Продолжаем выполнять заявки
стола заказов. На очереди у нас очень сложный вопрос от
deligent. Вопрос как вы уже поняли в теме поста. Я не смог найти какие то конкретные размышления на сей счет, наверное потому, что в нашей стране по умолчанию предполагается русский и никто не пытается изучить изначально другой язык. А сравнительной характеристики способности к освоению разных языков для людей с этим диагнозом я не нашел.
Так что вопрос в зал - кто знает информацию о критериях легкости в освоении конкретнх языков детьми-аутистами ? Какой язык ребенку проще всего изучить первоначально ?
Давайте все же немного познакомимся с этой болезнью и ее особенностями.
Слово «аутизм» знакомо многим. Большинство людей более или менее правильно скажут, что это заболевание, тесно связанное с нарушениями в психике человека. Но вокруг аутизма сложилось очень много стереотипов, которые мешают правильно воспринимать носителей болезни - аутистов.
Очень часто можно услышать о необычных и даже уникальных способностях аутистов. В определенном смысле романтизации аутизма поспособствовал кинематограф. Кто не видел того же «Человека дождя», в котором аутичного гения сыграл Джастин Хофман? Или фильм «Меркурий в опасности», где мальчик-аутист взламывает секретный код ФБР?
Однако на самом деле незаурядные способности ни в коем случае нельзя считать визитной карточкой аутистов. В реальности их проявляет лишь очень небольшая часть людей, страдающих от аутизма. (При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, они могут демонстрировать очень слабую умственную полноценность, а то и вовсе отсталость.) Аутизм по сути является симптомом психического нарушения, свидетельством патологических процессов в мозге, которые могут оказаться как слабовыраженными, не затрагивающими интеллект, так и наоборот, очень глубокими. Поэтому среди аутистов можно встретить и неординарных программистов, и людей, не способных освоить простейших функций.
Аутизмом называют нарушение развития, характеризующееся неспособностью к нормальному общению и дефицитом языковых навыков. Эти дефекты сопровождаются наличием серьезных трудностей в восприятии и неадекватной реакции на повседневные стимулы (например, звуки), нарушением адаптации к изменениям окружающей среды и повседневной деятельности, а также при изменении окружающей среды и повседневной деятельности по собственной инициативе. Признаки аутизма появляются еще до того, как ребенок достигнет возраста 2,5 лет, и сохраняются в течение всей жизни, хотя некоторые из симптомов могут потерять свою остроту. Из каждых 10 тысяч детей, рождающихся ежегодно в США, двое страдают от аутизма.
Аутизм - это поведенческий синдром, то есть группа конкретных признаков, проявляющихся совместно. Хотя эти отклонения по-разному воздействуют на поведение ребенка, синдром аутизма всегда включает в себя в большей или меньшей степени наличие трудностей в следующих областях.
Трудности взаимопонимания при использовании языка в качестве средства общения.
Нарушения языкового общения характерны для всех детей-аутистов. Хотя трудности, связанные со слухом, не являются характерной особенностью аутизма, маленьких детей-аутистов часто поначалу принимают за глухих. Эксперты считают, что детям-аутистам очень трудно обрабатывать информацию, связанную со значениями слов, речи, даже несмотря на то, что слышат они вполне нормально. Языковое развитие детей-аутистов надолго запаздывает, а в тяжелых случаях они на протяжении всей жизни оказываются неспособными говорить.
Если страдающий аутизмом ребенок и начинает использовать язык, то обычно, по крайней мере на первых порах, он делает это не для целей общения. Иногда кажется, что дети-аутисты получают удовольствие от языка просто как от набора звуков. Характерной особенностью использования языка детьми-аутистами на ранних этапах является эхолалия (тенденция повторять звуки и слова других людей). У некоторых детей повторение по принципу «эха» происходит сразу после того, как то или иное слово произнесено другим человеком. У других детей-аутистов отмечается удивительная способность запоминать целые отрывки из бесед или телевизионных программ, причем удивительно надолго.
