"Можно заказать очень нудную и скучную тему - политические силы/партии Германии? Кто там есть(имеется в виду не все зарегестрированные партии,а только непосредственно в верхушке), что они затевают, какие цели они перед собой ставят, какие силы в этом участвуют, какие образуют коалиции, какие им противостоят? Кто их поддерживает? (по примеру США - оружейные производители и т.д.)
Все-таки они создали Евросоюз - одну из важнейших политических сил современного мира."
Германия является федеративной республикой, в которой действует конституция, принятая в 1949 году. Глава государства - президент - избирается на пять лет Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами (парламентами) земель. Все земли имеют собственные конституции, выборные законодательные органы - однопалатные ландтаги и правительства во главе с премьер-министрами. Высший законодательный орган страны - двухпалатный парламент, состоит из бундестага и бундесрата.
Бундестаг (нем. Bundestag) - высший представительный орган Германии. Бундестаг принимает законы, избирает главу федерального правительства, участвует в выборах президента республики. Бундесрат (нем. Bundesrat) - орган представительства земель. Он состоит из членов правительств земель или других лиц, назначенных ими. Правительство Германии координирует и контролирует работу всех министерств. Министерства возглавляются министрами и их помощниками.
К началу 60-х годов в ФРГ сложилась трехчленная партийно-политическая система. Ее главная особенность в том, что в качестве партий, образующих правительство, выступают две основные политические организации: Социально-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально-христианских партий - Христианско-демократический союз (ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальный союз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья же буржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входит в правительство на правах «младшего партнера»; баланса сил.
Такая система отличается от двухпартийной тем, что каждая из двух основных партий в определенной степени делит власть, когда к ней приходит с третьим партнером. Но и трехпартийная западно-германская парламентская модель может быть названа лишь условно, так как три ее звена не равнозначны друг к другу. СвДП по своим масштабам и влиянию не в состоянии претендовать на роль правящей партии и не полноценна в качестве оппозиции. Послевоенный период в истории ФРГ связан с правлением Христианско-демократической партии. В это время Западная Германия преодолела послевоенную разруху и вышла на одно из первых мест в мире как по общему объему производства, так и производительности труда. Однако на выборах в Бундестаг 1969 г. ХДС потерпела поражение. Новая правительственная коалиция сложилась из депутатов самой массовой на тот момент партии ФРГ - социал-демократической (750 тыс. членов) и малочисленной СвДП (80-100 тыс. членов).
Глава социал-демократов В. Брандт был избран на пост канцлера ФРГ. Правительство В. Брандта провозгласило новый курс во внешней политике на достижение разрядки в международных отношениях. Оно пошло на заключение важных договоров с СССР (август 1970 г.) и Польской Народной Республикой. Державы признали нерушимыми все государственные границы Европы, включая существующие границы ГДР и ФРГ и западные границы Польши. Стороны заявили, что они будут разрешать все споры исключительно мирными средствами. В ноябре 1972 г. на парламентских выборах ХДС потерпела новое поражение. Вилли Брандт был вторично избран канцлером ФРГ. Ситуация в правительстве изменилась осенью 1982 г., когда свободные демократы перешли на сторону христианских демократов, создав таким образом правительственный кризис. В результате были проведены досрочные парламентские выборы и сформирован правительственный блок ХДС/ХСС - СвДП.
В целом брандтская партийно-парламентская система действовала в условиях экономических и социально-политических затруднений 70-80 годов четче, чем подобный механизм в других капиталистических странах. ФРГ не знала ни глубокой конфронтации сил с реальной перспективой участия левых в правительстве, как в ряде западноевропейских стран с многопартийными системами; ни острых конфликтов между исполнительной и законодательной властью, как в США в период уотергейтского дела. На этом основании многие политологи делали вывод об особой прочности западногерманской политической системы.
Политические партии, представленные в Бундестаге.
Политические партии ФРГ, представленные в бундестаге:
1) Христианско-демократический союз - ХДС 2) Христианско-социальный союз - ХСС 3) Социал-демократическая партия Германии - СДПГ 4) Союз 90 / Зеленые - Зелёные (GRÜNE) 5) Свободная демократическая партия Германии - СвДП 6) Левые.
