Оригинал взят у
bin_rada в
Почему пионеры становились героями Ко Дню рождения Пионерской организации
Всем известно, сколь много детей самоотверженно трудились во время Великой Отечественной войны, заменяя ушедших на фронт взрослых. Сколь многие из них воевали в составе подполья, в партизанских отрядах, в действующей армии - и погибали, совсем юные, спасая родную страну!..
Почему же пионеры становились героями? Что заставляло этих детей быть такими самоотверженными и преданными Родине? Тут есть над чем задуматься.
До начала ХХ века в России никаких отдельных детских организаций не было, да и в мире они появились лишь в середине XIX века. Первыми в России появились Христианское молодёжное движение, Молодёжная организация «Потешные войска», общество «Сетлемент» и прочие не слишком массовые организации для детей из господствующих классов. Бедняки вынуждены были зарабатывать себе на пропитание, а не объединяться в какие-то движения.
Первым по-настоящему массовым стало скаутское движение, но оно, опять же, объединяло «барчуков».
1. Скауты
История скаутского движения начинается в 1907 году с публикации книги Роберта Баден-Пауэлла «SCOUTING FOR BOYS». В Россию она попала под названием «Юный разведчик».
В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения - полковник Олег Иванович Пантюхов (с 1919 г. имевший титул Старший Русский Скаут). По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»: монархическое и демократическое. Идеологом демократического крыла был скульптор И.Н.Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а … ,,пионер культуры“, „разведчик всего хорошего“, маленький друг всего мира….». Жуков вместе с Н.К.Крупской стояли у истоков пионерии (в частности, он предложил название «пионерская организация»).
(Кстати, Антон Семенович Макаренко был одним из первых людей, кто начал организовывать отряды российских скаутов. В это время он работал надзирателем в интернате при Долинском железнодорожном училище).
Скаутов к 1917 году - около 50 тысяч. Дети рабочих и крестьян не любили их по идеологическим соображениям, ведь скауты были ярко выраженными представителями «барчуков». Но движение скаутов после революции распалось надвое по идеологическому принципу: часть из них были «белыми», а часть - «красными». «Красные» влились потом в пионерскую организацию.
Острая потребность в создании детской общественной организации появилась сразу после Октябрьской революции. Не могли дети, захваченные бурной революционной стихией, оставаться к ней безучастными, и требовали своего включения в революционную борьбу.
2. Коммунистические детские движения.
А) Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена.
Б) В 1921-1922 годы новые идейные и педагогические принципы детской организации разрабатывались на заседаниях Революционного Коммунистического Союза Молодёжи (РКСМ), коллегии Наркомпроса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), научно-педагогической секции Государственного учёного совета. К работе были привлечены видные партийные деятели и педагоги, среди которых - Надежда Константиновна Крупская, Анатолий Васильевич Луначарский, Михаил Николаевич Покровский, Павел Петрович Блонский.
Из резолюции II Всероссийской конференции РКСМ - Революционного Коммунистического Союза Молодёжи - 19 мая 1922г.: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает Центральному Комитету разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации Революционного Коммунистического Союза Молодёжи под руководством ЦК».
В октябре 1923 года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака».
21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.
В марте 1926 года установлено официальное название - Всесоюзная пионерская организация им. Владимира Ильича Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).
Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Надежда Константиновна Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры - ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионерское движение имеет такое совершенно исключительное значение».
* * *
К началу Великой Отечественной войны советское общество изменилось качественно. Главным стабилизирующим фактором стала не только внешняя угроза, но и успехи в экономике, науке, образовании, которые превратили граждан СССР в единое целое с такими характерными чертами как дружба, интернационализм, героизм, веротерпимость, воля, мужество, коллективизм, общинность. Ушла в далекое прошлое разница между богатыми и бедными, различными социальными слоями. Сохранилось понимание христианских ценностей, несмотря на воинствующий атеизм. Пионер осознавал себя участником совместных действий детей и взрослых по улучшению окружающей среды.
Война обострила осознание самого себя, своего места в жизни и в обществе, которое было сформировано за два предыдущих десятилетия: понимание общности ценностей, общее понимание своей истории, истории своей страны, общества, общие перспективы своего развития.
Во время войны продолжалась воспитательная работа в детской и молодёжной среде.
Пассивными формами воспитания были публикации в книгах, научных и публицистических статьях в газетах, короткие сообщения в листовках в партизанской печати, а также воспитание через художественные образы, вызывающие стремление подражать героям. Были и такие формы, которыми действовали общественные, политические и государственные объединения - комсомол, компартия, пионерская организация и школа - собрания, беседы, встречи с военными, бойцами, людьми ратного и трудового подвига, известными людьми.
