Наконец-то я поняла, что напоминает мне утешное наше камчатское бытование. Быт и нравы народа ЙЫЕ, вот что.
Вот выдержки из этнографического исследования профессора Баринова "Движение в сторону ЙЫЕ", изданного и иллюстрированного О. и А. Флоренскими, митьковскими художниками:
"Здешняя природа настолько скудна, что даже неприхотливые ЙЫЕ не смогли бы прожить одними ее дарами..
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15585/156263836.7/0_11dd89_74e500e6_XL.jpg)
Вот скудна дарами природа, лучше не скажешь!
***
К счастью, местность эта имеет одну редкую особенность: морскими течениями и ветрами сюда наносит огромное количество разного мусора и дряни. Не умея объяснить назначение многих попавших к ним из развитого мира предметов, эти люди сперва боятся их, а потом привыкают, широко используя их в быту и религиозных отправлениях.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6413/156263836.b/0_11de83_b1404967_XL.jpg)
Табуретка из брезентовых штанов, антенна из кастрюльной крышки, китайская люстра с выносным выключателем из кусочка ракетницы, энергонакопительный ветряк из бутылок от малкинской, сушилка из ольхача и проволоки, ветрозащитная стенка из пенки, таган из эссовского горбыля и пр. - новая жизнь "попавших из развитого мира предметов", да.
* * *
ЙЫЕ, как и большинство диких народов, сохранили традиционные религиозные верования, магические и тотемические представления, анимизм, культ некоторых животных (ЗАЙЧИК, СОВА)...
По непонятным мне причинам, у этого народа необычайно развит культ зайца. Я заметил у них на головах специальные привязные ушки, напоминающие заячьи. Они и в быту стараются подражать боязливому озиранию и естественной робости этих симпатичных безобидных зверьков.
Это мы боязливо выжидаем, пока с обнажения уйдет медведица с медвежатами.
* * *
Культ зайца предполагает Обязательное Принудительное Зайчикование (т. е. снабжение соответствующими ушками) всех животных Крайнего Севера, попадающих в поле зрения[13] ЙЫЕ. К примеру: ушастый тюлень, ушастый пингвин, ушастый волк, нерпа, змея[14].
Зайчик Ваня.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30/156263836.d/0_11decb_b9386f77_XL.jpg)
"
Вообще у Марии Михайловны зайчик - нарицательное хвалебное слово. Леха тоже зайчик, потому что хорошо ест кашу по утрам, Серега - зайчик, потому что много базальтов наколол
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9304/156263836.12/0_11dff2_e03546e1_XL.jpg)
Степаныч - зайчик, потому что мебель построил, а уж Андрей Демьяныч-то - со всех сторон зайчик!
* * *
По лености и беспечности народ этот часто допускает половинное зайчикование, отчего у несчастных животных развивается бочковатость ребер и комковатость лап. При этом операция проводится самыми примитивными варварскими методами: к примеру, зайчикуемым дают закусывать зубами еловый сук, дабы не отгрызли себе языка[15].
* * *
Процент выживаемости зайчикованных животных довольно велик, но вновь приобретенные свойства, к сожалению, не передаются по наследству.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4201/156263836.9/0_11ddf9_c4f0e8fd_XL.jpg)
"
* * *
Животных, умерших в процессе зайчикования, окружают большим почетом и тщательно мумифицируют, используя для этого так называемый «Напиток»[16]. Затем мумии помещают в грубые деревянные саркофаги и используют в быту в качестве домашних идолов. В ином жилище их скапливается так много, что хозяевам и ступить некуда. В этом случае наиболее ветхие экземпляры выбрасывают. Мелкие мумии дают младенцам вместо игрушек. Любимое развлечение детей ЙЫЕ- азартная и подвижная «Игра в мумию», очень напоминающая нашу игру в морского червяка.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5308/156263836.8/0_11ddb6_7b27957f_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9652/156263836.11/0_11df98_ceb44f01_XL.jpg)
"
В отряде поголовное зайчикование проходит безболезненно, но вот игра в мумию, равно как и игра в червяка, пользуется популярностью.
* * *
Зайчикование производится обычно в самом начале весны и в самом конце осени, когда в животных засыпают живые соки. В этом процессе участвует все население поголовно. Даже древние старухи нет-нет да и приползут поглядеть, как шаман еще затемно выходит в торосы, кричит и скачет там, имея в руках специальный шаманский веник. Так он, по словам ЙЫЕ, «надыбывает поляну» для будущего праздника. Надыбав такую поляну, он бывало выбьется из сил, упадет и валяется в снегу до рассвета…[17]
Мария Михайловна скоро будет надыбывать поляну и сажать борт.
