В этот раз темой брулетки (raz-molot.livejournal.com/46932.html) была русская проза 19 века.
Задана мне была книга Лескова "Мелочи архиерейской жизни", как можно догадаться из темы поста:)
Я рада, что прочитала ее. Вообще люблю книги того времени - довольно спокойные неторопливые, с хорошим языком.
Сюжета в ней нет, так что за перипетиями чьих-либо отношений долго наблюдать не получится. Здесь мы видим некую портретную галерею (в какой-то момент так это называет автор).
Некоторое количество зарисовок, баек, историй. Основной посыл книги (если совсем выжать) - архиереи тоже люди.
У них бывает дурной характер, бывают запоры, бывают очень благочестивые архиереи, которых допекают прихожане, бывают те, кого не допекают. Все люди. Более того - зачастую их архиерейское поведение вызвано отношением к ним общества.
Далее много примеров.
Пожалуй, в свое время это была очень полезная книга. Мне в свое время довольно сильно помогло понимание, что учитель - тоже человек, до сих пор помогает при общении с любыми более-менее серьезными представителями чего бы то ни было.
Не знаю уж, скольким архиереям она спасла нервы, но автор как минимум попытался исправить общественное отношение к ним. Очень мило:)
Кому-то может показаться скучноватым, но мне в тот момент зашло отлично.
Выудила из книги несколько мелких деталей личного свойства:
Милую сердцу бытовуху того времени - иногда довольно специфическую, на которую сложнее наткнуться в других художественных произведениях.
Или, например - в свое время меня пытались (и довольно серьезно) убедить, что слово "крутой" применимо к человеку - современный жаргон, а ранее оно так не употреблялось.
Сейчас я бы показала тем людям вот этот отрывок:
Сколь счастливее его были оные приснопамятные шутовские органы
гласности, изобретенные Шульцем! И зато они сравнительно сильнее
действовали. По крайней мере то несомненно, что крутой из крутых и смелый до
дерзости архиерей их серьезно боялся. Можно думать, что если бы не они, то
анекдоты о Смарагде, вероятно, имели бы еще более жесткий и мрачный
характер, от которого владыку воздерживало только одно шутки ради устроенное
пугало.
И успокоилась бы на этом.
Кстати, там описывается великолепнейший способ органа гласности - бесцензурного, прошу заметить.
В городе были губернатор и архиерей, которые враждовали.
И одним майором, который очень любил общение с людьми, сплетни и вражду этих товарищей (а также у него был острый язык, и он был принят и любим во многих домах) была сделана вот такая штука:
На светлом окне серого домика на Полешской площади "сожженного" города
Орла в один прекрасный день совершенно для всех неожиданно появились два
чучела: одно было красный петух в игрушечной каске, с золочеными игрушечными
же шпорами и бакенбардами; а другое - маленький, опять-таки игрушечный же
козел с бородою, покрытый черным лоскутком, свернутым в виде монашеского
клобука. Козел и петух стояли друг против друга в боевой позиции, которая от
времени до времени изменялась. В этом и заключалась вся штука. Смотря по
тому, как стояли дела князя с архиереем, то есть: кто кого из них одолевал
(о чем Шульц всегда имел подробные сведения), так и устраивалась группа. То
петух клевал и бил взмахами крыла козла, который, понуря голову, придерживал
лапою сдвигавшийся на затылок клобук; то козел давил копытами шпоры петуха,
поддевая его рогами под челюсти, отчего у того голова задиралась кверху,
каска сваливалась на затылок, хвост опускался, а жалостно разинутый клюв как
бы вопиял о защите.
Все знали, что это значит, и судили о ходе борьбы по тому, "как у
Шульца на окне архиерей с князем дерутся".
Спасибо,
vaiwarilya, было приятно читать.