Несколько недель назад был подписан указ об образовании Фонда перспективных исследований (ФПИ). Целью этой организации является содействие различным научным работам оборонного назначения, которые требуют серьезной государственной поддержки. Согласно некоторым источникам, в ближайшем будущем ФПИ придет на смену Военно-промышленной комиссии при правительстве и возьмет на себя ее функции. Большинство подробностей о работе новой организации пока еще не стало достоянием общественности, однако уже появились сообщения о возможных проектах, которыми она займется.
«Известия» со ссылкой на источник в оборонной промышленности сообщают, что в следующем году будет возобновлена программа исследования и создания боевых лазеров. К научной и конструкторской работе будут привлечены концерн «Алмаз-Антей», ТАНТК им. Г.М. Бериева и компания «Химпромавтоматика». Сообщается, что министерство обороны уже выработало свою версию облика будущего лазерного оружия и передало соответствующую документацию занятым в проекте организациям. Целью будущих работ является создание полноценной боевой системы, способной уничтожать различные цели. Очевидно, все исследования будут идти под эгидой ФПИ.
По имеющимся данным, новый проект боевого лазера будет вестись на базе старой программы А-60, что и потребовало привлечения таганрогского комплекса им. Бериева. В ходе осуществления предыдущего проекта боевого лазера было построено две летающие лаборатории на базе самолета Ил-76МД, на которых установили специальное оборудование. Исследования при помощи самолетов А-60 проводились с начала восьмидесятых годов, однако после распада Советского Союза, по понятным причинам финансового характера, их темп значительно замедлился. Теперь же, похоже, снова нашлись деньги на продолжение исследований.
Также «Известия» сообщили, что на таганрогском предприятии недавно начались работы по ремонту и модернизации одной из сохранившихся летающих лабораторий. Этот самолет уже несколько лет не летал и поэтому требует некоторых приготовлений. Вскоре, как пишет издание со ссылкой на источники в ТАНТК, концерн «Алмаз-Антей» предоставит новое лазерное оборудование, которое заменит устаревшие модули. Если все пойдет без особых проблем, то первый полет обновленного самолета может произойти уже в следующем году.
В отношении состояния проекта «Известия» приводят весьма интересную информацию. Издание утверждает, что модернизация старого лазерного комплекса 1ЛК222 уже завершена и новая система готова к установке на летающую лабораторию и последующим испытаниям. При этом пока не известно, как лазерная система будет выглядеть в том случае, если дойдет до войск. Точно так же вызывают вопросы требования к самолету, на котором может базироваться серийный боевой лазер. В настоящее время единственная имеющаяся летающая лаборатория имеет в своей основе транспортный самолет Ил-76, что порой вызывает критику. Нередко в обсуждениях перспектив боевого лазера встречаются предложения «пересадить» оружие, к примеру, на бомбардировщик с соответствующими параметрами.
Характерная "говорящая" эмблема на борту самолета 1А2 RA-86879. Содержит название ОКР "Сокол-Эшелон" и изображение американского разведывательного спутника типа КН-11 или КН-12, поражаемого"русской" молнией
Создание советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования было начато в середине семидесятых годов, головным разработчиком был избран Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ, с 1989 года именуется ТАНТК имени Г.М. Бериева), который тогда после свертывания основной части работ по гидроавиации был переориентирован на создание авиационных комплексов специального назначения. Основным назначением советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования, рассматривался вывод из строя американских низкоорбитальных искусственных спутников военного назначения, в первую очередь спутников оптической разведки серии КН.
Экспериментальный боевой лазерный комплекс воздушного базирования получил обозначение А-60 и в качестве базы для него использовался транспортный самолет Ил-76МД, (на сегодняшний день конечно уже устаревший тип ВС) переоборудование которых осуществлялось в Таганроге. Заместителем главного конструктора на ТМЗ по комплексу А-60 был В.Д. Заремба, ведущим конструктором по самолету был Ю.А.Бондарев. Разработчиком лазерного комплекса выступали ЦКБ 'Алмаз' (ныне в составе Концерна ПВО 'Алмаз-Антей') и КБ химической автоматики. Лазер, предположительно, газодинамический углеродный на жидких элементах, мегаваттного класса мощности. В 1977 году на ТМЗ началось создание первого прототипа А-60 "изделие 1А" для отработки основных технических решений комплекса.
Базовым самолетом для создания летающей лаборатории стал самолет Ил-76МД (СССР-86879), на котором были проведены глубокие доработки В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со "специальной аппаратурой" (предположительно, РЛС дальнего обнаружения и наведения и лазерная система наведения) По бокам фюзеляжа под обтекателями были установлены два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью 2,1 МВт, обеспечивающие работу лазерного комплекса (пушки). Сама лазерная установка была выполнена с убирающейся оптической головкой в отсеке с раздвижными створками, размещенными в верхней части фюзеляжа за центропланом. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом. Огневые испытания лазерного комплекса с борта "1А" были начаты в 1984 году (!). Известно из частично рассекреченных секретных "наблюдений" и разведывательных материалов ЦРУ США, что было выполнено несколько десятков стрельб по цели (стратосферный аэростат, баллистическая ракета, низкоорбитальный спутник), находящиеся на высотах 30-110 км. Кроме того, выполнялись стрельбы повоздушной мишени Ла-17. В 1989 году летающая лаборатория "1А" (СССР-86879) сгорела на аэродроме Чкаловский под Москвой из за не соблюдения техники безопасности персоналом.
