Знаете куда летит эта летающая тарелка ? Сейчас я вам все расскажу:
На фото 1969 год. Швеция. А вот повод для всего этого:
Что такое финские домики, все более-менее знают. Домики, как домики. Деревянные, сборные, в общем - обычные. Но не все финские домики такие. В конце 1960-х архитектор из Финляндии спроектировал дома в виде летающих тарелок. Космические финские домики. Во как.
Надо ли говорить, что в те годы человечество просто помешалось на космосе, который с успехом начали покорять его представители.
Казалось, что с этого момента наступило будущее - именно то, что предсказывали писатели-фантасты.
У находящихся в состоянии эйфории людей складывалось ощущение, что различные футуристические новинки входят в обиход чуть ли не каждый день. Вчера полетели в космос, сегодня заставим трудиться роботов, а завтра загоним в гаражи летающие автомобили.
Новому «космическому» миру должно было соответствовать буквально всё. Транспортные средства, бытовая техника и многое другое стало принимать очертания ракет, а люди мысленно примеряли на себя униформу космических путешественников.
Понятно, что и жилища больше не могли походить на прямоугольные коробки. Нужны были дома в духе эпохи. И они появились.
В 1968 году финский архитектор Матти Сууронен (Matti Suuronen) прославил своё трудно выговариваемое имя тем, что создал дом в форме «летающего блюдца». Эллиптические окна, струящиеся замысловатыми волнами линии интерьера, круговой обзор и кухня, напоминающая отсек космического корабля.
Между прочим, и дверь в обиталище открывалась наподобие трапа - вываливалась вниз.
Автор напрямую обращался к чувствам людей. Внешность и интерьер порождали ассоциации не только с ракетами, вертолётами и дирижаблями, но и с кораблями инопланетян.
На фоне многочисленных сообщений о наблюдении НЛО в скором контакте с внеземными цивилизациями тогда многие не сомневались.
Сууронен не стремился объяснить свои фантазии логикой. Удобство и рациональность такого дома, по сравнению с традиционным жилищем - спорны. Взять, к примеру, мебель. Не поставишь же в круглом доме дубовый шифоньер.
Значит и все детали обстановки нужно было изобретать заново, в чём, впрочем, проблемы не было - «космических» дизайнерских решений в те годы было хоть отбавляй. Даже в Финляндии.
«Футуро» на Домбае во времена СССР, высота 3 тысячи метров (фото phinnweb.com)
Кстати, поначалу архитектор не навязывал свою концепцию в качестве новой формы жилья - он предполагал, что конструкция будет использоваться, как лыжный домик или что-нибудь в этом роде.
Затем его планы изменились, и нелетающие тарелки были названы идеальным загородным домиком, где небольшая семья сможет проводить отпуск или уик-энд.
Проект обрастал всё новыми деталями и обрёл подобающее название - «Футуро» (Futuro).
Над выбором материала финский мечтатель почти не задумывался - незадолго до этого он построил из пластмассы купол зернохранилища в Сейнайоки (Seinajoki) диаметром восемь метров.
Тот же полиэстер со стекловолокном он выбрал и теперь.
Тем более, что материал этот был недорог. Матти верил: его творение будет доступно всем жителям планеты, а значит - изменит мир.
К тому же, если бы вы могли спросить любого архитектора того времени «Заменит ли пластмасса банальный бетон?», наверняка услышали бы положительный ответ.
К слову, в те же годы автомобильные конструкторы уверяли всех, что вот-вот все машины начнут делать из пластмассы.
С тех пор инженеры построили немало таких автомобилей, серийных в том числе, но «мэйнстрим» остался стальным.
Домик Сууронена везут по Темзе, 1969 год (фото phinnweb.com)
Похожая судьба ждала и дом Сууронена, но тогда он с воодушевлением засучил рукава.
Итак «тарелка» вмещала 8 человек и имела диаметр 8 метров, как и упомянутый купол. Высота же домика превышала 4 метра. Дом изготавливали на заводе и, в виду необычайной лёгкости, его могли доставлять на место установки вертолётом.
Финский изобретатель даже подумывал о практике «мобильного проживания» - неделя там, неделя здесь. Обтекаемый домик на ножках-опорах прекрасно, по его мнению, вписывался в девственные ландшафты.
Радужные мечты Сууронена были утоплены в нефтяном кризисе 1973 года: цены на пластмассу взлетели, и производство «Футуро» уже не могло быть рентабельным.
1968 год. «Футуро» собирают на заводе Polykem (фото arcspace.com)
Вроде бы всего было построено 20 таких домиков, Но если хорошенько покопаться в Сети, то можно обнаружить, что по всему свету и сейчас существует больше двух десятков «Футуро».
И каждый приписывают знаменитому финскому архитектору.
То ли это желание привлечь туристов, то ли доказательство, что чувства, которые испытывали люди 35 лет назад, никуда не исчезли.
