Наибольшее количество исследований колонизации Северной Америки посвящено деятельности французов и англичан. К ним также приписывают еще голландцев и немцев. Однако реже встречаются упоминания об освоении Америки русскими.
История освоения Русской Америки началась еще в середине XVII века, когда был открыт пролив между Азией и Америкой. Лишь только практически через столетие была организована экспедиция по изучению этого пролива. Под руководством Витуса Беринга было открыто тихоокеанское побережье Северной Америки, а также исследовались Алеутские острова. Соответственно, по праву первооткрывателя эти земли принадлежат России. До конца XVIII века в Русскую Америку было осуществлено большое количество промысловых экспедиций.
Организованно освоение началось в 1783 году экспедицией под руководством Григория Шелихова, который впоследствии организовал первое русское поселение, которое находилось на острове Кадьяк. Первое постоянное поселение было основано на Уналашке, и называлось оно Иллюлюк. Шелихов в своих поселениях организовывал не только промысел, но и производство необходимой продукции: судостроение, отливку железных изделий и т.д. Однако российские власти были не очень заинтересованы далекими землями. Внимание к далеким поселениям проявилось лишь после смерти Шелихова, когда Павел I издал указ, который закреплял за созданной Шелиховым компанией права на разработку всех полезных богатств, расположенных на территории Русской Америки. Компания получила название Российско-Американской. Первым ее руководителем и губернатором Аляски стал Александр Баранов. Под его началом возник ряд постоянных русских поселений. Так, в 1799 году был основан форт Архистратига Михаила, позже захваченный индейцами и сожженный дотла. Однако в 1804 год русские вернулись на эти территории, и новое поселение стало называться Ново-Архангельск. Данный город стал столицей Русской Америки, и именно из него шло управление поселениями. После продажи русских поселений Америке Ново-Архангельск стал называться Ситкой и пробыл столицей Аляски до 1906 года.
В 1812 году в Северной Калифорнии помощник Александра Баранова Иван Кусков основал Форт-Росс. Еще в 1811 году Кусков выбрал место для расположения поселения в Бодега-Бэй. Но первоначально русские проникали в Калифорнию в ходе промысловых экспедиций. В марте 1812 году Кусков приплыл с 25 русскими и 80 алеутами, и началась постройка поселения. Так как Кусков участвовал в восстановлении поселения, позже ставшего Ново-Архангельском, то Форт-Росс стал строиться по его подобию. Уже в конце 1812 года крепость была готова. Крепость изначально называлась Росс, также часто ее звали Крепость Росс, поселение Росс, колония Росс, а имя Форт-Росс она уже получила от американцев с середины XIX века.
Население колонии преимущественно составляли русские, алеуты и индейцы; детей, рожденных в смешанных браках называли креолами, они составляли одну треть населения Форта.
Fort Ross circa 1865
Все люди, проживавшие в Форте, работали в Русско-Американской компании. Поселением руководил управляющий, всего их сменилось трое с 1812 по 1841. В колонии проживали приказчики, следившие за организацией поселения и работой, промышленники, плотники, кузнецы и другие ремесленники. Все подписывали рабочий договор, по которому должны были работать 7 лет, отказаться от торговли с коренным населением для личной выгоды и не увлекаться алкогольными напитками.
К 1820 году внутри крепости появился дом управляющего поселением (дом Кускова), дома других чиновников, бараки для рабочих и различные другие необходимые конторы и магазины. Снаружи крепости находились ветряная мельница, скотный двор, пекарня, кладбище, несколько бань, также огороды и оранжерея. На побережье бухты находились верфи, кузницы, кожевенные мастерские, причал и склады для хранения лодок.
К 1836 году население Форта-Росс составило 260 человек: помимо русского населения, на его территории проживали индейцы и алеуты. При этом отношения с коренным индейским населением вокруг Форта поддерживались дружеские и мирные отношения. Еще выбирая место для поселения, Кусков был озабочен тем, как будут складываться отношения с коренным населением. Однако все было спокойно, взаимодействие было построено на доверии, равноправии и свободе.
Хорошие отношения также сложились от того, что многие коренные жители частично выучили русский язык, а также склонны были принимать христианство. В середине 20-х гг. XIX века на территории поселения была построена часовня, которая пользовалась популярностью среди населения.
