Британия

Jun 22, 2016 09:29

Вехи

Наврала я, говоря о полном отсутствии источников информации накануне путешествия. На самом деле,  были у меня инструкции  и пожелания от А., адепта и знатока Лондона. Вот они:

- необходимо посетить побольше музеев и парков, лучше - все
- непременно насладиться барахолкой на Портобэлло и купить чего-нибудь
- желательно купить номер журнала Prims про кукольные дома, который продавался в сувенирной лавочке напротив входа в Британский музей
- хорошо бы набрать побольше керамических черепков на берегу Темзы рядом с Тейт-модерн (для мозаики)
- можно приобрести на любой блошинке растрепанных разлохмаченных журналов (для папье-маше).

Ну, что сказать. Даже имея такой детальный план, мы с позором провалили его.

Искать Портобелло мы пошли в жаркий рабочий полдень. По дороге навестили Moscow lane, где напротив гламурных белых немосковских домиков тенился приватный садик только для резидентов. Переходя через улицу, я притормозила на разделительной полосе, пытаясь понять, в какую сторону теперь смотреть, и схлопотала из проезжающей машины какой-то злобный пассаж, из которого разобрала только шипящее «stupid!». А вот это уже по-московски.

На милейшей Портобэлло большая половина лавочек была закрыта, на улице торговали непальско-тайской бижутерией за страшные фунты, в темной глубине некоторых открытых лавочек сумрачно поблескивали какие-то, должно быть, сокровища, но Витя так безутешно вздыхал за плечом, что долго наслаждаться ими было совсем уж нечеловеколюбиво.

С фотографией обложки Prims мы честно обошли все разнообразные лавочки возле Британского музея, выуживая звонками антикваров из недр их пыльных запасников и смущая вопросами торговцев носками и подтяжками в цветах английского флага. Надо ли говорить, что никто этого журнала в глаза не видел никогда.

В последний лондонский день под дождем обходила я воскресные барахолки в Гринвиче, прицениваясь к журналам. Наиболее лохматые и растрепанные стоили больше 10 фунтов штука, дешевле были только бесконечные комиксы с большими ярко-черными картинками. Не зная, нужна ли для папье-маше бумажная масса черного цвета, я не решилась их приобретать. Хотела, было, купить в подарок хотя бы мельхиоровую ложечку с какой-то пасторальной британской картинкой на черенке - и обнаружила предательское Made in New Zealand.

Черепки тоже подкачали. Сорок минут, выйдя из Тейт-Модерн и ожидая «парома» на Тейт-Британия, мы дисциплинированно толклись на гальке берега Темзы, ища кусочки хоть какой-то керамики.  Их не было. То ли смыло приливной волною, то ли растащили дети, которых туда приводят на урок природоведения. Солнце пекло, паром приближался (если верить мэпмейкеру), я нервничала, чувствуя, как тает последний шанс на реабилитацию… И вдруг я вижу, вижу - кусок донышка неглазурованного цветочного горшка угрюмого цвета. А на нем - надпись зеленым восковым карандашом: Hello! А на обороте: «You are amazing!»

Ну и ладно. Зато я поскакала по гальке и побродила по блошинкам, так что спасибо за такие наводки.  И музеев побольше мы постарались посетить, хотя сначала я хотела только в Южный Кенсингтон ехать - смотреть на китов.




Увиденный мною ассортимент Портобелло



Магазин на Портобелло, декорированный швейными машинками. Это витрина.



Поисковые группы на Темзе

Музеи

Музеи Лондона - ну, те, что входят в базовый курс - бесплатные. Естественной истории, Британский, Национальная галерея, Галерея Тейт, Морской музей.
Как это им удается, я не знаю. Только про локальный музей истории Гринвича удалось выяснить, что деньги он получает за то, что Гринвичский колледж  арендует у музея землю, на которой построен. Ну, и кроме этого, конечно, платные выставки, спонсорская помощь и помощь Клуба друзей музея, .Ну, а самые большие музеи, наверное, все-аки датируются городом.

