Воронеж - как родина флота России

Aug 20, 2015 00:58




Когда я был на турнире «Кожаный мяч» в Воронеже, нам проводили экскурсию по городу и рассказывали историю Воронежа. И вот во время рассказа о том, как зарождался российский флот стараниями Петра Первого я поймал себя на мысли, что вроде бы должен был знать, но все равно удивился, что первые корабли России строили именно в Воронеже. Тут нет ни моря, ни больших рек, однако есть лес!  Один из них первый российский двупалубный линкор с килем особой формы - «Гото Предестинация»

Давайте вспомним про это подробнее …

Фото 1.


За Белгородской чертой, к югу от Воронежа, простиралась степь, которая доходила до Чёрного и Азовского моря. Эти земли были опустошены кочевниками в XI-XIV веках, а Северное Причерноморье находилось во власти крым¬ских татар и турок. При впадении Дона в Азовское море возвышалась турецкая крепость Азов, которая закрывала выход в море. В конце XVII столетия окрепшее государство Русское начало борьбу с Крымским ханством и Турцией за исконные русские земли и выход к морю.

В 1695 году правитель Петр I со своей армией совершил легендарный поход под Азов, но русским воинам не удалось овладеть вражеской крепостью, так как в Азовском море беспрепятственно плавал турецкий флот и снабжал солдат продовольствием, оружием и боеприпасами. Поэтому для овладения Азовом Российскому государству был нужен мощный военный флот. А строить его решили у Воронежа.

Фото 2.


Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие.

Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота в Воронеж. Стук топоров стоял с утра до вечера. Царь Петр I сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ.

Фото 3.


Наконец наступил торжественный момент. К весне 1696 года были готовы два больших корабля и несколько десятков мелких. Так, 2 апреля 1696 года на воду была спущена большая галера «Принципиум», 26 апреля - многопушечный корабль «Апостол Петр».

Уже летом 1696 строительство флота было закончено, и Петр I совершил второй поход против турок. Русские войска одержали победу, в результате которой Россия получила выход в Азовское море и вернула себе ранее принадлежащие земли

Немного позже Петр стал создавать флот и на Балтийском море, но колыбелью военно-русского флота по праву считается Воронеж. Строительство кораблей в нашем крае продолжалось до 1711 года.

Фото 4.


19 ноября 1698 года царь Петр I лично заложил на воронежской верфи многопушечный боевой корабль с особой формой киля. Чертежи и расчеты корабля царь выполнил сам, сам же и руководил постройкой, когда находился в Воронеже. По-русски «Гото Предестинация» означает «Божье Предвидение».

Фото 6.


Торжественный спуск корабля на воду планировался в Вербное воскресенье 24 марта 1700 года. Но из-за «малой воды» - зима тогда была малоснежной и холодной - торжества перенесли на 27 апреля. Для участия в церемонии Петр I вызвал в Воронеж сына Алексея, сестру царицу Наталью, иностранных дипломатов, многих бояр. Богослужение по случаю спуска «Гото Предестинации» на воду прошло в церкви бывшего Успенского монастыря, которая с тех пор стала называться Адмиралтейской. Сам монастырь, который находился рядом с верфью, был упразднен, а монахов перевели в Акатов монастырь.

Фото 7.


Голландский дипломат написал в Амстердам так: «Будучи на Воронеже, мы там видели спуск корабля, для чего сие путешествие единственно туда было предпринято. Корабль сей весьма красивый, был сооружен его царским величеством русскими работниками без содействия иностранных мастеров».

Капитанами корабля в разное время были иностранец Стамати Камер, швед Отто Крестьян, датчанин Нанингъ Генрих, голландец Шхон Симон. Команду корабля составляли новобранцы, впервые ставшие матросами, а не приглашенные иностранцы как делалось раньше. Общее количество членов экипажа 253 человека.

На создание корабля Петр I не жалел денег. «Гото Предестинация» был украшен резьбой и барельефами в стиле барокко. Капитанская каюта была отделана орешником. На корме охристого цвета - фигура скорпиона. Нос украшали лев в короне, ангелы, дельфины.

Даже на портах для пушек были позолоченные венки, а борта корабельных шлюпок украшала резьба

Фото 8.


По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 пушек, соответствовал IV рангу.

Размеры корабля составляли: длина - 36 м, ширина - 9,5 м, глубина трюма - 3 м. Артиллерийское вооружение состояло из установленных на двух палубах пушек: на нижней - 26 (10-фунтовых орудий, в последствии были установлены 6-фунтовые пушки), на верхней - 24 (6-фунтовых орудий).

В 1712 году «Гото Предестинацию» вместе с другими кораблями Азовского флота продали туркам. До 1718 года линкор охранял в составе эгейской эскадры турецкие берега от пиратов. В 1718 году он пришел в негодность, и его продали на слом.

Фото 9.


В воскресенье, 27 июля 2014 года, в День военно-морского флота, в Воронеже торжественно открылся корабль-музей «Гото Предестинация».

Идею воссоздать «Гото Предестинацию» озвучил в конце 2009 года глава региона Алексей Гордеев. Он заявил, что корабль станет музеем военно-морского флота и будет не закрепленным на одном месте экспонатом, а сможет курсировать по акватории Воронежского водохранилищ. Помимо самого судна проект предполагал обустройство береговых сооружений - создание историко-культурного комплекса «Воронежская адмиралтейская верфь».

Фото 10.


Зимой 2010 года рабочая группа приступила к созданию чертежей на основе архивных документов. Однако большинство документов той эпохи, касавшихся постройки первого линкора не сохранились. При создании копии петровского корабля использовались записки из госархива, а также картины и гравюры тех времен, в том числе наиболее детальную акварель картографа Бергмана.

