А я еще ходил на «Ну, Погоди» в кинотеатр на отдельный сеанс. Сколько то выпусков показывали за 10 копеек. Давайте вспомним историю этого мультика.
Они знакомы нам с пеленок. Первый - лохматый парень с гитарой за спиной, в клешеных штанах и рубашке навыпуск, идет неспеша, курит папиросу и наслаждается необремененной обязанностями жизнью. Асоциальный субъект.
Второй - маленький, но хитрый, всю жизнь только и делает, что убегает от первого и пакостит ему потихоньку. Волк и Заяц. Лучший мультипликационный дуэт за всю историю «Союзмультфильма».
История любимого мультфильма, который мы смотрели на диафильмах, пересматривали на DVD, а теперь и наши дети смотрят его на Youtube.
2
«Ну, погоди!» был госзаказом - чиновники решили дать диснеевским мультикам адекватный ответ и выделили солидный по тем временам бюджет.
На киностудию «Союзмультфильм» пригласили молодых, популярных и довольно известных юмористов Курляндского, Хайта, Камова и Успенского, и попросили сделать что-нибудь смешное. Курляндский с Хайтом придумали сюжет. Решили, что это должен быть фильм-погоня. Выбирали, кто за кем гонится, перебрали разных персонажей: сначала думали взять лису и петуха, потом - лису и зайца, и наконец остановились на волке и зайце как наиболее привычных для нашего фольклора персонажах.
Своим изобретением, по их мнению, было то, что Волк - дурошлеп, не такой диснеевский злодей, а персонаж, сам часто попадающий в яму, которую копает другим. Сначала изобретать видеотрюки помогал Камов, но потом остались только Курляндский с Хайтом.
3 Александр Курляндский и Аркадий Хайт
История этого мультфильма началась ещё до создания первого, знакомого каждому, выпуска. В 1969 году режиссёр Геннадий Сокольский снял первую серию, главная идея которой легла в основу знаменитого сериала.
4
Однако его образы Волка и Зайца подверглись цензуре. Было рекомендовано кардинально изменить имидж персонажей, облагородить их - руководству показалось, что Волк и Заяц слишком злые, а советским детям нужны добрые герои. На переделку художник не пошел и отказался от дальнейшей работы. В дальнейшем поменялась графика, юмор, возраст и внешний облик персонажей, но главная идея оказалась неизменной.
После Сокольского многие режиссеры отказывались от вроде бы простой затеи, говорили: «Ну что это такое? Какая тут идея? Это мелко!». А Вячеслав Котеночкин сказал: «В этом что-то есть!».
5 Вячеслав Котеночкин
«Заяц у меня сразу получился, - рассказывал режиссер, - с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный.
6
А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен быть Волк».
7
Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучивал Высоцкий, делал пробы его голоса с хрипотцой.
8
Высоцкий подошёл к делу с энтузиазмом, даже написал для Волка песню. Но тут вмешалась цензура - он был под запретом.
9
Тогда утвердили бесподобного Анатолия Папанова.
10
На роль Зайца без проб взяли Клару Румянову.
В качестве привета Высоцкому в первой серии Волк насвистывает мелодию песни «Вертикаль» («Если друг оказался вдруг…») - когда залезает по канату к Зайцу.
И уже на показе первой серии мультфильм сорвал овации. И каждый год после 1969 на экранах появлялась новая серия. К сериалу прочно присоединился эпитет «народный». Несколько раз Котеночкин готов был распрощаться с Волком и Зайцем и поставить точку в работе над мультфильмом, но уступал многочисленным просьбам зрителей.
«Ну, погоди!» - история повседневности, обыденности 70-х. Той повседневности, которая не документируется в официальных источниках, а сохраняется только в памяти страны. Вместо мультфильма о том, «что такое хорошо и что такое плохо», у Котеночкина получился социально адаптированный мультфильм-эпоха, открыто ироничный и непокорный.
На экране - четкое узнаваемые типажи. Волка-пэтэушника и сейчас можно встретить вечерком в спальном районе.
11
А Заяц из положительного героя превратился в того еще зверька. Слабость его - напускная. Небольшой рост и скромная комплекция вынуждают его быть находчивым, но руководствуясь врожденной хитростью, тот успевает и спровоцировать Волка, и вдоволь над ним поиздеваться.
12
Однажды Русаков, художник, стоял в очереди, и перед ним один мужик сказал другому: «Волк - это мы, работяги, а заяц - это интеллигент. Как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается».
Все события развиваются на фоне советского быта. Вокруг - атмосфера «культурного отдыха» граждан.
