**
Еду в поезде на Великие Луки, читаю мелким экономичным шрифтом напечатанную бесконечную сагу про компетентностность-выготскианство-деятельностныйподход, короче, психолого-педагогические статьи какие-то.
Высокий старик с седою бородою, сидящий напротив, отвлекается от монитора и спрашивает:
- Прошу прощенья, но не могу ли я поинтересоваться - вы не имеете отношения к педагогике?
Интересно, неужели это Выготский с Элькониным просвечивают с обратно й стороны листа?
- Как ни странно, имею. Последние два месяца..
- Тогда позвольте поинтересоваться, каковы ваши впечатления про образовательные реформы..
Когда через пятнадцать минут поток ругательств иссяк, мы перешли к другой тематике. Дядька оказался из физ-тех лицея 1 в Долгопрудном, который начал в 90-х работу по педагогической системе Занкова, и отлично кипел и колосился до 2000-х, когда начали гайки прикручивать.
Мой сосед там историю преподавал 12 лет, а потом свернулся, купил имение в Опочке, теперь там сидит.
Поговорили за озеро Алоль (его мои родители любят очень), за Опочку, за необходимость прочного негородского тыла с погребом, за Камчатку, за божественное творение - взаимопонимание полное! За нетривиальные математические задачи, за палеолит - взаимопонимание все полней!
- Ну, если вы не гнушаетесь темой антропогенеза, то, возможно, слышали про Олдувэй..
- Ну да, я там была даже..
- О, как же удивительно нас свела судьба! Тогда вы, возможно, сможете мне помочь - есть закрытая информация, что там, возле останков бойсова австралопитека был обнаружен трехметровый след.. человеческий.. Мне бы очень необходимо узнать подробности!
И когда я отмахнулась, он так разочарованно и печально вздохнул. Нет все же полного единения помыслов! Но с творчеством Фоменко и Носовского меня все же кратенько на сон грядущий меня познакомил на всякий случай.
**
Очень в Кораблино было хорошо. Классные дети, дали, ветер, офигенные родители, здоровские учителя, озера, мхи, камни, воск и береста, зерно и глина, войлок и фрески, и никакой деятельностности!
**
Экскурсовод в Михайловском удался не на шутку - угрюмый малый охранного типа в дутой черной куртке.
..Это имение было получено прадедом пушкина абрамом….ичемганибалом в наследство. Когда вы войдете в это строение, вы окажетесь в доме, который был построен на территории имения, который прадедпушкинаабрам…ичганибал получил в наследство. Когда прадедпушкинаабрам…ичганибал получил а наследство это имение, он начал
сроить здания, в одно из этих зданий вы попадете, когда подниметесь на крыльцо. В правой комнате вы видите русскую печь, она предназначена для обогревания помещения…
..Это кабинет поэта. На столе представлен творческий беспорядок.
«Скажите, это дали?» Как мало что поменялось, однако.
Это дом в Тригорском
**
Из шергинского «Пинежского Пушкина»:
«Не бывало от сотворенья, чтобы таки многолюдны книги в такой короткой век кто сложил. Век короткой, да разум быстрой: годы молоды, да ум тысячелетен. Пенье безмолчно - стихам нет конца.
У другого человека ум никуда не ходит, на спокое стоит. У Пушкина как стрела, как птица, ум-от.
Что люди помыслят, то он делом сотворит. В его стихах как ветер столь ли быстрой. Вот дак птица! Поёт, забудет - ел ли, пил ли…
И настолько он хитрой прикладывать слово-то к слову! Слово-то выговаривашь одно-то, друго-то - ведь надо взять скоро… Пушкин говорил, как с полки брал; и всё разно сказывал. Век не придумать никому, как он придумывал.
Пушкин нов чин завёл в стихах. Сердцем весел, не хотел над старыма остатками. Сам повёл, никого не спросился. Сел выше всех, думу сдумал крепче всех. В еговых словах не заблудиссе. Кабыть в росстил лежит. Всё-то видишь, всё-то понятно: выговаривать-то не спуташь. Сколь письмл егово до людей дохоже! Старых утешат, молодых забавлят, малых учит…
У Пушкина речь умильна, голос светлой, выводить-то мог без отрыву. Други водят круто либо тихо, есть читатели --читают, как собаки отгрызают, он выносит каждо слово как следует; разводно поёт, голос не перепевается, не дребезжит.