Активными формами было участие в конкретных делах: помощи фронтовикам (тимуровское движение), уход за ранеными в госпиталях, выступления в составе агитбригад с концертами, восстановление разрушенного войной, посадка деревьев, трудовая деятельность на предприятиях и в сельском хозяйстве, сбор денег, металлолома, макулатуры, лекарственных растений, пузырьков для лекарств и другое. Формировало чувство патриотизма и негодование по фактам зверства фашистов на оккупированных территориях.
Совокупность воспитания, духовности, социокультурных факторов, стимулирования и принуждения и составляло ресурс победы. Организующей силой выступала Коммунистическая партия, под руководством которой действовали и молодежные, детские объединения - комсомол и пионерская организация.
Духовным компонентом в борьбе с фашизмом была в том числе и гордость за героическое прошлое страны: победа над Наполеоном, суворовские походы, героическая оборона Севастополя в Крымской войне и другое.
Война заставила общественные объединения искать и находить новые формы, методы и новое содержание деятельности.
Аркадий Гайдар обратился к пионерам и школьникам СССР по радио 21 августа 1941 с призывом помогать своим трудом в борьбе за победу. В пионерских отрядах, школах, во дворах городов и сёлах возникли тимуровские команды. В июле - середине августа 1941 годов они начали действовать по всей стране. Только в РСФСР тимуровцев было более 2-х млн. чел.
Формы активной работы:
1.Тимуровцы;
2.Зарабатывание и сбор денег в фонд обороны, на именное вооружение;
3. Труд на производственных местах (фабриках, заводах, колхозах, совхозах).
4. Участие в боевых действиях в партизанских отрядах и подполье.
За боевые действия больше 200 тысяч пионеров было награждено боевыми орденами и медалями. Из них более 20 тысяч «За оборону Москвы», 15249 человек - «За оборону Ленинграда». А 6 человек получило звание Героев Советского Союза (посмертно).
* * *
А теперь - не очень широко известная страница в истории Великой Отечественной войны:
Нацистские организации молодежи
Фашистами предполагалось, что советское государство и общество, имевшее многонациональный состав, противоречия в «тоталитарном» обществе и низкий жизненный уровень распадется на враждующие группировки. Они считали, что завоевать такую страну можно быстро. Но народ продемонстрировал дружбу и сплоченность всех наций, мужество, героизм, самопожертвование. А компартия приобрела авторитет, количество людей, вступивших в ее ряды, резко увеличилось. Своими действиями приобрели авторитет и комсомол, и пионерская организация. Это ярко продемонстрировали процессы, происходящие в молодежной и детской среде на временно оккупированной территории, где могли проявить себя лишь результаты ранее проведенной воспитательной работы и менталитет людей, семейное воспитание и традиции. В основе этого воспитания было формирование коллективизма, интернационализма, взаимопомощи, жертвенности, любви к родине.
Нацисты, в противовес этому, воспитывали национализм, индивидуализм, стремление подчиняться завоевателям. В русло своей идеологии они обращали население, прежде всего молодежь, оккупированных стран. Попытки создания молодежных объединений с фашисткой идеологией были предприняты во всех оккупированных странах и территориях: во Франции, Бельгии, Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Украине и других. При этом организации строились по национальному признаку, состав определяла «титульная» нация.
Удивляет, на первый взгляд, тот факт, что Германия, находящаяся несколько лет в состоянии войны, когда, казалось бы, все ресурсы должны быть направлены на военную победу, выделяет средства, материалы, готовит кадры для работы с молодежью оккупированных стран, шьет для этих детей форму, выпускает литературу, оплачивает работу инструкторов. И все для формирования лояльного отношения к Германии, воспитания нового понимания патриотизма.
Но созданные немцами молодежные, детские объединения на оккупированных территориях СССР распались еще до прихода Красной армии. Народ не принял чужеродные идеи.
* * *
Говоря об участии пионеров, школьников в общих делах народа, сложно вычленить, был ли патриотизм детей на фронте, на оккупированной территории, в тылу только следствием их членства в пионерской организации, или же их патриотические поступки были результатом влияния воспитательной системы школы, пионерской организации, семьи, всех институтов советского общества. Скорее всего, больше влияло последнее, но нравственные формы проявления патриотизма, результат и процесс воспитания оформлялись в организационные формы деятельности пионерии. В годы войны среди 20 млн детей пионерского возраста (с 10 до 16 лет) лишь каждый 3-й - 4-й был в организации. Да и внутри неё не все были активистами. Однако это нисколько не умаляет заслуг пионерской организации в воспитании настоящих героев, даже если не все они были пионерами.