1. Христианско-демократический союз
Христианско-демократический союз (ХДС) (Christlich-Demokratische Union, CDU) возник в 1945 году. В том же году был создан его баварский партнер - Христианско-социальный союз (ХСС) (Christlich-Soziale Union, CSU). Две партии как бы поделили сферы влияния: ХСС занимается исключительно Баварией и не составляет конкуренции ХДС в других федеральных землях. Выступая единым блоком, оба союза, тем не менее, самостоятельны и организационно совершенно независимы. Слово "союз" в названии партии означает сознательный отказ от конфессиональных, классовых, сугубо партийных интересов и подчеркивает, что это образование имеет характер массового движения. Первоначально ХДС/ХСС провозгласил себя "христианской народной партией", а затем заявил о своем преобразовании в надконфессиональную и межконфессиональную партию. ХДС/ХСС стал блоком партий умеренного консерватизма. Их программы неоднократно трансформировались.
Главные програмные принципы - соблюдение в политике этических основ христианства, идея "социальной рыночной экономики", прочная интеграция ФРГ в западные структуры и приверженность западной системе ценностей. Большая роль при этом отводится укреплению трансатлантических отношений. Особое внимание во внешнеполитической концепции уделяется тому, что Германия должна играть ведущую роль в процессе объединения Европы, сохраняя вместе с тем свою самобытность. С момента образования ФРГ до 1969 года, а затем в 1982-98 годах ХДС/ХСС находился у власти в стране. Его партнером по правительственной коалиции была, как правило, либеральная Свободная демократическая партия (с 1961 по 1966 и с 1982 по 1988 годы). С 1966 по 1969 годы ХДС/ХСС правил в рамках "большой коалиции" совместно с СДПГ. Вторая "большая коалиция" образовалась после выборов 2005 года. Выборы 2009 года вновь привели к формированию "привычной" коалиции с либералами.
В период, когда канцлером страны был Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer, 1949-1963), произошло возвращение Германии в семью европейских народов, Людвиг Эрхард (Ludwig Erhard, 1963-1966) стал отцом "экономического чуда", а при Гельмуте Коле (Helmut Kohl, 1982-1998) Западная и Восточная Германия вновь объединились в одно государство.
Ангела Меркель (Angela Merkel), став в 2005 году канцлером от ХДС/ХСС, укрепила позиции Германии на международной арене и осуществила ряд важных внутренних социально-экономических реформ. Шесть федеральных президентов страны - Генрих Любке (Heinrich Lübke), Карл Карстенс (Karl Karstens), Рихард фон Вайцзеккер (Richard von Weizsäcker), Роман Херцог (Roman Herzog), Хорст Кёлер (Horst Köhler), Кристиан Вульф (Christian Wulff) - были выдвинуты блоком ХДС/ХСС. В октябре 2010 года ХДС насчитывал свыше 509 500 членов, ХСС - свыше 162 000. В бундестаге ХДС принадлежит 194 места, ХСС - 45. Председатель ХДС - Ангела Меркель, генеральный секретарь Херман Грёэ (Hermann Gröhe). Председатель ХСС - Хорст Зеехофер (Horst Seehofer), генеральный секретарь Александр Добриндт (Alexander Dobrindt).
2. Социал-демократическая партия Германии
Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) (Sozialdemokratische Partei Deutschlands, SPD) - старейшая политическая партия страны. Ее история начинается с мая 1863 года, когда в Лейпциге был создан Всеобщий германский рабочий союз. В конце XIX века СДПГ стала по-настоящему массовой партией. После крушения германской империи представитель СДПГ Фридрих Эберт (Friedrich Ebert) стал первым президентом, избранным демократическим путем.
Цель - демократический социализм Первоначально СДПГ создавалась как партия рабочего класса, но с 1954 года она позиционирует себя в качестве "левой народной партии" для различных слоев общества. Окончательно эта трансформация была закреплена "Годесбергской программой" 1959 года, в которой СДПГ однозначно приняла модель социальной рыночной экономики, дала согласие на западную ориентацию ФРГ и на возрождение немецкой армии. Вместе с тем в программе говорилось о необходимости замены капитализма новым социальным строем, целью которого является создание государство социального благоденствия (Wohlfahrtsstaat). В экономической политике партия взяла за основу своей деятельности концепцию рыночного хозяйства с активным участием государства в социально-экономической политике.
