Предыстория протяженностью 6000 лет. Первыми средствами для изображения символов были рука, палка и камень. Рукой и палкой можно было рисовать на песке, а камнем - на скале. Около 4000 лет до н.э. человек начал использовать смоченные глиняные дощечки. При этом ручкой служила деревянная или бронзовая палочка, либо кость. Около 3000 до н.э. египтяне изобрели форму письма в виде иероглифов.
Для письма на папирусе писцы использовали тонкие кисти из тростника или тростниковые ручки. Росписи на гробницах донесли до нас изображения этих инструментов (Археологический музей, Каир). Около 1300 до н.э. римляне стали использовать письмо по воску. Воск заливался в деревянные таблеты. В это время дано название пишущему инструменту - стилус (stylus). Стилус изготавливался из метала. Когда запись становилась не нужна, она стиралась с помощью плоского обратного конца стилуса. Ввиду схожести римских таблет с современными карманными компьютерами (palm-top), инструмент для работы с дисплеем тоже был назван стилус.
В это время в Китае использовали стилусы, изготовленные из бронзы. Письмо по воску практически без изменений просуществовало около 18 веков пока англосаксы не изобрели пергамент. С появлением пергамента, используемого для изготовления рукописных книг, люди продолжали употреблять восковые дощечки для каждодневных записей и макетирования книг. Для этих целей использовался все тот же металлический или костяной стилус с расплющенным концом. В период 600...1800 нашей эры удешевление и распространение пергамента привело к тому, что потребовался общедоступный пишущий инструмент. Европейцы (в первую очередь испанцы) обнаружили, что при использовании определенным образом заточенного гусиного пера для письма по пергаменту, можно изменить и стиль письма - сделать его прописным и наклонным. Так 14 веков тому были придуманы прописные буквы. До этого при письме использовали только заглавные буквы.
Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время - до конца 18 века. Они же дали название складному ножу, которым поправляли перья. Нож назвали перочинным.
В конце 9 - начале 10 веков появились первые славянские азбуки: кириллица и глаголица. Кириллица была создана на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Глаголица от кириллицы отличается формой букв. Глаголица была распространена в 10...11вв. в Болгарии и Моравии, в Хорватии существовала до конца 18-го века. Кириллица - у южных, восточных и, вероятно, западных славян.
В 1708 году в России гражданский шрифт (гражданская азбука) русского алфавита введен в изданиях гражданской печати после реформы печатного кирилловского устава, произведенной Петром I. Гражданский шрифт положен в основу современного русского шрифта.
Многие специалисты, в том числе и зарубежные, признали кириллицу лучшей из когда-либо изобретенных азбук. В ней нет так называемых диакритических (над- и подстрочных) значков, комбинаций букв для передачи одного звука, типичных для латиницы в разных ее вариантах. Выгодно отличается кириллица и от других систем, особенно иероглифических. «Это настоящий шедевр! Как далеко до него алфавитам англосаксов и ирландцев!» - восторгался видный французский лингвист Ж.Вандриес.
Из 200 наиболее распространенных языков кириллицу сегодня используют примерно 60 стран, латиницу - около 70, арабскую графику - примерно 10, иероглифику - 3.
Весной 1736 года русские войска выступили в поход на Крымское ханство и взяли крепость Перекоп. Первым на вал крепости вскарабкался не воин, закаленный в боях, а безусый мальчишка-солдат по имени Василий. За это он получил офицерский чин. Да вот незадача: оказался он из старинного рода князей Долгоруких - личных врагов царствовавшей тогда императрицы Анны Иоанновны, а отроков из этой фамилии было велено в чины офицерские под страхом смерти не выводить. Офицерский чин у «сосунка» императрица отобрать постеснялась, а вот учить грамоте строго запретила. Во многих боях участвовал Василий Михайлович Долгорукий, стал генералом, потом генерал-губернатором Москвы, но писать так и не научился. Стыдясь своей безграмотности, он всегда ссылался на плохие перья: «Плохо очинили - не могу писать, пусть адъютант пишет».
Гусиное перо. Гравюра начала XVII в. (1605 г.).