Если ребенок-аутист и осваивает правильную речь, то она зачастую перемежается грамматическими ошибками и изобилует другими нарушениями. Одной, очень характерной, особенностью является неумение правильно использовать местоимения. Например, ребенок, который просит дать ему яблоко, вполне может сказать «ты хотеть яблоко». Характерным для детей-аутистов является также и то, что им с трудом удается запоминать названия предметов, высказывать абстрактные мысли и использовать метафоры.
Речь ребенка-аутиста обычно бесстрастна, монотонна, бесцветна, лишена эмоций и других нюансов. Если тон речи и меняется, то зачастую не к месту. Речь не сопровождается соответствующими проявлениями эмоций, такими как жесты или изменение выражения лица; все эти проблемы сохраняются и в зрелом возрасте.
Новые исследования показали, что маленькие дети страдающие аутизмом испытывают достаточно большие трудности с узнаванием обычных слов. Им нужно намного больше времени для этого, чем обычному ребенку. Более того, было установлено, что для выполнения задания на распознавание слов, у больных детей задействована большая часть головного мозга.
“Вместо того, чтобы распознавать уже знакомые слова, мозг детей аутистов как- бы тормозит”, говорит Патриция Кул, руководитель Института Человеческого Интеллекта в Вашингтоне, а также эксперт в области овладения языком детьми. “Так как эти дети не могут добиться того, чтобы уже знакомые им слова оседали в памяти, их мозг перегружается, и они уже не способны сконцентрироваться на новых словах. Если такие дети не могут понять слово, они пропускают все предложение полностью.”
Это исследование является попыткой понять, почему языковые трудности являются типичными для детей страдающими аутизмом. Ученые начали изучение мозга таких детей, чтобы понять, в чем причина их трудностей при овладении языком.
Доктор Кул сравнивала нормально развивающихся детей от 19 до 30 месяцев и детей - аутистов такого же возраста.
На головы детей были помещены 20 сенсорных устройств, которые улавливали импульсы мозга детей. Им давались знакомые (мяч, кот, книга, стол) и незнакомые (глагол, уровень, пинта) слова. Детям также давались на прослушивание знакомые слова, которые читались слева направо, а затем справа налево. Прочтение слов в обратом порядке давало звучание, не похожее ни на один язык.
Мозг нормально развивающихся детей активизировался по- разному. Реакция головного мозга детей на знакомые и незнакомые слова была различна. Когда же дети слушали слова, читающиеся справа налево, их мозг реагировал так, как будто дети слышали что- то абсолютно новое, отличное от всех типов слов, и давал совершенно другой сигнал.
Мозг детей страдающих аутизмом не делал различия между знакомыми и незнакомыми словами, что указывает на то, что мозг просто не способен делать различия между ними. Однако реакция на слова, которые читались справа налево у детей - аутистов была очень близка к той, которую показывали обычные дети. Общая мозговая активность у больных детей была смешанной, что указывало но то, что дети не фокусируют внимание на конкретном слове, а пытаются просто понять его.
Ранние работы доктора Кул показывали отличия в работе мозга нормальных и больных аутизмом детьми в возрасте от 32 до 52 месяцев. Детям одновременно давались на прослушивание две записи: звуки щебетания птиц и детский говор (звуки, издаваемые маленькими детьми, их попытки говорить) - две формы говорения, с большим количеством фонем. Делая выбор, дети поворачивали голову в ту или иную сторону, откуда шел звук. Нормально развивающиеся дети выбирали запись с детским говором, в то время как дети страдающие аутизмом выбирали звуки пения птиц.
Дети с наиболее выраженными симптомами аутизма намного чаще выбирали звук пения птиц, в отличие от детей, с неярко выраженными симптомами.
Доктор Кул считает, что эти исследования дают надежду родителям больных детей, так как они показывают, что дети все же обучаемы.
Эпидемия аутизма ?