До чего же величественны Музей естественной истории в Кенсингтоне и Британский музей! Просто воплощение торжества великой идеи Просвещения.

Часть экспозиций - совершенная классика (витрины, этикетаж, систематика): таксидермические коллекции Центра Дарвина, или настенная резьба Междуречья, или памятники культуры первобытной Европы.

Часть - вполне революционная. Например, Галерея гигантов или Earth’s Hall, где собраны все крупные звери - скелеты, чучела, реконструкции, не взирая на таксономический статус, или всякие диковины земных недр - странные двойники, чудные складки, конкреции или друзы. Так же неакадемично в Британском музее показана вещественная культура Северной Америки или Африки - экспонаты занимают весь объем гигантских витрин, от пола до потолка, а посередине вообще лежит произведение актуального искусства, представляющее сбою многометровую полосу марли, к которой пришиты миллионы таблеток и пилюль. Какую связь имеют пилюли с народами Африки, выяснить не удлось.

Есть отдельные концептуальные блоки - например, «Динозавры». Экспозиция сделана по темам - тут и таксономия, и история эволюции, и способы питания, и механизмы передвижения, и особенности репродукции, и история исследований.
Или анатомия человека, с имитациями физических процессов дыхания, движения, смотрения..

Или раздел «Вулканизм и землетрясения», где, наряду с породами, представляется масса видеофрагментов извержений, карта сейсмической активности и даже имитатор землетрясений. Или раздел «Restless surface», посвященный разным типам выветривания - вообще сложная для экспонирования тема, мало кто на нее отваживается.

Народу в музеях по причине бесплатности довольно много, но самые хитовые залы - это, конечно, динозавры в Кенсингтоне и мумии в Британском музее. Витя говорит - вот что значит массовая культура! Ведь долгие годы лежали себе эти мумии и динозавры, известные специалистам, не выделяясь из общего естественно-исторического ряда, пока не приглянулись кинопроизводителям - и тут понеслось.

И какое-то праздничное ощущение от этих музеев у меня осталось, такую наивную веру в мощь разума и добродетель научного познания они транслируют - здорово прям. Аа, а в Дарвиновском центре - это часть Музея естественной истории - можно через стеклянную стену наблюдать за работой хранителей, энтомологов, в частности. Как в витрине они сидят, копошатся со своими ящичками, смотрят в микроскоп, а ты за ними наблюдаешь, но без микроскопа.

А вот Морской музей  в Гринвиче -  он другой. Казуистический, сказала бы я, если бы знала, что это такое.
Там экспозиция разделена на  тематические блоки, причем темой может быть битва, или деятельность Ост-Индской компании, или строение лондонских верфей в 18 веке.
 Так вот в зале, посвященном Ютландскому сражению, приведены выдержки из прессы враждующих государств - согласно немецким газетам, в битве победила Германия, английским - Британия.  Или портреты выживших и погибших англичан, из которых были созданы Вдохновляющие Герои, хотя они ничем не отличались от сотен других выживших и погибших...

Или вот эволюция англо-индийско-китайской торговли, расцвет империи английских коммерсантов: пряности, чай, шелк, хлопок. Опиум. Британская корона как светоч цивилизации. Кажется,  морской музей - самое место дуть в фанфары, ан нет. Тут все амбивалентно и полифонично как раз.

В художественных музеях тоже интересно ужасно. Тейт- Модерн, ныне ремонтируемый, в кольце ревущих и стучащих экскаваторов и перфораторов, особенно настраивал на восприятие прекрасного. Витька предложил такую обработку клиента внедрить во всех музеях актуального искусства - для большей податливости и восприимчивости.

