Формат 3D умирает

Jan 23, 2017 18:03



Умирает можно сказать, не успев взлететь. Я пару месяцев назад купил домой телевизор и только сейчас случайно обнаружил, что у него есть функция 3D. Последние годы упорно пытаюсь не попадать на сеансы в кинотеатрах в формате 3D, а если и попадаю, то удивляюсь, как же неудобно, не комфортно смотреть все это: по углам троиться, все серое и нет никакой четкости.

Если раньше в фильмах было по парочке специальных супер-эффектов в 3D (вылетал мотоцикл, тыкали копьем или вылетали птицы в зал), то сейчас ничего такого нет и в помине. Не даром если раньше фильмы шли зачастую только в 3D, то сейчас 50/50 да и на 3D ходят еще по привычке, ожидая увидеть чудо. С первых сеансов распространения такого формата в кинотеатрах все ожидали, что это только начало и вот вот мы начнем чуть ли не заглядывать за главных героев на экране и все действо будет происходить у нас под носом в центре зала. Самый близкий пример этому, который я могу привести - это фильмы, транслируемые в Московском Планетарии например. Вот там действительно все происходит чут ли не в воздухе над головой у зрителя.

Давайте вспомним, как начиналось это направление в телевидении и чем оно сейчас уже можно определено сказать закончилось.





Несколько лет назад производители телевизоров, мониторов и даже мобильных телефонов активно развивали тему 3D. Было даже объявлено о том, что наступила новая эпоха трехмерного телевидения. Началось все, пожалуй, раньше выхода «Аватара» на экраны кинотеатров, но этот фильм только все усугубил - все повально увлеклись 3D.

Высокая цена вовсе не отпугивала покупателей, хотя любой телевизор с функцией 3D стоил гораздо дороже своего аналога, только без трехмерности. Почуяв прибыль, стали выпускать «3D устройства» и производители планшетов с телефонами. Но особой популярностью они не пользовались, а с течением времени стали затухать и продажи 3D телевизоров.

В результате еще в марте этого года сразу несколько крупных компаний объявили о том, что прекращают выпуск таких устройств. Одной из первых об этом сообщила корпорация Samsung. Ее представители заявили, что для 3D выпускается очень малое количество контента, поэтому пользователи не могут в полной мере насладиться трехмерностью «картинки», а смысла выпускать телевизоры с функцией 3D без возможности для зрителей использовать эту функцию просто нет.

В принципе, все объяснялось тем, что 3D телевизоры почти сразу после бума «трехмерности» просто перестали покупать, поэтому у компаний просто не было возможности тратить свое время и ресурсы для того, чтобы выпускать никому не нужные устройства.

После Samsung аналогичное заявление сделала и компания Philips, руководство которой прямо сказало, что 3D никому не нужно, а техника с такой функцией гораздо сложнее обычной, поэтому и стоит дороже. Покупают такие телевизоры хуже, чем обычные, а их производство обходится компании дороже, чем производство обычных ТВ.

В начале этого года заявили о значительном снижении уровня продаж 3D телевизоров и другие компании. В частности, такое заявление сделала компания LG. По словам ее представителей, по этой причине доля производства 3D телевизоров была снижена с 40% до 20%. И это несмотря на то, что компания инвестировала достаточно серьезные суммы для запуска производства устройств нового типа.

Компания Sony примерно в то же время анонсировала выход в этом году всего двух 3D моделей ТВ. Буквально на днях эта же компания объявила о полном прекращении выпуска телевизоров такого типа. Ни одна из новых моделей, включая самые дорогие, не будет поддерживать 3D-режим.

Кроме названных выше компаний, прекратили выпускать 3D телевизоры и менее известные производители, включая Vizio, TCL и Hisense. К слову, ни одна из компаний не представила новой модели 3D телевизора на выставке потребительской электроники, которая проходила в этом году в Лос-Анджелесе.



Справка:

Как же работает 3D в телевизоре? Различные производители телевизоров поддерживают различные технологии. Так Samsung, Sony, Panasonic и Sharp производят телевизоры с активным 3D. LG упорно продолжают выпускать свои телевизоры с пассивным 3D, а Philips и Toshiba выпускают телевизоры обеих технологий. Теперь разберемся чем отличается активное 3D от пассивного.