А писали в то время, как известно, перьями настоящими, взятыми у птиц. В основном использовали гусиные, но встречались и перья воронов, павлинов. Чтобы подготовить перо к письму, его сначала очищали в раскаленном песке, затем обрезали под определенным углом и затачивали. Причем от того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. Многие писатели и поэты не доверяли никому этого «важного» дела. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту.
Примерно в 1790 году независимо друг от друга австралийцы и французы изобрели грифель для карандаша. Тогда и возникла индустрия пишущих инструментов.
Владычество гусиных перьев кончилось в XVIII веке. Удача пришла в 1884 году к страховому маклеру из Нью-Йорка Льюису Ватерману. Ему удалось создать компактную и надежную ручку с капиллярными протоками, ставшую прообразом современных авторучек. Подтолкнуло его к решению этой проблемы жизненная неудача.
Однажды Льюис Ватерман должен был подписать один важный контракт, клиент уже ожидал его в своем офисе. Готовясь к этому важному делу, Льюис купил новую перьевую ручку. Когда контракт уже лежал на столе и клиент с новенькой ручкой готов был подставить свою подпись, но, увы, перьевая ручка отказалась писать. Пока Ватерман искал новую ручку, клиент подписал контракт с другим брокером. Льюис
Ватерман решил взять реванш, но не простым способом, а изобрести такую авторучку, которая бы всегда оставалась надежным инструментом письма.
Ватерман очень быстро сориентировался, что загвоздка состоит в том, что система подачи чернил должна не только давать чернильному составу подходить к перу, но и контролировать заполнением воздуха резервуара, по мере траты в нем чернил. Не имея технического образования, Льюис Ватерман догадался использовать принцип капилляра. Хитроумный американец применил для подачи воздуха в ручку очень узкие каналы, узкие настолько, что под действием капиллярного притяжения, чернила в эти каналы не просачивались, позволяя в тоже время воздушной среде спокойно втягивается по ним в внутрь под действием пониженного давления.
Дальнейшее усовершенствование авторучки связано с именем Джорджа Паркера, сельского учителя из американского штата Висконсин. Свое изобретение Паркер запатентовал в 1889 году. Созданные им чернильные авторучки получили название "Вечное перо" и благодаря своему высокому качеству, обрели признание во всем мире.
В 1890 году в США насчитывалось 58 фирм выпускавших авторучки, но Джордж Паркер решил открыть собственное предприятие и не прогадал. Качество его изделий, за счет точности подгонки деталей, было вне конкуренции. Самая знаменитая модель из серии паркеровских ручек - "Паркер Дуэфолд", она была выпущена на рынок в 1921 году. Эта эффектная авторучка была не только самая привлекательная на рынке, но и одна из самых дорогих, 7 долларов за ручку, и это была цена намного выше, чем у ручек конкурентов. Однако такая цена не испугала покупателей и в последствии ручка "Паркер Дуэфолд" (Parker Duofold) стала одной из наиболее используемых ручек 20-х годов прошлого столетия.
В 1933 году была выпущена ручка "Паркер Вейкметик" (PARKER VACUMATIC), ставшая еще одним инженерным шедевром. У Этой ручки был совершенно эксклюзивный заправочный механизм, который мог удерживать в двое больше чернил, по сравнению с "Паркер Дуэфолд". Эта ручка стала лидером уже 30 годов.
Каких только перьев не понапридумано за прошедшее столетие!
Были они и в форме Эйфелевой башни, и с портретами Наполеона или английской королевы. А знатные люди даже украшали именные перья своими гербами. Только к началу нашего века стальное перо перекочевало в школьный портфель.
Долгие годы школьники на уроках чистописания, окуная ручку в чернила, выводили с нажимом по прописям:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко». Перо цепляется за «ко», И клякса черная, как жук, С конца пера сползает вдруг.
В том же, 1933 году известный Нью-йоркский художник Джозеф Плат разработал торговый знак ручек Паркер - изящный зажим стрелку.