В последнее время в прессе можно довольно часто встретить сообщения о том, что случаи аутизме среди детей учащаются, и вообще - миру грозит эпидемия аутизма. Но аутистов вряд ли стало рождаться гораздо больше. Просто в связи с довольно интенсивным изучением аутизма, в этой области стало больше специалистов и расширились границы аутистического спектра.
Обычно, когда речь заходит об аутизме, подразумевается так называемый классический аутизм. Но статстически к аутистам причисляются и люди аутичного спектра, при котором расстройства проявляются в более щадящей форме и выглядят для окружающих скорее как странные привычки. Некоторые специалисты считают аутистами людей с диагнозом «синдром Аспергера», а сам синдром называют высокофункциональной формой аутизма. Синдром Аспергера характеризуется нормальным либо высоким интеллектом, вплоть до гениальности, но при этом «аспергеры» отличаются нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями ( предположительно синдром Аспергера присутствовал у великого ученого Альберта Эйнштейна, писательницы Виржинии Вульф).
Откуда берется аутизм?
Психиатры проявляют к аутизму недюжий интерес, но данное заболевание - одна из самых загадочных патологий. Многие из известных фактов об аутизме являются по своей сути гипотезами, неизменно вызывающими массу споров у тех, кто более или менее близко знаком с болезнью. Нет также точного и однозначного ответа на вопрос, откуда берется аутизм. Существуют версии о генетическом происхождении болезни. Есть гипотезы о приобретаемом характере аутизма. В частности, предполагается, что свою роковую роль играют пренатальные факторы: например, диабет или краснуха во время беременности, контакт с пестицидами или фолиевой кислотой, высокий уровень стресса матери и др. Или постнатальные факторы, которые могут провоцировать аутизм уже после рождения: отравление свинцом или ртутью, аутоиммунные заболевания и всевозможные вирусные инфекции. Но главной опасностью для ребенка считают прививки, особенно комбинированные вакцины вроде КСК (от кори, свинки и ветрянки).
Независимо от того, врожденный аутизм или приобретенный, излечению эта болезнь не поддается. Вместе с тем существуют методики, которые позволяют обучать аутистов письму, самообслуживанию, способам контактировать с окружающими, рабочим навыкам - словом, вещам, которые бы облегчали жизнь аутиста в социуме, в этом, в сущности, враждебном для него мире.
Известные аутисты :
- Ким Пик - прототип героя известного фильма «Человек дождя» - признанный гений с синдромом Саванта (частный случай аутизма). Способности Пика поражают воображение. Уже в три года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более 7 тысяч книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам. Прочитанную книгу он возвращал на полку в перевернутом виде или ставил ее вверх ногами. Ежедневно он по нескольку часов грыз гранит науки в библиотеке своего родного Солт-Лейк-Сити. По объему и глубине своих познаний в точных и естественных науках Ким Пик мог заткнуть за пояс любого профессора, чем активно пользовались американские университеты. Когда савант своим монотонным голосом читал без подготовки лекцию по любой теме, в аудиториях яблоку негде упасть. Ученые заметили, что с годами многие способности Кима Пика стали еще острее. Отец Кима считает, что сын с годами сильно изменился. Он перестал бояться скопления людей, стал иногда шутить, читать художественную литературу, в частности, книги Стивена Кинга. Причем, он вполне отличал правду от вымысла. В 1996 году отец Кима Фрэнк Пик выпустил книгу "Настоящий Человек дождя"
- Молодой американец Мэтт Сэведж - музыкальный савант. Обладая абсолютным слухом, он в состоянии запомнить сложное симфоническое произведение, лишь один раз услышав его, а по звуку работающего автомобильного мотора определить марку машины и даже степень износа двигателя. В возрасте 6 лет Сэведж доводил до белого каления своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта. В конце концов, педагог заявил своему подопечному: на бессмертные шедевры не посягай, лучше пиши собственную музыку без ошибок. Так Сэведж и поступил; к настоящему моменту в его послужном списке уже пять джазовых альбомов.
- Еще один английский аутист, Кристофер Тейлор, умудрился в совершенстве выучить 30 языков, читая иностранные газеты в местном пабе.