Активное 3D

Отличительной особенностью активного 3D является поочередная передача изображения на каждый глаз. Для этого используются специальные очки, которые называются затворными или 3D очками с активным затвором. При использовании, такие очки с невероятно большой скоростью поочередно закрывают то левый, то правый глаз. Подобная процедура позволяет сформировать эффект не плоского, а объемного изображения. Для функционирования очков обязательно нужен источник энергии, которым чаще всего служит небольшая батарейка, устанавливаемая прямо на очках. Именно батарейка осуществляет питание затворного механизма, который отвечает за работу очков.

Применения данной технологии ставит задачу синхронизации телевизионного дисплея и активного затвора на очках. Это дает возможность обеспечить нормальную работу устройств и формировать 3D изображение хорошего качества. Раньше для синхронизации телевизора с очками использовался провод, который соединял устройства. Но это приносило значительные неудобства, поэтому сейчас для синхронизации используется инфракрасное излучение.

Применение активных затворных очков позволяет каждому глазу видеть изображение в таком разрешении, каким его выдает источник. Если Вы смотрите Full Hd, то и видите Full Hd. Но одним из недостатков является то, что такие очки затемняют изображение. На жидкокристаллическом телевизоре этого почти не будет видно, а вот на проекторе уже заметнее. Плюс ко всему при длительном просмотре у некоторых людей могут заболеть глаза, и даже голова. На глаза приходится очень большая нагрузка, хотя большинство людей через десять минут привыкают к изображению и чувство дискомфорта пропадает.

Еще одним недостатком является тот факт, что изображения подаются на глаза по отдельности. Они чередуются с той частотой, которая запрограммирована в просматриваемом контенте и конкретной модели телевизора. Предположим, что 3D фильм сняли с частотой 60 кадров в секунду. В этом случае кадры для левого и правого глаза будут обновляться с частотой 30 в секунду. Это повлияет на восприятие динамических и медленных сцен. При просмотре возможны различные рывки и неравномерности движения.

Активная технология стоит недешево. Это касается как телевизора, так и самих очков. Поэтому в комплекте с телевизором идет максимум две пары очков (в большинстве случаев одна). А если захотите докупить еще, то придется раскошелиться. А Вы обязательно захотите посмотреть 3D с семьей или знакомыми.



Пассивное 3D

Пассивная 3D технология работает совершенно по-другому. Передача картинки осуществляется одновременно и на левый, и на правый глаз. Изображение посылается под разными углами и, проходя через линзы очков, поступает для восприятия зрителем раздельно. При такой технологии, каждому глазу достается только одно предназначенное конкретно для него изображение, а другое изображение отсеивается. Для просмотра 3D изображений используются пассивные очки, которые не нуждаются в источнике питания.

В общем случае пассивные очки можно поделить на две группы - анаглифные и поляризационные. Самыми простыми по устройству и соответственно дешевыми являются анаглифные очки. В большинстве случаев их изготавливают из картона и пары стекол различных цветов (обычно синего и красного). Используя такие очки можно наблюдать объемный эффект весьма невысокого качества. Использование цветных светофильтров в значительной степени искажает реальные цвета изображения.

Поляризационные очки - более продвинутые. Они делятся на очки с круговой и линейной поляризацией. Первые очки дают больше свободы, так как от вращения головой качество 3D картинки не ухудшается. Однако в большей степени распространены очки с линейной поляризацией, которые требуют от зрителя удержания головы в вертикальном положении. Это связано с тем, что одному глазу подается горизонтально поляризованное изображение, а второму - вертикальное. Если Вы будете наклонять голову, то возможно ухудшение качества объемного изображения.

Если отталкиваться от того, что Вы смотрите изображение в разрешении 1920×1080, то с использованием пассивных очков Вы сможете видеть картинку лишь в разрешении 1920×540. Возможно возникновение небольших угловатостей изображения и прочих незначительных дефектов. В связи с тем, что стекла пассивных 3D очков покрыты поляризационной пленкой, изображение будет выглядеть темнее действительного. Но уровень затемнения будет намного меньше, чем в активных очках. К тому же глаза зрителя почти не напрягаются, ведь ничего постоянно не мигает с большой скоростью. Вполне комфортно можно высидеть весь фильм без возникновения неприятных ощущений. Такая технология гораздо дешевле в производстве, поэтому производитель предоставляет в комплекте по четыре-пять пар очков. А если хотите купить еще - без проблем, ведь стоят они намного дешевле затворных.