* * *
На праздник ЗАЙЧИКОВАНИЯ приглашаются все живущие поблизости друзья и родственники. Далеко живущим приглашение передается посредством специально обученных ушастых сов. Совы доставляются на место быстроногими юношами при помощи остроумного приспособления, позволяющего переносить большое количество умных пернатых на значительные расстояния. Никакие погоды, бури и опасные переходы через реки не удерживают ЙЫЕ от желания посетить праздник.
Тут натяжка - за неимением сов, новости и приглашения к столу у нас доставляли рации. Мы пытались на должность совы-почтальона назначить Ваню, но он отказался.
***
Песня ЙЫЕ обычно состоит из немногих слов, на манер нашего: «В огороде бузина, а в Киеве дядька»; это повторяется на протяжении всего танца, мелодия песен приятная, но почти всегда меланхолическая.
* * *
Предметом особого поклонения у них является наш обыкновенный самолет. Несмотря на постоянную облачность, ЙЫЕ иногда видят в небе низколетящие экземпляры, приветствуют их криками и пением и часто изображают крылатые механизмы на камнях и песке.
В нашем случае, не самолет, а вертолет, но вот реакция совпадает.
* * *
Среди ЙЫЕ необычайно широко распространены гадательные игры, ярко отражающие своеобразие национального характера и психического склада этого маленького народа.
Играющие обычно собираются на снегу за деревней, садятся в круг и выбирают двух участников при помощи несложной считалки. В русском переводе она звучит примерно так: «К вашему берегу всё корабли да барки, а к нашему - всё говно да палки». Затем противники чертят на снегу две параллельные линии, между которыми помещаются все перечисленные в считалке предметы. Задача играющих состоит в том, чтобы ни в коем случае не допустить у своей линии скопления кораблей и барок, которые ловко перемещаются на сторону противника при помощи костяной рогульки. Выигравшим считается тот, кому удается заполучить к своему берегу всё говно и все палки, поставленные на кон.
* * *
ЙЫЕ очень внимательны к своему внешнему виду, могут часами наблюдать свое отражение в проруби, поворачиваясь то так, то этак. Одеваются они всегда в лучшую свою (и единственную) одежду, вывернутую ради пущей сохранности хорошей стороной вовнутрь.
***
Основное украшение их одежды составляют мелкие приятные предметы, беспорядочно нашитые на одежду, обувь и
головные уборы.
У Юры - очки, фотик, фляжка, пукалка, у Сереги - чей-то клык и ожерелье из черепов
Женская мода: мешочек для грибов, резинки-подвязки для сапог, аниветровой слюнявчик из штормовки, накомарник, поводок
* * *
Благосостояние и благополучие почитается у ЙЫЕ состоянием недостойным.
* * *
Едят ЙЫЕ простую сытную пищу: рыбу, нерпу, сову, выкидную китовину, лисиц и что попадет, а в случае недостачи простой сытной пищи питаются ракушками, еврашками, ежами и морской капустой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4123/156263836.17/0_11e0c3_7ee78a6b_XL.jpg)
"
Простая сытная пища
* * *
Язык их ясен и конкретен. Для простоты дела все животные, ракушки, птицы, рыбы, ягоды, мох и змеи, кроме самых ядовитых, называются у них одинаково.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3000/156263836.13/0_11dffa_6128902d_XL.jpg)
* * *
ЙЫЕ от своего невразумения не хотят рассчитывать, на сколько времени у них достанет запаса пищи, едят весьма много до прожорливости, пока есть, а потом голодают.
И правда - к середине сезона почти покончались рис-гречка-макароны, пришлось вертолетчикам заказывать, чтобы подбросили.
* * *
Как большинство диких народов, ЙЫЕ очень консервативны и любые перемены в своей жизни воспринимают как драму. К примеру, юноша, отправляющийся в соседнее селение, чтобы отнести больному дедушке выкидной китовины, бисера и суклей, горько плача, прощается с родными и друзьями, долго поет специальные жалобные песни, бросается на снег и раза три возвращается назад с полдороги, якобы передумав. Зачастую дедушка так и не получает гостинца.
Кааак же мы не хотели из уютного базового лагеря идти на выкидной! Как юлили и изворачивались!
Но пошли.
И выкидой лагерь сделали вот в такой долине.
***
И самое про нас:
"Я заметил в характере этих людей непреодолимое желание взять на себя как можно больше мучительных, трудновыполнимых и почти всегда бессмысленных обязательств. Когда ЙЫЕ хотят охарактеризовать кого-нибудь наилучшим образом, то говорят о нем: «ВСТАЛ ПОРАНЬШЕ, ПОШЕЛ ПОДАЛЬШЕ, ВЗЯЛ ПОТЯЖЕЛЬШЕ». (Не раз встречал я вдали от человеческого жилья того или иного героя, бесцельно бредущего с непосильной ношей на плечах.)"