Тем временем на ТМЗбыл построена вторая летающая лаборатория "изделие 1А2" с новым вариантом лазерного комплекса, модифицированным по результатам испытаний, проведенных на "1А". В качестве базы для "1А2" был использован самолет Ил-76МД регистрационный номер СССР-86879. Внешне вторая лаборатория была подобна первой. Первый полет "1А2" состоялся уже в печальные дни развала Советского Союза - 29 августа 1991 года, машину пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П. Демьяновским. Распад СССР и политика президента Ельцина предопределили тогдашнюю судьбу программы А-60 - в 1993 году работы над ней были прекращены, а борт"1А2" был поставлен на прикол в Таганроге. Реализм надвигающейся войны в 2012-2014 годов возможно и заставили правительство, хоть и поздно, но вернутся к скромному финансированию советских военных программ, в число которых вошла и А-60. Видимо так же, определенным стимулом к этому послужило то, что в США внедряется, боевой лазер воздушного базирования Boeing YAL-1 (ABL) противоспутникого и противоракетного назначения. Разработанный на 25 лет позже чем в Советском союзе. По имеющимся данным, решение (а их большинство, так и осталось, только на бумаге) о возобновлении работ над А-60 было принято еще в 2005 году, и даже комплекс был включен в Государственные программы вооружений на 2007-2015. Пока что ТАНТК получил финансирование по программе А-60 которое позволило "восстановить" 1 экземпляр на базе старого потрепанного самолета Ил-76, которому 25 лет.
В конце 2010 году стало известно о возобновлении в Таганроге программы летных испытаний "1А2". Судя по эмблеме на борту "1А2", отработка комплекса А-60 проводится в рамках опытно-конструкторской работы все того же советского "Сокол-Эшелона". Как можно судить, основной целевой задачей комплекса А-60 рассматривается поражение опто-электронных систем американских спутников (в первую очередь, раннего предупреждения) системы противоракетной обороны США.
Правда, экспертам непонятно, насколько успешны работы российских ученых в производстве лучевой пушки, но они уверены, что проект, в отличие от программы США, набирает обороты (флот США подобным вооружением урезан до одного самолета).
Американский проект - летающая лазерная лаборатория Airborne Laser Test Bed.
Boeing YAL-1
За рубежом предпринималось несколько попыток сделать лазерную установку, предназначенную для использования на самолетах, но до стадии испытаний дошел только один проект - американский ABL. В ходе работ в этом направлении американскими учеными был создан самолет Boeing YAL-1, несущий химический лазер большой мощности BILL. По предварительным задумкам, на практике этот самолет должен был уничтожать вражеские баллистические ракеты на активном участке полета. За почти десять лет работ американцы смогли довести лазер BILL до мощности около мегаватта, однако в конце 2011 года проект был заморожен по причине сокращения военного бюджета. Программу ABL посчитали недостаточно перспективной. Однако спустя всего несколько месяцев начались разговоры о новом запуске ABL.
В нашей стране тоже имелись проекты лазерной боевой техники. В то же время, все советские комплексы, за исключением А-60, монтировались на гусеничных шасси и теоретически предназначались для использования в сухопутных войсках. Комплексы «Стилет», «Сангвин» и «Сжатие» предназначались для поражения оптико-электронных систем вражеской техники. Предполагалось, что излучатель сухопутной машины будет «бить» по оптике и тепловизорам техники противника, выводя из строя электронику и ослепляя экипажи. Все три проекта советских лазерных самоходок не вышли из стадии испытаний опытных образцов.
Целью возобновляемой программы лазера воздушного базирования, как сообщают «Известия», будет создание комплекса, предназначенного для уничтожения самолетов противника, разных типов ракет и прочих целей, которые могут быть «прожжены» лучом. Такое применение боевого лазера вызывает определенные вопросы, в первую очередь, связанные с целесообразностью и нюансами практического применения. К примеру, во время разработки американского проекта ABL неоднократно поднимался вопрос сближения самолета и ракеты. В ряде случаев носитель лазера не сможет вовремя обнаружить и атаковать баллистическую ракету, не входя в зону действия противовоздушной обороны противника. Что касается уничтожения вражеских самолетов или крылатых ракет, то ракетное вооружение «земля-воздух» и «воздух-воздух» на протяжении нескольких следующих лет точно не сдаст своих позиций.
Тем не менее, тематика боевых лазеров имеет определенные перспективы. Минусы таких систем - прежде всего это высокая требовательность к источникам питания и общая дороговизна комплекса - могут компенсироваться относительно простым наведением на цель. Последнее в первую очередь касается наземных лазерных комплексов. В то же время, кардинально новое оружие потребует от военных пересмотреть некоторые взгляды на ведение боевых действий, организацию обороны или атаки. Учитывая общую сложность лазерных программ, успешное завершение обновленного проекта А-60 не будет простым и быстрым делом. Так что у военных достаточно времени, чтобы приготовиться к принятию в строй нового оружия. Если, конечно, они захотят получить столь сложное и дорогое боевое средство.
источник