Итак, вернемся к существующему положению на рынке устройств с фунцией 3D

Интересно, что вскоре после выхода «Аватара» нашлись ТВ-компании, которые решили запустить каналы вещания с 3D контентом. Одной из таких компаний стала DirectTC, которая, впрочем, через некоторое время решила прекратить свои опыты с 3D. Диски с 3D-контентом еще выпускаются, но их тоже становится все меньше. Но, например «Star Wars: The Force Awakens» как раз недавно вышел в 3D, на Blue-ray диске.

Что касается компании LG, то она достаточно ясно дала понять, что 3D ее больше не интересует. «3D функции никогда не были особо популярными, поэтому и фактором, влияющем на покупку того или иного устройства этот режим не стал», - говорит Тим Алесси, представитель LG. «Исследования в сфере покупательского спроса показали, что эта функция вовсе не один из главных критериев для пользователей, которые хотят купить такой ТВ. Более того, процент покупок таких устройств исчезающе мал. Мы решили прекратить производство 3D телевизоров в 2017 году, для того, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на HDR, гораздо более универсальной технологии».

Ответ Sony был похож, хотя и менее детализированным: «Основываясь на информации о современных трендах на рынке, мы решили убрать поддержку 3D в наших новых моделях», - заявил представитель японской корпорации.

Точку зрения компаний, которые прекращают выпуск 3D систем, можно понять. Доля рынка таких телевизоров сокращается, начиная с 2012 года. Поэтому можно даже удивиться тому, что многие производители телевизоров не отказались от 3D гораздо раньше. В 2016 году продажи 3D ТВ составили лишь 8% от общего количества продаж телевизоров. В 2015 году аналогичный показатель составлял 16%, а в 2012 - 23%. Схожим образом сокращается и доля рынка 3D Blu-ray плееров. В 2012 году она составляла целых 40%, в 2015 году - 25%, и в 2016 году сократилась до 11%.

«Мне кажется, что факт сокращения продаж 3D телевизоров и плееров говорит о том, что покупатели сейчас руководствуются иными критериями при выборе», - говорит Бен Арнольд, аналитик. «Функции вроде 4K/UHD, HDR стали гораздо более востребованными, это, вместе с размером экрана, теперь ключевой фактор, которым руководствуются покупатели».

Большинство пользователей телевизоров с поддержкой функции 3D, по их собственному признанию, опробовали новинку 1-2 раза, после чего прекратили ею пользоваться. Вряд ли в скором времени эти или другие пользователи захотят снова получить в свое распоряжение 3D телевизоры или плееры. Так что в ближайшие годы возрождения этого направления ждать не стоит. Конечно, приверженцы 3D (в особенности те из них, кто купил в свое время дорогой телевизор) еще есть, но их остается все меньше.

Сейчас гораздо больше покупателей интересуются 4K телевизорами, им просто не нужна 3D функция.

Ну, а петиция, составители которой просят LG возобновить производство 3D телевизоров, набрала лишь около 4 тысяч подписей. Тут и сказать нечего - все понятно и так.

Может быть, когда-то 3D телевизоры вновь станут популярными, но это случится явно не в ближайшие годы. 3D ТВ мертвы и спорить с этим уже не приходится. Убедился я в этом, когда скачать фильм в 4К, подключил к телевизору колонки с саббуфером, включил легкую подсветку вечером и посмотрел фильм дома на диване на телевизоре 65 дюймов - это "чума" товарищи !!

Вот еще немного интересного из псевдо 3D, какая гифка вам больше приглянулась?

1



2




3




4




5



7




8



9



10



11




12




13



14



15



16



17

Вот есть еще такие варианты, но мне эта техника кажется менее эффектней.



18



19




20




21




22

Ох, старенький фильм, но крутой блин !



23




24



25




26



[источники]источники
https://geektimes.ru/post/284964/
http://televizor-info.ru/eto-interesno/3d-aktivnoe-ili-passivnoe-chto-luchshe.html
http://stereomir3d.ru/novinki/tendentsii-sovremennogo-kino.html


Технологии

Previous post Next post
Up