В 2007 году на съезде в Гамбурге была принята новая программа партии "Социал-демократия в 21 столетии". Социал-демократы объявили своей целью построение в Германии демократического социализма, что означает обеспечение социальной справедливости, равенства шансов для всех членов общества и общественной солидарности. В области экономики в качестве цели провозглашается увеличение ответственности успешных предпринимателей за наемных работников. В документе звучат требования о "справедливом налогообложении" крупных состояний и унаследованного имущества, введении гарантированного законом минимального размера оплаты труда. Оппозиция - власть - оппозиция В 1966 году, после многих лет оппозиции, деятели СДПГ впервые вошли в состав федерального правительства в коалиции с ХДС/ХСС ("большая коалиция"), а в 1969 представитель СДПГ возглавил социал-либеральную коалицию с СвДП, просуществовавшую до 1982 года.
С 1969 по 1974 годы пост федерального канцлера занимал Вилли Брандт (Willi Brandt), с 1974 по конец 1982 года - Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt). С деятельностью этих канцлеров связывается новая "восточная политика страны", характеризующаяся подписанием ряда международных договоров о признании политических реалий послевоенного времени.С 1998 до 2009 года СДПГ вновь находилась у власти, сначала в коалиции с "Союзом -90/Зелеными", а с 2005 года - в составе "большой коалиции" с ХДС/ХСС. С 2009 года партия вновь стала оппозиционной. В бундестаге она имеет 146 мест.
СДПГ до недавнего времени была самой крупной политической партией Германии, но теперь по численности уступает ХДС. В ноябре 2010 года партия насчитывала 505 000 членов. Высшим органом СДПГ является съезд, а в период между съездами - правление. Председатель партии - Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel), генеральный секретарь - Андреа Налес (Andrea Nahles).
3. Партия «Союз '90 - зеленые»
Партия "зеленых" возникла на федеральном уровне в 1979 году в результате объединения ряда неформальных общественных организаций, прежде всего экологических и левосоциалистических. Ее избиратели и сторонники зачастую являются выходцами из внепарламентских движений протеста - например, антиядерного движения, движения за мир, движения гражданских инициатив, а также групп защитников окружающей среды. Изначально цель "зеленых" состояла в том, чтобы предложить альтернативу традиционной политике, которая рассматривалась ими как опека граждан со стороны профессиональных политических деятелей. "Зеленые" ратовали за применение элементов прямой демократии. Создание этой партии символизировало собой выход на арену политической жизни Германии новой силы, отражающей интересы самых разных социальных слоев.
После объединения Германии "зеленые" нашли себе в бывшей ГДР союзников в лице гражданского движения Союз 90. В 1990 году обе организации объединились в партию Союз 90/"Зеленые" (Bündnis 90/Die Grünen). Союз-90/"Зеленые" считает себя альтернативой традиционным партиям. Партия выступает за радикальное изменение условий труда и жизни в целях предотвращения дальнейшего разрушения природы и окружающей среды. Во внутренней политике "зеленые" увязывают эту цель с требованием увеличения роли прямой демократии. Путем всенародного референдума и прямой законодательной инициативы населения граждане должны непосредственно участвовать в принятии политических решений. "Зеленые" требуют ввести "женские квоты" для всех рабочих и учебных мест в целях повсеместного соблюдения принципа равноправия мужчин и женщин.
Они требуют также отказа от атомной энергии, выступают за освоение и использование возобновляемых источников энергии. Хотя не все цели "зеленых" являются достижимыми, их концепции в области экологии не только позволили серьезно улучшить ситуацию в этой области на территории Германии, но и заставили все основные политические партии Германии внести соответствующие положения в свои программы. Основой внешнеполитической программы партии с момента ее основания был пацифизм. Но после того как "зеленые" в 1998 году вошли в правящую коалицию, а один из их лидеров, Йошка Фишер (Joschka Fischer), занял пост министра иностранных дел, партия столкнулась с необходимостью участвовать в реальной внешней политике, связанной и с решением вооруженных конфликтов.
С этого времени "зеленые" терпимо относятся к членству Германии в НАТО, однако противоречие между убежденными пацифистами и сторонниками компромиссов в области внешнеполитической концепции остается в партии достаточно острым. С 2005 года партия вновь находится в оппозиции. В бундестаге партия имеет 68 мест. К ноябрю 2010 года Союз-90/"Зеленые" насчитывал в своих рядах около 52 000 членов. Сопредседатели федерального правления партии - Клаудиа Рот (Klaudia Roth) и Джем Оздемир (Cem Özdemir).