Паркеровские ручки вошли в большую историю. Хотя для подписания договоров между странами ручки изготавливаются по особому заказу, изделия Паркера не один раз становились орудиями мировой политики. В 1945 году ручкой "Паркер Дуэфолд" Американский генерал Дуглас Макартур подписал капитуляцию Японии на борту линкора "Миссури". В 1991 году исторический договор "О сокращении вооружений" был подписан Джорджем бушем и Михаилом Горбачевым пером "Паркер-75" в корпусе из титана баллистической ракеты, украшенным красной сапфировой звездой.
Перо - не только сердце ручки, но и ее лицо, причем главное действующее. Перья современных авторучек изготавливаются из металлов. Но чистые металлы из-за своих механических свойств для производства непригодны, поэтому в большинстве случаев используются сплавы на основе латуни, стали, никеля, серебра и золота. Если перья изготовлены из неблагородных металлов, таких как нержавеющая сталь или латунь, то гальваническое покрытие из золота или серебра помогает повысить их устойчивость к коррозии и улучшить внешний вид.
Если мы говорим о пишущих инструментах представительского класса, то, как правило, их перья изготавливаются из серебра или золота. «Перо выполняет одну из главных имиджевых функций подарочной перьевой ручки, - считает Алексей Левицкий, - поэтому иногда перья делают преднамеренно более крупными, на них наносится художественная гравировка и позолота. Золотое или серебряное перо особенно повышает престиж изделия».
Впрочем, по мнению ряда специалистов, выбор материала не оказывает решающего влияния на эластичность и гибкость пера. Более значительными факторами являются величина пера, его форма и конструкция, тщательность шлифовки, обработка острия. Если перо сделано не из золота, а из нержавеющей стали, то оно может быть таким же прочным и одновременно гибким и эластичным, как золотое. Поскольку и сталь, и золото достаточно быстро изнашиваются при письме, острие пера изготавливают из более дорогого и твердого металла, как правило, платиновой группы - иридия или родия.
В сплавах серебра обычно используется стерлинговое серебро 925 пробы и упрочняющие элементы - медь, никель либо цинк. В чистом виде серебро используется лишь для посеребрения. Мягкость чистого золота делает этот металл совершенно непригодным для изготовления перьев, поэтому, чтобы придать ему твердость, в сплав также добавляют медь, никель, серебро или цинк. Изменения концентрации отдельных металлов в сплаве влияют на внешний вид и характеристики золота. Например, цвет золота 18 карат колеблется от светло-желтого до розового и красного в зависимости от добавок. Все сплавы золота обладают чрезвычайно высокой стойкостью к атмосферной и водной коррозии, отчего почти не тускнеют.
Существуют три основных типа промышленных сплавов золота, используемых при изготовлении авторучек:
Золото 9К (375 частей чистого золота на 1000 частей сплава). Самый твердый и самый дешевый сплав золота.
Золото 14К (585 частей чистого золота на 1000). Средний по стоимости сплав, из которого изготавливается большинство золотых перьев.
Золото 18К (750 частей на 1000). Более мягкий, чем предыдущие сплавы, но достаточно твердый, чтобы использоваться при изготовлении перьев.
Белое золото - сплав золота с серебром и палладием. Белое золото обычно изготавливается в варианте 18К, однако применяется в промышленности весьма экономно.
Также для производства перьев используются металлы группы, в которую входят платина, родий, иридий, осмий и палладий, обладающие одинаковыми физическими, механическими и химическими свойствами. Все они белого цвета и чрезвычайно устойчивы к коррозии. Платина - мягкий металл, но с добавлением незначительного количества других металлов быстро твердеет, и для производства изделий она используется в виде сплава с содержанием 950 частей на 1000. Осмий и палладий используют в основном для изготовления кончиков пера, прочность этих металлов делает перья исключительно прочными и долговечными.
Сколь древним пишущим инструментом не была бы перьевая ручка, на сегодняшний день она остается очень высокотехнологичным изделием. Многие операции при изготовлении ручек по-прежнему выполняются вручную. Так, производство только пера может включать до тридцати последовательных операций.