У других писателей колосина, и мякина, и зерно - в одно место, у Пушкина - хлеб чистой.
**
У поворота на Святогорский монастырь - будка «МОРОЖЕНОЕ» в виде русской печки.
**
А наааам там северное сияние показали. Правда. Сначала мы решили, что это великолуцкие прожектора тренируют дальний свет. Какие-то невнятные вертикальные световые столбы, то их два, а то десяток…
**
К сиянию нас привел некоторый дядя Володя, который в Кораблино живет в вагончике и помогает по хозяйству (когда за клюквой не ходит).
Чтоб было сиятельнее, поднялись поближе к небу - на холм, на котором стоит одинокая дверь.
- Володя, а кто ж тут дверь поставил?
- Да как вам сказать.. Нуу, может быть вы знакомы с детской русской литературой?
- ..Наверное.. с какой именно?
- Ну, может быть, слышали - Юрий Иосифович Коваль? Читали? Неужели? Что именно?
- Ну, «Лодку..», «Листобой»..
- И все, да? А «Суер-Выера»?
- Конечно, но это не очень детская литература..
- Ну, неважно. Помните, там были двери? Так вот, видимо, эту дверь какой-то большой поклонник Юрий-Иосича поставил..
А ведь и правда, был там остров одинокий дверей. В главе «Бодрость и пустота».
Косяки с дверями стояли сами по себе, и двери были распахнуты. Они
поскрипывали под морским ветерком, раскачиваясь на петлях…
-- Хотелось бы ясности, сэр. Обычно, когда входишь в открытую дверь,
тебя что-то ожидает. Ну, скажем, бифштекс с луком или девушка с персиками. А
здесь нету ничего -- только бодрость и пустота.
-- Но это тоже немало, -- отвечал капитан. -- Бодрость и пустота --
целая философия. К тому же пустота, наполненная бодростью, не совсем чистая
пустота, это пустота взбодренная.
-- Извините, сэр, -- возразил я, -- но зачем нам бодрость в абсолютной
пустоте? В пустоте я и без бодрости хорош. Бодрость всегда хочется к
чему-нибудь применить.
-- Да, да, кэп! -- закричал и Хренов. -- Давайте применим нашу
бодрость, чего ей зря пропадать?
-- Пожалуйста, -- сказал Суер, -- применяйте. Вон еще одна открытая
дверь, можете войти.
Хренов, а за ним и мы с капитаном вошли в очередную открытую дверь.
**
Ночью в поезде «Великие Луки - Москва» пишу самостоятельную работу про психологическое сопровождение образовательного процесса.
«В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся методы обучения подразделяют на методы готовых знаний (словесно-догматические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные) и исследовательские (проблемные, частично-поисковые, эвристические) методы.
Характер дидактических задач определяет методы приобретения ЗУН, методы формирования СУД, СДП, методы формирования качеств творческой деятельности - СТК, методы закрепления и повторения, методы самостоятельной работы и методы контроля.»
Эх.
«В этих заведениях профессора изобретают новые методы земледелия и архитектуры и новые орудия и инструменты для всякого рода ремесел и производств, с помощью которых, как они уверяют, один человек будет исполнять работу десятерых; в течение недели можно будет воздвигнуть дворец из такого прочного материала, что он простоит вечно, не требуя никакого ремонта; все земные плоды будут созревать во всякое время года, по желанию потребителей, причем эти плоды по размерам превзойдут в сто раз те, какие мы имеем теперь... но не перечтешь всех их проектов осчастливить человечество. Жаль только, что ни один из этих проектов еще не доведен до конца, а между тем страна в ожидании будущих благ приведена в запустение, дома в развалинах и население голодает или ходит в лохмотьях. Однако все это не только не охлаждает рвения прожектеров, но еще пуще подогревает его, и их одинаково воодушевляют как надежда, так и отчаяние.»
«Путешествие Гулливера в Лапуту».
**
Фестиваль науки. Представляем виртуальный музей «Ледниковый период» - зубы-кости, рога-копыта. Дети вникают.