Изначально основной задачей Форта-Росс стало снабжение продовольствием поселений Аляски. В первую очередь, занимались промыслом рыбы, птицы и морских котиков. Однако к 1816 году популяция морских котиков стала быстро сокращаться, поэтому большее внимание стало уделяться сельскому хозяйству. Природные условия местности позволили Форту-Росс стать продовольственной базой для поселений Аляски. В окрестностях Форта-Росс производилось большое количество продуктов питания, доставляемых затем в другие районы Русской Америки. Также в Форте экспериментировали с различными культурами, например с фруктовыми деревьями. Однако сельское хозяйство здесь не дотянуло до необходимого уровня, и несколько сельскохозяйственных угодий было организовано дальше в глубине континента. Более успешным было разведение рогатого скота. В Форте-Росс держали коров, лошадей, мулов, овец. Соответственно, получали такие продукты как мясо, молоко, шерсть, производили мыло, при этом часть продукции даже шла на экспорт.
Помимо этого, в Форте-Росс развивалась промышленность. Лесные угодья вокруг давали много материала для постройки домов, кораблей и других изделий из дерева. Очень большие деньги вкладывались в судостроение, однако из-за структуры древесины она начинала гнить уже при процессе постройки корабля, поэтому корабли, построенные в Форте-Росс, использовались только для местных рейсов. Также в Форте успешно осуществлялись изготовление кирпичей, литейное и кузнечное производства, кожевенное дело. Сложность состояла в том, что не было возможности торговать с соседними колониями, однако после объявления Мексикой независимости в 1821 году торговля пошла полным ходом, но проявилась и конкуренция с США и Британией.
Форт-Росс был предметом интереса многих ученых и исследователей, которые приезжали туда для изучения флоры и фауны, а также образа жизни и обычаев местных жителей. Приезжали и писатели, и художники, чтобы набраться новых впечатлений, создать свои произведения на основе увиденного.
К концу 1830-х гг. власти стали задумываться об упразднении колонии в Калифорнии. Производство Форта-Росс не соответствовало ожидаемому, и торговля не покрывала расходы на судостроение и другие виды промышленности. Поселение постепенно приходило в упадок.
В то же время Мексика стала предъявлять права на земли Форта-Росс, утверждая об их исторической принадлежности Мексике. Они отказывались признавать Форт русской собственностью, если только в обмен на признание независимости Мексики, на что Николай I категорически отказывался пойти, и в 1839 году поддержал решение Русско-Американской компании ликвидировать поселение.
Продажей поселения занимался Александр Ротчев. Несмотря на личное нежелание продавать колонию, он сделал предложение Британии, от которого она отказалась. Затем он предложил колонию Франции, которая также заявила, что не нуждается в Форте. В Мексике эти земли итак считали своими, поэтому заключить с ними сделку также не удалось. В конце концов, Форт-Росс был продан Джону Саттеру, мексиканцу за 30 000 долларов.
В январе 1842 года Ротчев и остальные колонисты отплыли на последнем русском корабле в Ново-Архангельск.
Однако сделка между Ротчевым и Саттером была признана недействительной мексиканскими властями, и Форт-Росс перешел во владения Мануэля Торреса. Впоследствии Калифорния отделилась от Мексики и стала частью Соединенных Штатов.
В 1906 году крепость перешла в собственность Калифорнии и стала одной из региональных достопримечательностей. Сейчас Форт-Росс - один из национальных парков Калифорнии, который, будучи реконструкцией русского поселения, каждый год привлекает большое количество туристов, заинтересованных в русском образе жизни того времени.
Период забвения длился многие годы, пока русские люди, оказавшиеся волею жестокой судьбы эмигрантами, не вдохнули жизнь в крепость Росс (Fort Ross), точнее говоря - в то, что осталось от него к середине 1930-х гг. Была создана инициативная группа по воссозданию Росса как исторического памятника, начались сборы средств - нередко из более чем скромных доходов тех русских людей, которые видели в этом шаге свой патриотический долг перед Россией.
Вспомним их имена: Г.В. Родионов, А.П. Фарафонтов, М.Д.Седых, В. Н. Арефьев, Л.С. Оленич, Т.Ф. Токарев, Лебедевы, о. А. Вячеславов, а позднее С.И. Куличков, А.Ф. Долгополов, В.П. Петров, Н.И. Рокитянский, куратор департамента парков Калифорнии - John McKenzie и многие, многие другие.
