Окончание трилогии. Начало
здесь, продолжение
здесьСмерть - удивительно прекрасная с точки зрения философствования тема. Люблю её (в смысле, тему) нежно. Именно при рассуждении о смерти в полной мере срабатывает одно из базовых требований к любому настоящему философствованию - требование бескомпромиссной честности, в первую очередь перед самим
(
Read more... )
Comments 29
Только зачем-то отрицаете разумность и свойство сиречь присвоение субъектами происходящего. Механистично как-то выходит.
Бог это не будущее. У Бога и времени-то нет, время это тварная вещь, для нас сделанная.
Reply
Т.е. было время, когда не было никакого времени, а потом министр магии всея ещё-не-вселённой подумал типа "а как мои подопечные будут-то мыкаться, если времени совсем нет?", потом сел, и, потратив немножко времени, наколдовал время.
Мда уж... Жестковато получается.
Reply
Там где вселенная создана времени нет.
Reply
Reply
Reply
1. Дело даже, наверно, не в удивительности и увлекательности приключения. Бывает по-разному, и зачастую выходит так, что приключеньице-то так себе. Но у сильного человека обычно есть куча того, что он считает своей областью ответственности, и что бросать на произвол судьбы никак не хочется. Т.е. у сильного человека его "я" распространяется далеко за пределы его бренного тела. И по пространству, и по времени.
2. Кто-то пытается увековечить себя гигантскими сооружениями, но они за тысячелетия рассыпаются в прах. Кто-то в укромном месте на скале выцарапывает "здесь был Вася", но скалы тоже не вечны. Вечным оказывается лишь то, что на каждом шаге своего существования само себя воспроизводит. Например, кто-то где-то когда-то придумал слово "жопа". Имя его неизвестно, но подвиг его бессмертен :)))
Reply
2. Продолжение в будущем причинно-следственных связей вовсе не означает сохранения состояния, которое мы отождествляем с сознанием. Кристалл при плавлении не сохраняет свою структуру, поэтому перестаёт иметь свойства кристалла. Так же и сознание после смерти не обязано сохранять свойства сознания.
Если же рассматривать бессмертие в более расширенном варианте - как продолжение существования твоего наследия - то и тут все не так радужно. Ведь причинно-следственные цепочки имеют свойство рассеиваться, превращаясь в белый шум. А толку от белого шума никакого. Значение имеют лишь следствия, которые сохраняют стабильную упорядоченность, остаются сжатыми в пучок.
Reply
Reply
а. вмещать в себя все пренакопленное и тем самым присвоенное
б. расширяться дальше и желать в бесконечности процесса
Так что в механистическом смысле смерти безусловно нет. В духовном смысле смерти нет, как полного конца, но зато она есть как жуткий опыт качественного скачка (направление оставим вне дискуссии). И в конце концов смерть страшна как ожидание.
Reply
В большинстве случаев бывает удобнее и продуктивнее рассматривать сознание не как нечто, что вмещает в себя накопленное, а как то, что этим самым накопленным и является.
>> В духовном смысле смерти нет, как полного конца, но зато она есть как жуткий опыт качественного скачка (направление оставим вне дискуссии).
Направление - это как раз самое интересное. Ключевой, можно сказать, вопрос. Именно при попытке в нём разобраться оказывается, что любой из предполагаемых вариантов - полная бессмыслица.
Reply
Сказки про боженек, которые пытаются изоморфировать с наблюдаемым (особенно недалекими людьми) миром - конечно же рассыпаются. Но мы же не про бородача на облачке говорим? Если вы о нем, то объясняйте кому-нить еще.
Reply
>> Но мы же не про бородача на облачке говорим? Если вы о нем, то объясняйте кому-нить еще.
Пожалуйста, не обижайтесь. Иногда лучше сразу устроить гнусную провокацию, чем после многотрудной переписки выяснить, что спорил не с живым человеком, а с мёртвыми текстами священных писаний.
Что касается спекулятивности рассуждений, то тут Вы наверняка правы. Ну да, приходится иногда уходить в беспробудную отвлечёнку, когда начинаешь расковыривать базовые понятия. А что делать? Поставить самому себе заборчик и повесить табличку "не влезай убьёт"? Нет уж! На самых глубинах водятся самые вкусные и полезные рыбы. Нужно только уметь не только нырять, но и выныривать.
Reply
Но полагать тексты писаний мертвыми (не знаю уж, какой из смыслов вы разумеете) - сильно себя обеднять.
Ну прекрасно, я и предлагаю вам вынырнуть еще смелее, глядя как у вас уже получается.
Reply
И...?
Reply
Это значительно ограничение восприятия мира.
Логика вещь хорошая, если для нее базис хороший. А если он херовый для данного приложения, а еще и если его подобрать невозможно - зачем тогда логика?
Давайте я признаюсь уже что я православный, а дальше давайте либо повыпрыгиваем из логики-науки, либо прекратим попытки доказать что Бог это будущее. Он будущее настолько же насколько сладкое или гладкое ) В противном случае мне станет скучно.
Reply
Что касается Бога-будущего, то тут следует понимать, что это всего лишь забавная интеллектуальная игрушка (изначально эту идею я для себя называл "натуральная религия" в том смысле, что присуща каждому от природы, причём даже не только людям, но и вообще всем живущим), а вовсе не старт новой религии. Не будет никаких священных книг вечностепоклонников, не будет никаких молельных домов, церковной иерархии, обрядов, праздников и прочего. Даже не хочу сам становиться верховным жрецом этого дела. Лень, да и противоречит это моему чувству прекрасного.
Reply
Leave a comment