Какой-то бодрый папа, хватая спил бивня: ох,это что же такое? Дерево? Нет? Бивень?? Да иди ты! Мишк, смотри, это бивень!! А это? Зуб мамонта? Ничего себе, вот это махина!
(хватает рог бизона) Мишк, гляди, какой клык!
Спокойный папа, который сидит у нас уже долго и все уже выучил: это не клык..
- А что же? Неужели коготь???
- Это - РЕСНИЦА (тихо и внушительно).
- Да иди ты! Мишк, смотри..
Дедушка сидит у нас уже пол-часа, изучает дохлости внимательно.
- А вот извините, наверное, это не совсем по адресу вопрос - но не могли бы вы прояснить по поводу - вот говорят, что Средиземное море бедное, и Черное бедное. Но как же все-таки греки живут - у них же рыба всегда есть? Или нет? Какое море все-таки беднее - наше?
Ну, или такой вопрос - до меня дошла информация, что когда замыкалась перемычка между Черным морем и Каспием, пошл волна по всей Европе и снесла всех животных на юг! И в Черном море появились животные, которые только у берегов Швеции водятся - их просто водой принесло.. Это правда так было?
Пишу кому-то на бумажке координаты - имя и интернет-адрес. Перед тем, как начать писать e-mail, всерьез задумываюсь: CTRL-SHIFT или ALT-SHIFT?
Активная мама сына (он штрихует бумагу, наложенную на гравированную табличку):
- Ты что делаешь? Опять не так карандаш схватил. Руку распусти, я сказала. Ну вот, сдвинул листочек. На место подвинь, что ж ты делаешь-то? Подвинь и локоть отставь, ты же задеваешь. Куда ты повел, линия «туда-сюда» должна быть, чего ты черкаешь? Ну вот, ты посмотри, ужас какой получился! Извинись перед тетей и попроси еще листик. Как ты опять взялся, я как тебе говорила???
Мне: вы не думайте, он всее знает, я же с даунами занимаюсь, так он всее методики видит..
**
Вся комната… озарена янтарным блеском.. завалена мхом и лишайниками, обломками аммонитов, песками и глиной, белемнитами.. Готовлюсь ко внезапному курсу в «Школе профессий».
**
В Леруа доооолго жду, чтобы оплатить 15 малярных кисточек, которые покупаю для занятий - младенцы-дети будут изображать там палеонтологов, нужны же им инструменты, а кроме кисточек и ложек на ум ничего нейдет, хоть всем известно, что молоток и кувалда - главные орудия палеонтолога...
Мальчик (какой-то вполне крошечный, лет, может, трех: он сидит в тележке прямо за мной) переливчатым голоском вопрошает: мама! А зачем мы так долго стоим? Мама, а зачем нам этот ковер? Мама, а когда мы поедем домой? Мама, а зачем так много кисточек?
Наконец-то вопрос, на который мама может ответить!
- Ну что ты, ты же знаешь, что кисточки - чтобы красить..
- Неет, не только. Кисточки - они многим нужны, не всем художникам.
- Кому, например?
- Нуу. Палиа… по.. полиантологам, вот кому.
**
Беседа с одногруппником:
- А ты где работаешь-то?
- Я работаю.. я, можно сказать, преподаю, но взрослым.
- А что преподаешь?
- Ну, я повышаю их квалификацию..
- А что за квалификация?
- Ну, я работаю в компании, там всего 180 человек, а профессионалов такого уровня, как у меня, всего человек 8..
- Так профессионалов в чем?
- Ну, в расширении компетенций в предмете..
**
В МГППУ по ошибке вместо заявленной мною темы «преподавание геологии в учреждениях дополнительного образования» мне утвердили тему «преподавание теологии в школе». Теология в тренде, как я понимаю.
**
В Гиперионе заявлен поэтический вечер в честь выхода сборника внучки знакомого семейства. Девочке 20 лет, учится на искусствоведа, книга называется - ой-ой-ой! - «Конгруэнтность». Конкордантность еще можно было назвать..
Моя мама просит найти в инете ее стихи.
Древние мифы - за шиворот льдом.