Способ их разбиения экспозиции на фрагменты мне остался неясен (ну, кроме авторских залов). То вдруг Кандинский мелькнет, а то Пикассо или Малевич, а остальных и не упомнишь. Почти все современные проекты - это политика, превращенная в искусство. Видео про Сопротивление в Польше. Фото из Палестины с места венных конфликтов. Портреты Че. Документы,  пресса.

Или вдруг коллекция фотографий с изображениями каких-то крупных агрегатов то ли энергетического комплекса, то ли горнодобываюего, я бы сказала.  И - группа детей, сидя на полу, с экскурсоводом обсуждают эти фотографии. Причем не смысл и функции сооружений, а их одушевленность, сходство с живыми объектами, вызываемые ими эмоции и ассоциации.

Вообще детей очень много, для всех групп есть какие-то опросники и бродилки, некоторые просто рисуют, подражая тому или иному течению живописи.. С ними ходят экскурсоводы и воспитатели, причем экскурсия вовсе не напоминает корриду.

Аа, зато в Тейт-Британия детей нету почему-то. Слишком классический,что ли? Музей представляет собою экспозицию «500 лет английской живописи»; каждый зал - определенный этап, даты написаны прямо на полу. Так что мы быстро нашли там прерафаэлитов, до чего же они нарядные, а. И в том же временном интервале - Тернер, дитя не своего времени. Потом мы, сжав зубы, проскакали 18-17 века унылые, бледнолицие, общеевропейские, и обнаружили Англию 15-16 века,  и тут стало понятно, кто этих прерафаэлитов разбудил..
А пока мы ходили по кольцу залов, в пустом центральном холле танцевали трое балетных в красных лосинах и рубахах.  Без музыки, но совершенно синхронно...



Здание в Кенсингтоне, выстроенное специально для естественнонаучных коллекций



Резьба тематическая.



Центральный зал музея естественной истории - с диплодоком.



Классическая часть экспозиции



Галерея гигантов



Галерея гигантов, вид со второго этажа



"Эволюция человека". Половина ребят мне уже неизвестны!




Имитация сустава в галерее "Анатомия" и въезд в земные недра из Earth's Hall



Модерновый вулканизм



"Широко жил партизан Боснюк". Обмундирование вулканолога - и его последняя бомба, что ли?



Комната, в которой происходят землетрясения



Стиль оформления экспозиции про эрозию



Британский музей



Похож по устройству на Пергамон в Берлине, только больше




Сторожевой лев - и детские группы с опросниками. Стекла, похоже, антивандальные. Вообще все экспонаты, предназначенные для трогания - механизмы, книжки - сделаны в расчете на века. Металл, дерево, толстый пластик.



Римские мозаики развешаны по стенам лестниц



Мумия и дети



И фаюмские портреты там, оказывается



Мумия коровы, умершей, видимо, в процессе зайчикования



Весельчаки




Экспонаты из коллекции хронометров, которая затесалась между Древним Римом и Древней Европой



Национальный морской музей




Коллекция ростральных фигур (реплики, наверное) - и подъемный кран из Детского центра. Вообще детский центр тамошний произвел неизгладимое впечатление. Узлы и азбука Мрзе, погрузка тюков и симулятор корабельный, и огроооомная напольная карта мира. А в залах музея - темнта, почти все экспозиции с точечным освещением, так что и снимать не выходило.



Детский центр



Путешествие




Тейт-Британия. Музей, созданный меценатом Генри Тейтом.



Британская живопись, 16-17 века.




Тейт-Модерн, который отпочковался от Тейт-Британия, и теперь занимает модернизированное здание электростанции.
Вот такие арт-объекты там.  Что вот это за установки?



Экскурсия. Я спросила экскурсовода - зимой они тоже такие напольные. Да, сказал он. Просто приходится чаще мыть пол.



Квинтесеенция современног искусства




Ассортимент сувенирного магазинчика. Кто вот на майке справа, а? А на фото справа - книжка-определитель, я даже кое-какие страницы сфотографировала.

Ну, теперь-то уж точно достаточно.
Previous post Next post
Up