Он зарисовал корабль с натуры по просьбе Петра I. Модель линкора выставлена в Воронежском краеведческом музее. Копия «Божьего Предвидения» стала боле современной: на линкоре появилось машинное отделение, и парусник стал самоходным.

В июле того же года, во время первого в Воронеже совещания Морской коллегии при Правительстве РФ, на Адмиралтейской площади колокололитейный завод Анисимова (фирма «Вера») отлили корабельную рынду, судовой колокол - это стало символической точкой отсчета строительства «Гото Предестинации».

Фото 11.


В ноябре, к 425-летию Воронежа, Центробанк выпустил юбилейную золотую монету 999 пробы номиналом 1000 рублей с изображением «Гото Предестинации». Всего таких коллекционных «тысячерублевок» изготовили 500 штук.

В январе 2011 года региональные власти объявили открытый аукцион на право строительства действующей копии корабля. Начальная стоимостьконтракта составила 300 млн рублей.

Взяться за масштабную работу были готовы многие, в том числе иностранные компании. Но победителем оказался судостроительный завод в Павловске Воронежской области. В середине июня 2011 года здесь прошла церемония закладки точной копии первого 58 пушечного линейного корабля российского флота «Гото Предестинация».

- Этот город заслуживает того, чтобы здесь был восстановлен спроектированный Петром I корабль - первые верфи появились именно в Павловске, - сказал на церемонии закладки Алексей Гордеев.

Действительно, 300 лет назад, в 1711 году, в Павловске на вновь основанной верфи было построено три первых военных корабля.

Фото 12.


В Павловске делали металлическое основание «Гото Предестинации». Деревянный корпус изготавливала верфь «Варяг» в Карелии. Она специализируется на строительстве исторических кораблей. Как рассказал журналистам РИА «Воронеж» директор верфи «Варяг» Павел Мартюков, работать над копией линкора было труднее, чем над другими заказами.

По его словам, такой большой парусник - первый в истории новой России. Кроме того, у нового «Гото» был конкретный прототип, но данных об оригинальном корабле сохранилось немного.

- Петр I был человеком творческим. Он взял в качестве прототипа английский корабль, мачты выполнил по голландским пропорциям, а некоторые элементы судостроители заимствовали из Венеции. Нам надо было поставить себя на место рабочих того времени и понять, какого стиля была та или иная деталь. Словом, было непросто, но признаюсь, я доволен результатом. Я смотрю на корабль - он правильный. Мне кажется, Петру I он бы понравился.

Фото 13.


Работа на обоих верфях шла около двух лет. В июле 2013 года металлический корпус будущего плавучего музея отправился в первое плавание от причала павловского судоремонтно-судостроительного завода вверх по течению Дона в Воронеж. Его буксировали два теплохода со скоростью 4-5 км/ч.

Еще сутки потребовались, чтобы пригнать металлический корпус будущей «Гото Предестинации» к Адмиралтейской площади, где корабль встал на якорь на дострой.






































































Фото 14.


В конце августа 2013 года в Воронеж из Петрозаводска начали переправлять деревянный корпус «Божьего Предвидения». Копию петровского линейного корабля разобрали более чем на 30 секций. Для их транспортировки в Воронеж потребовалось три десятка 12-метровых большегрузов. Каждый рейс продолжался почти два дня.

Деревянный корпус корабля строили 25 рабочих верфи «Варяг». Главным отличием копии «Гото Предестинации» в том, что она выполнена не из дуба, каким был оригинал, а из нижней части ствола карельской сосны с использованием специальных пропиток, в том числе противопожарных.

- В то время, когда строили линкор Петра I, корабельных дубов в империи росло больше. Впрочем, с учетом современных средств защиты дерева сосна вполне может сравниться по качеству с дубом XVII-XVIII веков, - пояснил корреспонденту РИА «Воронеж» директор верфи Павел Мартюков.

Фото 15.


Весной-2014 началось благоустройство берега вблизи стоянки «Гото Предестинации». В проекте предусмотрены информационный киоск, понтонный причал для швартовки корабля, лавочки, туалеты, озеленение территории, а также сети коммуникаций.

Параллельно продолжались и работы на самом корабле - началась установка мачт. По словам начальника техотдела Павловского судоремонтно-судостроительного завода Александр Щеглов, который руководит строительством корабля, высота фок-мачты, первой мачты, которую установили, - 36 м, грот-мачты - около 40 м.

Фото 16.


В апреле врио руководителя регионального департамента культуры и архивного дела Елена Ищенко сообщила, что экспозицию корабля-музея «Гото Предестинация» составят более 730 предметов.

А экскурсии на корабле музейные работники будут проводить в костюмах Петровской эпохи. Однако экипаж, в том числе капитан, будут одеты по-современному, чтобы «не перенасыщать экспозицию».

Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


[источники]
источники

https://interaffairs.ru/news/show/13571

http://riavrn.ru/news/khroniki-ria-voronezh-goto-predestinatsiya/

http://www.voronezh.me/istoriya-voronezha/voronezh-kolyibel-russkogo-flota.html

http://www.okrae.odbvrn.ru/voronezh-kolybel-russkogo-flota


Расскажу еще вам несколько историй про корабли: вот например история про  Невезучий великан «Thomas W.Lawson», а вот  Самые большие парусные суда мира. Вот был такой еще  Корабль на час, а вот  Беляны - русский деревянный авианосец. Вот еще история про  RMS и HMS Queen Elizabeth и  Первое в мире грузовое судно с тягой в виде воздушного змея.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=73978

Мои фото, Россия, Корабли

Previous post Next post
Up