Дети империй, хлебнувшие счастья,
Прячут в ладонях пути в Вавилон
И чертежи недостроенной башни.
Пишутся кровью по пеплу мольбы
На языках пережитого мира.
Космос, нацеленный в темя Земли,
Жаждет расправить ракетные крылья.
И тут же (люблю интернет иногда) приходит Тасин восьмилетний стих про Камчатку:
Камчатка раскрыла большие просторы
Могучая воля, большие вулканы
Три Брата стоят как стена крепостная
Непроходимые леса,
Непереплываемые реки
Красная рыба, дожди и снега,
Город культуры, театры большие
Холодные зимы, ливни, туманы
И даже при самой, при самой
Ужасной погоде
Нет лучше Камчатки, сильнее Камчатки!
**
Таня:
- Мам, вот ты уехала, и меня сразу унесло, как-то опять какие-то отношения, о чем-то думаю все время не том.. Ты не уезжай, ты меня подпинывай чуть-чуть уроками, ладно? Но не сильно, не сильно.. И скажи - как сделать костюм Вини-Пуха? И еще - мне надо скачать «Поэтику мотивного анализа». И я по алгебре список непонятностей написала, как ты просила..
Дина: а вот, извиняюсь, йогурт кто съел? Это был МОЙ йогурт! Хорошо, Танечка, я тогда твой сейчас заберу..
**
Очередной раз словила «Что же это с тобой? Отчего ты такая грустная? Вот раньше..»
Да всегда я такая была, неискристая и тусклая, никакой лучезарности, ни раньше, ни теперь. Но вот грустить в этой беготне между дротиками из мамонтовых бивней - адакитами - зондом - выплавками из сплава Липовитца - сборными аммонитами - компетентностным подходом - костюмом Вини-Пуха - вроде бы некогда.
Хотя..
Выпало тут мне Вконтакте от Машки Архиповой оповещение некоего протоиерея Сергея Филимонова:
«Уныние может проявляться по-разному. Оно может проявляться, в том числе и суетностью: человек постоянно мечется, он все время в телесном служении, он готов что угодно сделать, но лишь только необходимо совершить духовное движение сердца, оказывается, что на это у него нет никаких сил. Уныние есть изнеможение души, а душа в изнеможении, не имея того, что ей свойственно по естеству, не устаивает мужественно против искушений. Вот поэтому необходимо нам научиться распознавать, как проявляется уныние, как оно действует в нас.
Давайте рассмотрим симптомы этой страсти. Как ни парадоксально, но симптомами страсти уныния могут оказаться самые добродетельные с виду движения души и поступки. Здесь нужно проявлять бдительность и особенно внимательно следить за собой: из каких побуждений совершаешь то или иное дело.
Гостеприимство и хождение в гости. Уныние подучает к странноприимству. То есть унывающий любит приглашать гостей к себе домой и принимать их там, любит и сам ходить по гостям.
Милостыня от трудов своих рук. Уныние внушает творить милостыню от рукоделия. Человек говорит себе: «Я вот лучше от трудов рук своих другим помогу, чем помолюсь». Он себя оправдывает тем, что не молится, потому что очень занят ради того, чтобы иметь возможность помогать людям.
Помощь другим людям. Унывающего тянет посещать больных и немощных. Когда человеку необходимо свои семейные обязанности исполнить или сделать какую-то свою работу, он готов лучше помогать другим, выходить на любые послушания, делать чужие важные дела, забывая о том, что прежде всего надо разобраться с собственными неотъемлемыми обязанностями на работе и в семье.
Советы и утешения скорбящим. Будучи малодушным, унывающий сам утешает малодушных. То есть человек, который страдает страстью уныния, проявляет себя тем, что старается постоянно кого-то опекать, наставлять, постоянно кому-то давать какие-то советы. Таковой человек постоянно пребывает вне себя. Человек же духовно здоровый пребывает внутри себя, следит за собой, а не за другими людьми.
Вот ведь симптоматика как точно описана. Стал быть, в унынии пребываю, ага.
**
Если на Добрынинской из вагона выходит мальчик с самокатом, на лице - пьерообразное выражение, на голове - шляпа с золотыми кленовыми листьями за тульей… Значит, он сейчас покатит в ДГ.