Известно, что металлы, используемые в производстве перьев, со временем «подсаживаются» под руку владельца, раз и навсегда запоминая особенности его почерка и наклона. Впрочем, это отнюдь не значит, что перо нельзя выбрать в соответствии со своей манерой письма. Производители, как правило, предлагают несколько степеней толщины пера, которые обозначаются латинским буквами F, M, B, их сочетания с U и E определяют промежуточные толщины.
Традиционно приняты следующие обозначения:
UF - ультратонкое перо, предназначенное для художественной работы, но не для письма;
EF - экстратонкое - для письма тонкими линиями со слабым нажимом;
F - тонкое - идеально для обычного письма тонкими линиями со средним нажимом;
M - среднее - для среднего нажима и средней толщины линии, универсальное перо;
B - широкое - с массивным закругленным острием для толстых линий;
EB - экстраширокое - с большим закругленным наконечником для толстых линий и выразительных подписей;
EEB - экстра экстраширокое - для людей, которые быстро пишут толстыми линиями и хотят, чтобы их подпись выглядела характерно.
Перья первой и последней степеней на массовом рынке встречаются крайне редко. Также перья выпускаются для наклонной тонкой (OF) и толстой (OB), прямой и наклонной курсивных манер письма. Эффект курсива и каллиграфического почерка достигается за счет размещения на кончике пера специально приплюснутого маленького шарика из износостойкого иридия, который изменяет толщину линии при движении в разных направлениях. Кроме того, некоторые производители делают для левшей специальные наклонные перья с измененным углом.
Компании, выпускающие престижные пишущие инструменты, часто не только дают пожизненную гарантию на свои изделия, но и по желанию покупателя могут заменить перо. «Для классических ручек Pelikan перо, как правило, изготавливается из желтого золота и декорируется родием, - рассказывает Марина Борисова, директор компании Avantre. - Перо всегда изготавливается с особой тщательностью и для каждого вида почерка можно подобрать свое, ведь перо необходимо выбирать по руке. Если перо в приобретенной ручке чем-то не подходит владельцу, компания Pelikan заменит его на другое. Маркировка на пере всегда означает толщину пера, пробу золота и логотип компании-производителя».
В современных перьевых ручках существует несколько систем подачи чернил. Эти системы могут быть устроены по принципу конвертора или картриджа. В конвертор чернила закачиваются с помощью насосной или поршневой системы, тогда как картриджи представляют собой аналоги обычных стержней, которые нельзя заправлять, ими, как правило, снабжаются менее престижные модели. После использования картриджи выбрасываются.
Современная система подачи чернил в перьевых ручках достаточно сложна. Интенсивность, с которой чернила поступают на перо, зависит от нескольких факторов: температуры воздуха, атмосферного давления, а также от усилия, с которым перо прижимается к бумаге. Вот почему система подачи чернил в современных ручках помимо капилляров, выравнивающих внутреннее и внешнее давление и не позволяющих чернилам выливаться, дополнена коллектором и специальной камерой контроля нажатия пера. Все это сделано для того, чтобы обеспечить перо именно таким количеством чернил, которое требуется в настоящий момент.
Коллектор отвечает за порционную подачу чернил на перо. Если используется широкое перо или ручкой пишут очень быстро, коллектор увеличивает количество подаваемых чернил на перо, и наоборот. Камера контроля предназначена для компенсации как повышенного атмосферного давления, так и непропорционально сильного нажатия пера. Она играет роль своеобразного компенсатора давления, чтобы при сильном нажатии чернила не выливались.
Картриджи удобны и просты в использовании, однако требуют от поставщика достаточно аккуратного обращения. «Главная сложность состоит в транспортировке картриджей, - говорит Мария Волкова, менеджер по маркетингу компании „Петропен Плюс“. При низкой температуре чернила могут замерзнуть, а картридж - лопнуть. Поэтому картриджи и ручки приходится упаковывать раздельно, кроме того, с сентября по март отгрузки картриджей в регионы ограничиваются».
Прочитать продолжение истории ручки, а именно кто изобрел шариковую ручку и как она покорила мир можно в моем прошлом посте ВОТ ТУТ.