13 Звери из «Ну, погоди!» развлекаются в Луна-парке
14 … ходят в цирк
15 … и в музей
16 … плавают на теплоходе
17 … посещают эстрадные концерты
18 и занимаются спортом
19
Живут самой что ни на есть обычной жизнью. Вот и спустя десяток серий Заяц переселяется в уютную однокомнатную квартирку.
20
А Волк прозябает в своей холостяцкой берлоге с ободранными обоями на стенах.
21
Вокруг - городской пейзаж, пятиэтажные хрущевки.
Одним словом, мультфильм получился очень «своим» и понятным каждому жителю этой страны. Его «народность» с первых же серий не нуждалась в доказательствах.
Долго искали фразу, которая не только соответствовала бы сюжету, но и давала бы зрителю надежду на продолжение. Обсуждались разные варианты: «Ну, подожди!», «Ну, погодите!». Но точку в этом споре поставил Феликс Камов, произнеся: «Ну, погоди!».
Когда один из сценаристов - Феликс Камов - уехал в Израиль, что было равносильно предательству Родины, начальство перестраховалось, и «Ну, погоди!» прикрыли. Через некоторое время Папанову в Кремле вручали награду. Тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный поинтересовался у него, как там дела с «Ну, погоди!».
«У них на студии конфликт. Кто-то там за границу уехал», - ответил Папанов. «Ну, кто-то же остался! - воскликнул Подгорный и добавил: - Между прочим, мне этот мультфильм нравится, и моим детям и товарищам тоже». Вернувшись на студию, Папанов рассказал об этом диалоге, и вскоре мультфильм опять запустили в работу.
22
23
24
В мультсериале используются популярные мелодии 1960-1980 годов, многие из которых были взяты из архивов Всесоюзного радио, либо с виниловых пластинок из личных коллекций звукорежиссёров сериала.
В «Ну, погоди!» звучат музыкальные произведения Аллы Пугачёвой, Шику Буарке, Герба Алперта, Н. А. Римского-Корсакова, Digital Emotion, Билла Хейли, Джеймса Ласта, Песняров, Землян, Эдиты Пьехи, Муслима Магомаева, Поля Мориа, Франка Пурселя, Эрла Скраггса, Игоря Скляра и других.
Музыка в заставке - это венгерская мелодия «Vízisí» («Водные лыжи»). Автор музыки - Тамаш Деак (Deák Tamás), исполняют венгерский вокальный ансамбль «Гармония» (Harmónia) и танцевальный оркестр венгерского радио (Magyar Rádió Tánczenekara).
В 1970-е годы программа мультфильмов по Центральному телевидению обычно предварялась краткой мультипликационной заставкой (впоследствии использованной как пролог к «телевыпускам»).
Под музыкальное сопровождение титров к «Ну, погоди!» Волк гнался за Зайцем, к ним постепенно присоединялись другие персонажи популярных мультфильмов. В итоге вся компания оказывалась в Останкинском телецентре, где Заяц, не сводя глаз с экрана, отмахивался от попытки Волка его схватить: «Тс-с! Ну, погоди». Волк оборачивался в сторону экрана и забывал о Зайце.
Творческое объединение «Экран» сняло три телевыпуска «Ну, погоди!» (выпуск 1 - 1980, выпуски 2 и 3 (единым фильмом) - 1981).
Вместо А. Папанова Волка озвучивает В. Ферапонтов. Автор сценария - А. Курляндский. Режиссёр - Юрий Бутырин. Композиторы - В. Купревич (выпуск 1), Алексей Рыбников и Евгений Крылатов (выпуски 2 и 3).
Вячеслав Котёночкин в своих мемуарах и публичных выступлениях давал крайне низкую оценку этим выпускам, квалифицируя их как «убогое дурновкусие».
25
После смерти Папанова вновь встал вопрос: закрывать ли мультфильм?
Но выяснилось, что звукооператор бережно сохранил все записи актера, их использовали в новых сериях уже после смерти актера. Заменять голос Папанова чьим-то другим тогда не рискнули - из уважения к памяти артиста.
26
27
В новых сериях рисовал героев не «прародитель» Котеночкин-старший (его нет в живых), а его сын, профессиональный художник. Уже потом Волка озвучил под Папанова Игорь Христенко - актер «Кривого зеркала» Евгения Петросяна.
Осталось упомянуть о том, что в конце августа 2012 года, после принятия закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в Интернете появились слухи о том, что мультик отнесут к категории «18+». И телеканалы смогут показывать его только после 23: 00.