По крайней мере, в Финляндии, США и Нидерландах, сохранилось несколько экземпляров необычных финских домиков.
Один из них, прописанный в Сан-Диего, даже был выставлен в 2001 году на интернет-аукцион: в весьма ухоженном состоянии и со стартовой ценой в $25 тысяч.
Другому его собрату повезло меньше. Весной 2003 года по штату Нью-Джерси поползли слухи о, якобы, найденных обломках НЛО.
Позже прибавились пояснения - речь идёт, видимо, о какой-то забытой декорации к фантастическому фильму.
Лишь летом группе энтузиастов удалось установить, что это был один из домиков «Футуро», не раз менявший хозяина на протяжении многих лет и переезжавший с места на место по всей стране.
Он был в сложном состоянии - выбитые стёкла, грязь и пустые бутылки внутри, облезлая краска свисала лохмотьями. Довершали картину запустения традиционные американские граффити.
Финский архитектор надеялся, что миллионы семей последуют по стопам этих людей.
К счастью для творения финского архитектора, нашёлся новый владелец для симпатичного домика - Скотт Джиффорд (Scott Gifford), который решил превратить его в магазин подарков.
Впрочем, история данного экземпляра - скорее, исключение, напоминающее о незавидной судьбе замысла Сууронена.
Однако прежде, чем романтическая фантазия 1960-х уступила место холодному рассудку 1970-х, дома-НЛО успели «разлететься» далеко за границы Суоми.
Таким представлялся комфорт космической эры (фото arcspace.com)
«Футуро» удачно передал воздушную атмосферу своего времени и потому не был забыт. В 1998 году Мика Таанила (Mika Taanila) снял документальный фильм о «Футуро», который с успехом и показал на международных кинофестивалях.
Кроме того, о миру поездила выставка фотографий необычайных домиков.
В Европе несколько домов «Футуро» купила ВВС для размещения технического персонала на удаленных станциях. Советское правительство закупило несколько таких домов для Олимпиады-1980.
Но нефтяной кризис 1973 года вызвал скачок цен на пластик, одновременно с этим изменились веяния моды, и рыночный успех «Футуро» пошел на убыль. В 1978 году Polykem прекратила их выпуск.
Потом в начале 1990-х «Футуро» вернулся, когда европейские художники начали использовать его в своих инсталляциях.
Ну а потом вот такой итог:
А вот тут кто то еще живет:
Ну а вот еще немного в тему поста:
Ностальгическая подборка зданий 1960-1980-х годов.
К советской архитектуре можно относиться по-разному, но, тем не менее, в ней сохраняется неповторимый дух времени, монументальность и величие Советского Союза. Представляем вам подборку самых фантастических зданий советской архитектуры.
Гостиница «Тарелка», Домбай, Россия
Построена в 1969 году на склоне горы Мусса-Ачитара, на высоте 2250 метров над уровнем моря. Гостиницу можно перевозить: она разбирается на части либо целиком переносится с помощью вертолета.
Пансионат «Дружба», Ялта, Украина
Совместный проект специалистов из СССР и Чехословацкой Социалистической Республики. Здание сняли в фильме «Обитель зла: Возмездие» (2012 год), в качестве бывшей советской военной базы на Камчатке.
Выставочный комплекс «Белэкспо», Минск, Белоруссия
Выставочный павильон архитектора Леонарда Москалевича, 1988 год.
Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог
Здание было построено в 1975 году архитектором Георгием Чахава, по иронии судьбы занимавшем в то время пост министра автомобильных дорог Грузии, т. е. фактически автор проекта был одновременно и его заказчиком. Между корпусами - наклонный парк с бассейном и водопадом-каскадом. Сейчас бывшее министерство принадлежит Банку Грузии.
Посольство СССР на Кубе, Гавана
Комплекс был построен в 1985 году по проекту В. Пясецкого. В наши дни здесь расположено посольство России.
Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, Россия
Строился по проекту С. Савина и Б. Артюшина на протяжении 14 лет (1973-1987), здесь проводились эксперименты с 16-метровым манипулятором космического корабля многоразового использования«Буран».
Летний театр в парке, Днепропетровск, Украина
Здание построили в 1978 году по проекту архитектора О.Петрова в парковом пруду.
Спортивно-концертный комплекс «Амалир», Ереван, Армения
Открылся в 1983 году на холме Цицернакаберд. Проект группы армянских архитекторов: А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян и Г. Мушегян. Через полтора года после открытия случился крупный пожар, и комплекс закрыли на реконструкцию до конца 1987 года.
Областной драматический театр в Гродно, Белоруссия
Здание строилось в 1977-1984 годах по проекту московского института «Гипротеатр» (архитектор Г. Мочульский).
Областной театр драмы имени Ф. М. Достоевского, Новгород, Россия
Здание построено в 1987 году по проекту В. Сомова. В работе над сооружением принимал участие Андрей Макаревич, работавший в те годы в институте «Гипротеатр».
