МЫ ДУМАЕМ, ЧТО ДЕРЖИМ ВСЁ ПОД КОНТРОЛЕМ, когда наш мозг решает головоломку или читает слова, говорит Том Стаффорд. Однако новый эксперимент показывает, насколько глубоко в нашем подсознании происходит этот процесс. Вот его рассуждения:
То, что мы знаем, как думаем, - распространённое заблуждение. В тот момент, когда я перемещаюсь по миру, хожу и разговариваю, меня одолевают мысли.
«Что будет на обед», - спрашиваю я себя. Или думаю: «Интересно, а почему она это сделала»? И пытаюсь это понять. Предположить, что этот мой опыт - полный отчёт о деятельности моего ума, естественно, но совершенно неправильно.
Существует то, с чем согласны все психологи, - «подсознание». Оно выполняет очень большую работу в процессе мышления. Если я спрашиваю себя, как называется столица Франции, ответ просто приходит на ум - Париж. Если я решаю пошевелить пальцами, они начинают двигаться туда-сюда по сложной схеме, которую я сознательно не готовил, но которую мне предоставило для использования мое подсознание.
В психологии много спорят о том, что делает подсознание, а что требует сознательного мышления. Или, если использовать название известной статьи по этой теме, предметом дебатов является вопрос: «Подсознание - умное или глупое»?
Одно из популярных представлений об этом состоит в том, что подсознание может заниматься подготовкой простых действий, доставлять основные факты, распознавать объекты и выполнять несложные движения. А вот комплексное познание, включающее в себя планирование, логическое мышление и объединение идей, требует сознательной мысли.
Недавний эксперимент, проведённый командой из Израиля, может опровергнуть эту позицию.
Для начала обратимся к истории:
Подсозна́ние (англ. subconsciousness) - устаревший термин, применявшийся для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления. В науку термин введён в 1889 году Пьером Жане в философской диссертации. Позже он развил его в медицинской диссертации «Психический мир истериков» («L’état mental des hystériques» 1892). Одновременно следует отметить, что современные дискуссии о подсознательном берут начало в 1869 году, когда немецкий философ Эдуард фон Гартман опубликовал «Философию подсознательного».
Термин «подсознание» использовался в ранних работах Фрейда по созданию психоанализа, но со временем он был заменён им на термин «бессознательное» (англ. the unconscious), предназначенный им в основном для обозначения области вытесненного содержания (преимущественно - социально неодобряемого). Последователи Фрейда, например, Жак Лакан, в описании психической жизни полностью отказались от описаний позиции «над-/под-».
Термин «подсознание» также ранее использовался в когнитивной психологии для обозначения области быстрой памяти, куда мозг записывает автоматические мысли, то есть мысли, которые часто повторяются или человек придаёт им особую важность. В этом случае, мозг не тратит много времени на повторное медленное обдумывание этой мысли, а принимает решение мгновенно, исходя из предыдущего алгоритма, записанного в «быстрой» памяти. Такая «автоматизация» мыслей может быть полезной, когда надо быстро принять решение (например, быстро отдёрнуть руку от горячей сковороды), но может навредить, когда автоматизируется неправильная или нелогичная мысль, поэтому одной из задач когнитивной психотерапииявляется распознать такие автоматические мысли, вернуть их из области быстрой памяти опять в область медленного переосмысления, с тем чтобы удалить из бессознательного неверные суждения, и перезаписать их правильными контраргументами
Ран Хассин и его коллеги использовали необычный визуальный трюк под названием «непрерывное подавление вспышек» для того, чтобы поместить информацию в мозг испытуемых так, чтобы они этого не осознали. Звучит довольно замысловато, но на деле всё очень просто.
Методика использует одну особенность нашего мозга. У нас два глаза, и наш мозг, как правило, пытается соединить два полученных изображения в единую картинку, в единый взгляд на мир.
В эксперименте использовались специальные очки, которые для каждого глаза испытуемых транслировали свое изображение. Например, один глаз испытуемого видит быструю смену светящихся ярких квадратов, которые отвлекают его настолько, что когда действительно важная информация транслируется ему во второй глаз, испытуемый не сразу это осознаёт.
Фактически для достижения осознания предложенной информации требуется несколько секунд (однако если вы закроете один глаз, чтобы не видеть цветные квадраты, то сможете тотчас увидеть «подавленную» информацию).
Суть эксперимента Хассина заключалась в том, чтобы «скармливать» подсознанию несложные арифметические задачи. Вопросы были похожи на что-то вроде «9 - 3 - 4 = ?», и сопровождались они полностью видимой презентацией целевого числа, которое испытуемые должны были произнести вслух как можно быстрее.
Целевое число могло быть как правильным ответом на поставленную арифметическую задачу (в указанном выше примере это число 2), так и неправильным (например, числом 1).
Результат был удивительным.
Испытуемые намного быстрее произносили целевое число, если оно было правильным ответом. Это показывает, что задача была обработана и решена разумом, хотя они этого не осознали, и что они были готовы назвать правильный ответ быстрее, чем неправильный.
Этот результат позволяет предположить, что возможности подсознания куда шире, чем считали до этого. В отличие от других тестов подсознательной обработки, данный тест - не автоматическая реакция на предлагаемый раздражитель, потому что он требовал от испытуемых точного ответа в соответствии с правилами арифметики. В отчёте об исследовании говорится, что используемый метод «изменит правила игры в изучении подсознания» и что «подсознательные процессы тоже могут выполнять все базовые функции, выполняемые сознательными процессами».
Это очень серьёзные заявления, и их авторы признают, что надо ещё проделать большую работу, поскольку мы только начинаем исследовать мощь и возможности нашего подсознания. Подобно айсбергу, большая часть работы нашего ума остаётся скрытой от глаз наблюдателя. А эксперименты, подобные описанному, дают представление о том, что находится под поверхностью.