В 60-е годы в Японии (Tokyo Stationery Company) были изобретены наконечники в виде фетра. Ручки с фетровыми наконечниками получили название «фломастер» ("flowmaster" от англ. flow - стекать). В США компания Papermate (ручка "Flair"), наладившая выпуск подобных ручек, держит пальму первенства и поныне. Наибольшее распространение фетровые наконечники получили в известных всем «светящихся» маркерах.
В 80...90-х годах появились роллеры. По сути, это более «тонкая» и продвинутая технология шариковых ручек. Тонкий шарик, менее вязкие чернила. В начале 90-х годов технология роллеров была значительна улучшена. Появилось невиданное ранее разнообразие инструментов и фирм.
А самым дорогим в мире письменным прибором стала ручка «Mystery Masterpiece» - продукт совместного творчества «Mont blanc» и «Van Cleef & Arpel». Эта ручка по праву может считаться настоящим шедевром ювелирного искусства.
На каждой подобной ручке есть 840 алмазов и более 20 карат других драгоценных камней, которые закреплены по специальной, секретной технологии «Van Cleef & Arpel». Есть три вида подобных ручек - с сапфирами, рубинами или изумрудами. По три ручки каждого вида - итого 9. Работа по изготовлению одной такой ручки занимает год. Самое время огласить цену, она стала абсолютно рекордной - 730’000 долларов.
1990-е годы. Компьютерная эра. Болезни «белых воротничков»: синдром канала запястья, артрит (артритом болен каждый 7-ой американец). Рынок пишущих инструментов ищет решение в изменении формы. Резиновые муфты, ручки треугольного сечения, «раздутые» ручки - традиционный прием для совершенствования продуктов компаний, производящих пишущие инструменты. Наибольшее распространение получили резиновые муфты цилиндрического сечения и повторяющие форму пальцев.
В 1997 году была разработана первая ручка, которую нет необходимости сжимать при письме. Несколько лет исследований потребовалось GRANDEE Corporation для создания пишущего инструмента с новыми свойствами.
Правда, потребуется некоторое время, чтобы оценить свойства, заложенные в этом устройстве. Надо расстаться с многолетней привычкой статического сжатия, почувствовать: нет сжатия - нет боли. Удерживая Ring-Pen, рука легко и свободно «бежит» по бумаге, не развивается синдром канала запястья, нет мозоли на среднем пальце.
Всевозможных авторучек придумано бесчисленное множество: с календарем, электронными часами и даже с миниатюрной вычислительной машиной. Эта ручка немного больше обычной, на зато она умеет выполнять четыре арифметических действия и вычислять проценты. У ручки есть маленькое табло, на котором высвечиваются исходные данные и конечный результат. Одна из проблем «общения» человека с ЭВМ - передача машине информации. Обычно это делается с помощью специальных перфокарт. Но их использование требует определенной подготовительной работы. Здесь поможет электронная авторучка, которая синхронно передает в компьютер записываемые на бумаге знаки.
«Умная» ручка придумана специально для строителей. С ее помощью можно в считанные минуты определить, сколько материалов потребуется для будущего дома. Ручкой проводят по линиям чертежа, и тем самым в память ЭВМ вводятся все необходимые данные. Если внести данные о масштабе, в котором выполнен чертеж, то компьютер по заложенной в нем программе подсчитает, сколько потребуется кирпича, стекла, бетона.
Но среди этих электронных чудо-ручек не затерялась и старая испытанная «вставочка». Из США пришла в Европу мода на старые деревянные ручки и чернильницы-непроливашки, которыми пользовались в свое время деды современных школьников. Элегантные дамы торжественно вынимают из сумочек эти переживающие второе рождение письменные принадлежности и заботливо погружают металлическое перышко в чернила...
Многие компании работают над развитием своих идей и борются за право «задавать моду» в 21-м веке. В США принимается новый обязательный стандарт по организации рабочего места. Не все пишущие инструменты смогут ему удовлетворить. Возможно, в «историческом» списке появится что-то новое. Может вскоре, а может только через века, о чем свидетельствует история.