Крематорий, Киев, Украина
Крематорий на Байковом кладбище построен в 1975 году по проекту архитектора А.М. Милецкого.
Здание Казанского государственного цирка, Казань, Россия
Открыли 9 декабря 1967 года. Здание построено по проекту архитектора Г. М. Пичуева, инженеров О. И. Берима и Е. Ю. Брудного.
Кафе «Жемчужина», Баку, Азербайджан
Построено по идее мера города А.Д. Лемберанского в 1960-х годах. Восходит к архитектуре ресторана Manantiales, построенному в 1958 году в пригороде Мехико испанским архитектором Феликсом Канделой.
«Дом-кольцо» жилой район Матвеевское, Москва, Россия
Архитектор - Евгений Стамо, 1973 год. Спустя шесть лет был построен брат-близнец этого дома. Во дворах этих зданий - зеленая зона с детской площадкой.
Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо, Ош, Киргизия
Построен в 1978 году на склоне священной для горы Сулайман-Тоо по проекту архитектора Кубанычбека Назарова. Небольшая бетонная арка с панорамным остеклением, разделенным вертикальными ребрами, закрывает вход в пещеру. В сооружении планировали разместить ресторан, однако затем его отдали под археологическую экспозицию. Футуристический портал в горные недра скрывает за собой двухэтажный пещерный комплекс, где нижний этаж расширен вручную, а верхний оставлен в естественном, «природном», виде.
Гостиница «Салют», Киев, Украина
Построена в 1984 году по проекту архитектора А.Милецкого. Здание проектировалось в 18 этажей, но уже в процессе строительства его «урезали», чтобы оно не конкурировало по высоте с колокольней Киево-Печерской Лавры. Специалисты считают, что автор вдохновлялся архитектурой метаболизма, популярной в Японии 1960-70-х годов.
Гостиница в Олимпийском Центре парусного спорта, порт Пирита, Таллин, Эстония
Построена в 1980 году, по проекту эстонских архитекторов это корабль в капитанской рубке которого расположен ресторан. Руководитель проекта - Хенно Сепманн. Нынешнее название - Pirita Top Spa Hotell.
Железнодорожный вокзал, станция Дубулты, Юрмала, Латвия
Построен в 1977 году к столетию станции, по проекту архитектора Игоря Георгиевича Явейна. Застывшая в бетоне балтийская волна - одновременно и отсылка к советскому архитектурному авангарду 1920-х годов, и своеобразный предшественник современной «космической» архитектуры.
Павильон на территории ВДНХ Узбекской ССР, Ташкент, Узбекистан
Построен в 1970-х годах. К сожалению, до нашего времени это здание не сохранилось. Источником вдохновения для архитекторов павильона очевидно послужил кафедральный собор в Бразилии, архитектора Оскара Нимейера, коммуниста и большого друга всего советского народа.
Кинотеатр «Россия», Ереван, Армения
Здание возвели в 1975 году в центральной части армянской столицы под руководством творческой группы архитекторов (Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян).
Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского, Шепетовка, Украина
Кольцо, по мнению авторов проекта М. Гусева и В. Суслова, символизировало венок, посвященный памяти писателя, а пилоны, его поддерживающие, - руки почитателей таланта Островского. Алая смальтовая мозаика - это красное знамя вокруг памятного венка. 1979 год.
Здание Российской академии наук, Москва
Строительство началось в 1974 году и завершилось спустя 20 лет, на момент начала строительства проект не имел аналогов в Москве. Главным декоративным элементом являются выполненные из металла и стекла художественные композиции. В народе их прозвали «золотыми мозгами», существует множество легенд о настоящем их предназначении, включая идеи «теории заговора».
Музей Ильи Чавчавадзе, Кварели, Грузия
Музей грузинского поэта и публициста Ильи Чавчавадзе был спроектирован одним из самых авангардных советских архитекторов Виктором Джорвенадзе и сдан в эксплуатацию в 1979 году.
Гостиница «Олимпия», Таллин, Эстония
В 1980 году вместе с гостиницей «Олимпия» на ее первом этаже было открыто варьете. Проект здания был разработан архитекторами Тойво Калласом и Рейном Керстеном.
Дом советов, Калининград, Россия
Здание начали строить еще в 1970 году и завершили относительно недавно. Оно расположено на месте бывшего замка Кёнигсберга и долгое время это был самый известный долгострой запада России. Проект Льва Мисожникова и Галины Кучер местные жители прозвали «закопанным роботом».
Дворец торжественных обрядов, Тбилиси, Грузия
Возведен в 1985 году по проекту Виктора Джорвенадзе. В годы независимости здание выкупил авторитетный местный бизнесмен Бадри Патаркацишвили. Здесь же, на территории бывшего дворца бракосочетаний столицы советской Грузии, в 2008 году его и похоронили.