4. Свободная демократическая партия (СвДП)
Свободная демократическая партия (СвДП) (Freie Demokratische Partei, FDP) была образована в Германии в 1948 году в результате объединения различных групп социал-либерального толка, в том числе сохранившихся еще с довоенных времен. В основе первой официально принятой программы СвДП 1957 года ("Берлинская программа") лежала концепция "третьей силы", каковой СвДП должна была стать наряду с ХДС/ХСС и СДПГ. "Свободная демократическая партия стремится во всех областях жизни обеспечить для каждого человека свободу ответственных действий.
По соображениям социальной ответственности она отвергает марксизм и социалистические эксперименты, а по соображениям христианской ответственности - злоупотребление и неправомерное использование религии в повседневной политической борьбе". Основными элементами либеральной политики программа называла либеральное правовое государство, свободную рыночную экономику и мирное воссоединение Германии. В принятом в 1985 году "Либеральном манифесте" говорится: "Либералы гарантируют каждому гражданину свободу от левых и правых "целителей", от бюрократии и опеки, от идеологий и уравниловки. Либералы способствуют усилению влияния каждого отдельного гражданина по отношению к государству, экономике и крупным организациям". Главный упор в программных документах партии делается на необходимость соблюдения индивидуальных прав и свобод, сокращения полномочий государства. В целом СвДП считает себя партией нового среднего класса Германии и находит поддержку, в частности, у представителей бизнеса, служащих, чиновников и части интеллигенции.
В 1961 году СвДП вошла в состав правительственной коалиции с ХДС/ХСС, которая просуществовала до 1966 года. Победа во внутрипартийной борьбе левого крыла СвДП сделала возможной коалицию с СДПГ. Такая социалистическо-либеральная коалиция находилась у власти с 1969 по 1982 годы. Однако разногласия между партнерами по правительственному союзу привели к его распаду. С 1982 по 1998 годы либералы вновь находились у власти, на этот раз вновь в коалиции с ХДС/ХСС. Вновь эта же коалиция пришла к власти после выборов 2009 года. СвДП имеет 93 места в бундестаге. Либерал Теодор Хойс (Theodor Heuss) стал первым федеральным президентом ФРГ (1949-1959). Продолжил либеральную традицию на этом посту Вальтер Шеель (Walter Scheel, 1974 -1979), бывший до этого министром иностранных дел. Ганс-Дитрих Геншер (Hans-Dietrich Genscher), бывший на протяжении 18 лет министром иностранных дел Германии (1974-1992), внес большой вклад в повышение мирового престижа ФРГ и укрепление связей со странами Восточной Европы. В декабре 2011 года в СвДП числились около 63 500 членов. Председателем партии с мая 2001 года по май 2011 года был Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle). 13 мая 2011 года на этом посту его сменил Филипп Рёслер (Philipp Rösler). После ухода в отставку в декабре 2011 года генерального секретаря партии - Кристиана Линднера (Christian Lindner) его обязанности временно исполняет Патрик Дёринг (Patrick Döring).
5. Партия демократического социализма (ПДС)
Левая партия (Die Linke) создана в июне 2007 года в результате слияния восточногерманских посткоммунистов с западногерманской "Избирательной альтернативой за труд и социальную справедливость" (ИАТСС, WASG). Обе партии сотрудничали в бундестаге еще с 2005 года в составе фракции "Левых" под председательством Грегора Гизи (Gregor Gysi). Партия демократического социализма ПДС (Die Linkspartei, PDS) является преемницей созданной в 1946 году и безраздельно правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии - СЕПГ (Sozialistische Einheitspartei Deutschlands, SED). После воссоединения Германии и отхода от марксистско-ленинской идеологии СЕПГ была преобразована в ПДС.