- Выпускник МФТИ доктор Ружейников - программист и ведущий научный сотрудник Шеффилдского университета. В свободное время консультирует пивоварни в средней Англии, так как держит в уме десятки рецептов пива. При этом говорит о себе: "Когда я читаю рассказ, мне трудно понять намерения героев. В беседе по телефону я часто не уверен, моя ли очередь говорить."
- Лесли Лемке - музыкант. Родился в 1952-м с глаукомой и повреждением мозга. Мальчику удалили глаза. Родная мать отказалась от него, и ребенка усыновила медсестра Мэй Лемке. Уже в раннем детстве Лесли демонстрировал способность полностью запоминать разговоры. В 14 лет Мэй впервые услышала, как он играет на фортепиано, воспроизводя мелодию, которая недавно звучала по телевизору. Вскоре Лесли уже выступал с концертами, и не только в США, но и в Скандинавии, и Японии. Он не только исполняет, но и сочиняет музыку, несмотря на отсутствие музыкального образования.
- Американской аутистке Саре Миллер удалось занять президентское кресло девелоперской компании Nova Systems, a Петер Леви был одним из основателей Accent Technologies. Из душевных излияний Сары Миллер можно узнать, как выглядит мир саванта-компьютерщика изнутри. "Я могу мыслить исключительно в рамках бинарной компьютерной логики, - говорит Миллер, - только черное и белое, ноль и единица, никаких полутонов. Именно поэтому многообразие нюансов чувств и эмоций других людей повергает меня в ужас. Зачастую я ловлю себя на мысли, что даже думаю на языках программирования". Для работы с компьютерами такое мышление просто идеально подходит; Сара Миллер способна отловить "баг" в программе, лишь бросив беглый взгляд на программный код. Однако на деловых встречах ее неизменно сопровождает личный психолог, помогающий "переводить" слова бизнес-партнеров с общечеловеческого языка на причудливый бинарный язык аутиста.
- Джеймс Генри Пуллен известен как Гений Ирлсвудского приюта. Пуллен родился в Лондоне в 1835-м глухим, почти немым и умственно отсталым. К 7 годам он выучил одно-единственное слово - искаженное "мама". В приюте, где поощряли ремесла, Джеймс стал выдающимся плотником и краснодеревщиком. Если ему требовался какой-либо инструмент, он с легкостью изготавливал его сам. Однажды по описанию в газете нарисовал осаду Севастополя в Крымской войне. Творчеством аутиста интересовались члены британской королевской семьи. Главный шедевр Пуллена-- модель корабля "Грейт Истерн". Он работал над кораблем 7 лет, выточив все детали, включавшие 5585 заклепок, 13 шлюпок и миниатюрную мебель салонов. В центре мастерской аутиста находился большой манекен; иногда мастер сидел внутри, управляя им. После смерти Пуллена (в 1914-м) мастерская стала музеем.
- Донна Уильямс (родилась в 1963 году) - художница и автор австралийских бестселлеров. Ее первая книга называлась "Никто из Ниоткуда: необычная автобиография девочки-аутиста". В детстве Донне долго не могли поставить правильный диагноз: ее считали глухой. Девочка ни на чем не могла сосредоточиться, не могла ответить на прямой вопрос и, как она написала позже, воспринимала мир хаосом звуков и цветов. Сейчас Донна - успешный человек, она замужем за программистом, продолжает писать книги и занимается созданием сайта для аутистов.
- Темпл Гранден (родилась в 1947 году) - доктор философии, профессор, писательница, автор книги "Перевод с языка животных". Самая известная после Кима Пика аутистка в мире. Делом жизни Гранден стало облегчение страданий животных. 90% скота в США и Канаде перед забоем проходят через загоны, сконструированные по советам Гранден так, что перед смертью животные не испытывают страха и ужаса. Благодаря Гранден, в подробностях описавшей свое состояние, мир больных аутизмом стал более понятным здоровым людям.