основного действа.

Наконец проходит парад участников и начинаются гонки.



Российские драйверы распределились по трем классам: первый, четвертый, пятый.

По техническим причинам выбывает Денис Кысин на Toyota Supra. Причина: сломалась шпонка.



Чуть позже выбывает и Владимир Виль на красном ВАЗ 21083, который так запомнился в Алматы в прошлом сезоне: проигрывает Исламу Дудаеву на Honda Civic.





В первом классе вся надежда остается на Андрея Шамелова (Шома) на ВАЗ-2112 с котом Матроскиным на боку, который очень понравился ведущим.



В четвертом классе за Россию выступает Денис Пономарев с отключенной системой подачи закиси (так чтобы в случае хороших раскладов мы привезли домой три кубка). В пятом у нас целых два сильных автомобиля и пилота - Дима Павлов на заднеприводной мощной Toyota Supra и Александр Соколенко на полноприводной автоматной Toyota Mark II.







Серьезную конкуренцию им собирается составить несколько казахских пилотов, и прежде всего Антон Ли на зеленом Mitsubishi Eclipse в 4-м классе





и  Николай Румынский на Audi S1 в 5-м классе.

Еще один серьезный автомобиль - BMW 318iS команды СпортГараж под управлением Виталия Ермизина. К сожалению, в одном из заездов у BMW срезает сразу оба привода. Технический сход.



Стоит отметить, что трасса не проклеена, и хотя зацеп весьма хорош (по словам пилотов), можно представить, что было бы с этим автомобилем на клею.

Про S1 вообще стоит сказать несколько слов отдельно: это была первая гонка свежепостроенного автомобиля мощностью под 700 л.с. Для строительства болида был приобретен пустой кузов, который постепенно наполняли содержимым: мотор 2,2 литра, в котором заменили шатуны, клапана, распредвал (поршня оставили заводские), установили турбину 40-й Garret, усиленное сцепление, новый выпускной коллектор и пр. Первые тесты автомобиля проходили во время тренировок, которые помогли понять, какие еще недочеты необходимо устранить. В первый раз лучшее время было показано 10,7. В конце следующего дня лучшее время стало 9,3 секунды.



С учетом всех перерывов и задержек на трассе начинает темнеть. Это не смертельно, однако же очень неприятно. Несмотря на хорошее освещение в стартовой зоне, оттормаживаться пилотам после финиша приходится практически в полной темноте, это с учетом того, в конце зоны торможения были установлены бочки, отделявшие рулежную полосу от действующей взлетно-посадочной, и снести их было бы не очень приятно.





В первом классе Про на старты выходит Андрей Шамелов на ВАЗ  2112 с Фараби Амангельдиевым на Honda Civic. Civic’и одни из самых популярных автомобилей на дрэгрейсинге в Алматы, по крайней мере на 4-м этапе их было намного больше, чем остальных марок-моделей.



Заезды в финалах традиционно продолжаются до двух побед. Шома побеждает два раза из двух с неоспоримым преимуществом. Скорость на выходе его автомобиля составляет 161, 19 км/ч.

Затем проходят финалы 2-го и 3-го классов.

А затем настает очередь и 4-го класса, где все мы болели за Дениса Пономарева. Его соперником становится Антон Ли на Mitsubishi Eclipse. В первом же заезде Денис побеждает - и делает это с огромным отрывом. Судя по показаниям телеметрии, его чистое время составляет 8,883, и весь стадион вопит в восторге. Однако после первой радости наступает черед сомнений в верности показаний датчиков: ведь Race America засекла у Дениса время реакции 1.2 секунды, а все свидетели заезда в один голос утверждают, что реакция была намного короче…



Впрочем, рекордсменов не судят, а Денис официально установил в этот раз не только рекорд трассы, но и рекорд Казахстана в целом. Скорость на выходе (по данным RaceAmerica) у него составила 207 км/ч. В этом заезде у Evolution срывает один из патрубков системы охлаждения. К счастью, к следующему заезду механики успевают установить его на место.

Следующий заезд двух Mitsubishi оказался гораздо менее удачным для Дениса. Задержка на старте и в итоге Ли приезжает на финиш первым. Теперь предстоит встреча в решающем заезде.

К сожалению, она не приносит России победу. Автомобиль Дениса не смог нормально стартануть. Как выяснится позже, еще в первом заезде у Дениса Пономарева развалился один из карбоновых дисков сцепления и его обломок не позволял сцеплению полностью выжиматься. В итоге - 2-е место в 4-м классе.



Поскольку Дима Павлов выбыл из борьбы уже в полуфинале, «благодаря» двум фальстартам  своего соперника, измотавшим его Супру (любопытно, что по большому секрету после соревнований нам было сказано, что этот пилот далеко не первый раз допускает два фальстарта  в заездах с мощными соперниками), то в 5 классе вся надежда возлагалась на Александра Соколенко.



Николай Румынский, пилот Audi  S1, больше известный под ником Хохол, по-джентльменски согласился подождать Харвеста, пока тому чинили систему подачи закиси. Однако с нитросом не срослось, и Александр собирался стартовать с холостых оборотов, что никак не могло положительно отозваться на результатах заездов - ведь у Румынского с автомобилем все в порядке.



В первом заезде Саша проигрывает Хохлу на старте, и уже шансов победить практически нет, когда вдруг Audi, ушедшая далеко вперед, вдруг виляет и пересекает осевую линию. По регламенту за это полагается дисквалификация, что, собственно, и происходит с пилотом немецкого автомобиля.

Зрители возмущены, но тут ничего не поделаешь: закон есть закон. Однако, понимая неудовлетворенность Хохла результатом, Харвест соглашается на предложение Николая на еще один заезд вне зачета. Две машины вновь выходят на старт, и зрители счастливы.

Соколенко стартует с отличным временем реакции - всего 0,014 - и благодаря этому приходит к финишу первым. Его общее время - 9,484 и скорость на выходе - 241 км/ч. Румынский задерживается на старте на 0,375 секунды и приходит на финиш лишь через 9,711, зато его чистое время - 9.336! Таким образом он устанавливает новый рекорд Казахстана среди казахстанских пилотов.

Результаты:







Категория Pro

1 класс - Андрей Шамелов ВАЗ 2112 - 13,690 с.
2 класс - Рассим Сулиев Honda Civic - 12,408 с.
3 класс - Максим Фирулёв Honda Civic - 11,711 c.
4 класс - Антон Ли Mitsubishi Eclipse -10,169 c.
5 класс - Александр Соколенко - 10,504 с.

Категория Open

1 класс - Станислав Молчанов Honda Plelude - 15,522 c.
2 класс - Евгения Лобанкова Audi RS2 - 14,075 c.
3 класс - Антон Казанджиян Subaru Impreza - 13,797 с.
4 класс - Иван Долженко Dodge Viper - 12,490 с.

Бонусы:











Все фото можно найти у меня на Галерее:

http://blade.gallery.ru/watch?a=PZ-fsNU

путешествия, казахстан, dragracing

Previous post Next post
Up