В последние десятилетия партия оставалась крупной величиной лишь в восточных землях. Так, в июне 2007 года она насчитывала около 60 тысяч членов, но лишь 7300 из них жили на западе Германии. "Избирательная альтернатива за труд и социальную справедливость" была основана 22 января 2005 года в Гёттингене при участии профсоюзов и разочаровавшихся социал-демократов из западных федеральных земель. Решающим фактором для ее создания стало широкое недовольство пакетом реформ Agenda 2010, разработанным "красно-зеленым" правительством Герхарда Шрёдера, и одобрение СДПГ пакета законов Hartz IV, направленных на реформирование социально-экономической системы. На своих первых выборах в мае 2005 года в Северном Рейне-Вестфалии новая партия потерпела неудачу, набрав лишь 2,2 процента голосов.
Однако на выборах в бундестаг осенью того же года ИАТСС выступила совместно с ПДС и вместе они неожиданно достигли успеха: за них проголосовали 8,7 процента избирателей. Тем самым они получили 53 места в бундестаге. Почти два года длился процесс объединения ПДС и ИАТСС. Завершился он 16 июня 2007 года на совместном съезде в Берлине. На нем были избраны главы новой партии и президиум, состоящий из 44 человек. Сопредседателями партии являются Клаус Эрнст (Klaus Ernst) и Гезине Лётш (Gesine Lötzsch). Свое место в политическом спектре Германии Левая партия видит слева от всех остальных представленных в бундестаге партий. Свою направленность она обозначает как "демократический социализм". Левая партия выступает против "капиталистической модели ФРГ" и "неолиберальной" политики.
По мнению представителей Левой партии, Германия - богатая страна, но она не предоставляет возможностей "разделить это богатство" по справедливости между всеми членами общества. Левые выступают за немедленный вывод контингента бундесвера из Афганистана и выход ФРГ из состава НАТО. Парламентские выборы 2009 года привели к тому, что в нынешнем бундестаге Левой партии принадлежит 76 мест из 622. К 1 января 2010 года членами партии были свыше 78 000 человек.
6. Немецкий народный союз
Крайне правая партия в Германии, основана 5 марта 1987 года. До этого ННС был объединением, основанным 18 января 1971 года, в 100-летнюю годовщину со дня образования Второго рейха. ННС проходила в ландтаг Бранденбурга двух созывов, в 1999 году набрав 5,3%, а в 2004 - 6,1% голосов. В 1998 году ННС набрала 12,9% голосов в ландтаг Саксонии-Анхальт - это самый высокий процент голосов, полученных крайне правой партией за послевоенный период.
В январе 2009 года Герхард Фрай, возглавлявший ННС с момента его создания, уступил свой пост председателя Маттиасу Фаусту. На выборах в бундестаг 2009 года партия получила 0,1% голосов. В последние годы количество членов партии неуклонно уменьшалось: в 2006 году их было 8500, в 2008 году - 6000, в настоящее время - около 4500. В июне 2010 года начались переговоры между руководством ННС и Национал-демократической партии Германии о возможном слиянии этих партий.
7. Национал-демократическая партия Германии
Ультраправая партия в ФРГ. Некоторые её считают преемником НСДАП. Ведомство по охране конституции ФРГ определяет её как правоэкстремистскую, по самоопределению, НДПГ - партия правого толка (Deutschlands starke Rechte). Есть сведения о сотрудничестве НДПГ с неонацистскими группировками. В 2001 году бундестаг, бундесрат и правительство Германии направили в Конституционный суд иск о запрете НДПГ, однако в 2003 году последний прекратил дело, отказав в запрете. В 2004 году партия получила 9,2% голосов на выборах в парламент земли Саксонии и прошла в земельный парламент впервые с 1968 года, когда она набрала 9,8% в Баден-Вюртемберге.
В связи с дерзким нападением неонацистов на шефа полиции городка Пассау (Бавария) в декабре 2008 года, некоторые немецкие политики снова пытаются добиться запрета НДПГ. Представители НДПГ земли Мекленбург - Передняя Померания поддержали позицию России в вооруженном конфликте в Южной Осетии. В июне 2010 года начались переговоры между руководством Национал-демократической партии Германии и Немецкого народного союза о возможном слиянии этих партий.
Пиратская партия
Можно упомянуть еще вот такую экзотическую партию Германии.
Партия пиратов - это не немецкое изобретение. Ее создали в январе 2006 года шведы с целью бороться за свободу в интернете и гражданские права. Осенью того же года несколько сот молодых немцев основали Партию пиратов в Германии. Они выступали в первую очередь за либерализацию авторского права, за то, чтобы скачивание музыки и фильмов в Сети не считалось преступлением. По мнению "пиратов", интеллектуальный капитал человечества должен быть доступен всем бесплатно. Так называемые "сетевые монополисты", например издательства, должны, по их мнению, открыть доступ к интеллектуальной собственности представителям творческих профессий, читателям, зрителям и слушателям. Позже "пираты" выдвинули еще несколько политических требований, таких как бесплатное образование, бесплатный проезд в общественном транспорте и гарантированный прожиточный минимум для всех граждан, вне зависимости от наличия у них работы.
На выборах в ландтаг в ряде федеральных земель Партия пиратов заручилась широкой поддержкой избирателей. С сентября 2011 года 15 "пиратов" заседают в берлинском земельном парламенте. В марте 2012 года в ландтаг федеральной земли Саар вошло четыре члена Партии пиратов. На выборах в парламенты земель Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн партия набрала восемь процентов голосов.
Политические партии в Германии обязаны каждый год представлять финансовые отчеты. Двойная бухгалтерия наказуема. Особое внимание уделяется крупным пожертвованиям - с 50 тысяч евро. Это в основном деньги от крупных предприятий и корпораций. Их становится все меньше - в 2012 все политические партии получили от спонсоров всего 1,31 миллиона евро. Годом ранее эта сумма составила 2,03 миллиона.
Часть бюджета немецких партий - это членские взносы, но главный источник финансирования - государство. То есть налогоплательщики, вне зависимости от того, ходят они на выборы или нет. Были времена, когда миллионные пожертвования сыпались на партии, как из рога изобилия. Причем многие крупные концерны, отраслевые объединения или просто толстосумы зачастую давали деньги сразу всем партиям, представленным в бундестаге. И ссылались при этом на Основной закон, в котором значится, что "партии содействуют формированию политической воли народа".
Вот богатые спонсоры и подавали от щедрот своих на развитие демократии. Нынче все не так. Крупные пожертвования слишком явно отдают лоббизмом, указывает официальные представитель европейской неправительственной организации Campact Ив Венеди. Вот, например, владелец концерна Mövenpick, активно участвующего в гостиничном бизнесе, в 2009 году пожертвовал более миллиона Свободной демократической партии (СвДП) - либералам. Стоило им прийти к власти, и тут же они протолкнули закон о снижении налогов для владельцев гостиниц. И как это можно квалифицировать? В 2012 году больше остальных получили участники правительственной коалиции - блок ХДС/ХСС (729 тысяч евро) и СвДП (204 тысячи). Берлинский политолог Оскар Нидермайер (Oscar Niedermayer) подчеркивает, что предприниматели охотнее поддерживают партии рыночной ориентации. Социал-демократы, которые грозят повысить налоги для состоятельных людей, получили всего 259 тысяч евро.
А Левая партия и "зеленые" вообще остались с носом. Германия - единственная из демократических стран Запада, где сумма пожертвований партиям не ограничена. Их можно даже частично списать с налогов. И все равно поступления в партийную казну - и от фирм, и от частных лиц - сокращаются из года в год. В 2009 году они составили всего 6 процентов от бюджетов всех партий. Тем не менее, многие НПО требуют либо ограничить суммы, либо вообще запретить пожертвования от юридических лиц, как это сделано во Франции. Партийные взносы тоже утрачивают значение, поскольку число зарегистрированных членов во всех немецких партиях сокращается. Некоторые партии, например "зеленые", пытаются пополнить собственный бюджет, обязав своих депутатов в парламентах разных уровней отчислять часть доходов в пользу партии. Но основным источником финансирования партий остается государство.
Подкуп избирателей в Германии запрещен и не практикуется. Напротив, за каждый голос, отданный за них на выборах, партии получают дотации от государства. Необходимо только набрать более 0,5 процента голосов на европейских или федеральных выборах либо более 1 процента на земельных. Каждый голос из первых 4 миллионов приносит партии по 0,85 евро. Каждый сверх того - по 0,70 евро. Это государственное финансирование партий и стало одним из побудительных мотивов очередной попытки добиться запрета праворадикальной Национал-демократической партии Германии (НДПГ). Глава правительства федеральной земли Тюрингия Кристина Либеркнехт (Christine Lieberknecht) подчеркивает: "Следует лишить НДПГ статуса, предоставляющего ей возможность получать финансирование за счет налогоплательщиков".