Среди россиян, внесших значительный вклад в изучение Форта Росс и немало способствовавших потеплению отношений между Советским Союзом и США ещё с доперестроечных времён писатель С.Марков, исследователи Н.Ковальчук-Коваль, А.Черницын. В.Безъязычный.
Это наши современники - учёные Н.Болховитинов, С.Фёдорова, А.Истомин, земляки Кускова тотьмичи С.Зайцев, Ю.Ерыкалова, В.Притчина.
Отметим и неустанную работу по наведению «мостов дружбы» между американским Фортом Росс и старинной Тотьмой - активистов Московского историко-просветительского общества «Русская Америка», среди которых тотьмичи Г.Шевелёв и В. Колычев, архитектор и консультант Форта Росс И. Медведев, писатель В. Ружейников, скульптор И. Вьюев.
В составе участников I-й Российско-Американской экспедиции «К истокам Русской Америки», проведённой Обществом «Русская Америка» по просторам Русского севера (май, 1991 г.), я впервые смог побывать в благословенном Форте Росс. И, словно, очутился на родной Вологодчине! Опалённый солнцем брус крепостных строений напомнил мне о родном доме в Тотьме…
Любовно возрождённый нашими соотечественниками «уголок России», находится ныне под опёкой Департамента парков шт. Калифорния и под неусыпным наблюдением специалистов-учёных и добровольных помощников из Исторической ассоциации Форта Росс.
В канун Рождества 1997 г . в Генеральном консульстве Российской Федерации в Сан-Франциско состоялась передача иконы «Иоанн Предтеча» - дара Общества «Русская Америка» и Ю.А. Малофеева для часовни Форта Росс (Проект «Икона из России»). В том же году на приёме в Генконсульстве РФ в Сан-Франциско, устроенном в честь «Дня России», сотрудники Департамента парков и рекреации штата Калифорния вручили представителям Общества Владимиру Колычеву и Григорию Лепилину флаг штата в знак благодарности - «За сохранение исторического наследия штата Калифорнии».
«За сохранение» Форта Росс - культурного наследия России в Америке, ставшего уже частицей истории Соединённых Штатов Америки пришлось выступить в августе-сентябре 2009 года, когда Форту Росс грозило закрытие и, по сути, последующее разрушение. Поддерживая горячий призыв Посла Российской Федерации в США Сергея Кисляка «сохранить символ богатой истории Калифорнии и Соединённых Штатов, а также памятной вехи в российско-американских отношениях»…» Общество «Русская Америка» выступило в совместном обращением с газетой «Русская Америка» (Нью-Йорк, издатель и главный редактор Аркадий Мар) и вице-президентом Исторической ассоциации Форта Росс, кавалером ордена Дружбы Д. Миддлтоном «Сохранить Форт Росс», организовав сбор подписей в России и в США в защиту Форта Росс. Так под обращением подписались Мэри Эйзенхауэр, митрополит Иларион - Глава Русской Православной Церкви за Рубежом, академик Валерий Тишков…
Тревожный перезвон колокол, соединивший 9 сентября Форт Росс, Тотьму и Москву, казалось, был услышан повсюду… Последовал шквал выступлений в печати и на телевидении… обращение Вологодского губернатора Вячеслава Позгалёва к своему коллеге в Калифорнии Арнольду Шварценеггеру…
26 сентября губернатор Калифорнии отменил решение о закрытии Форта Росс!
Летом 2010 года, после визита Президента России Дмитрия Медведева в Калифорнию, мы провели ряд встреч с представителями группы компаний «Ренова», результатом которых стало решение руководства «Реновы» о восстановлении в Форте Росс ветряной мельницы - символа русского присутствия в Калифорнии в начале XVIII века.
Действительно, колония Росс затевалась как житница Русской Америки!.. Надеемся, что в скором времени решится и принципиальный вопрос о благоустройстве Братского кладбища Форта Росс…
Fort Ross painting (unknown artist 1817)
Форт Росс является государственным музеем-заповедником штата Калифорния. Значительную роль в его сохранении и эксплуатации занимает Департамент парков и рекреации штата Калифорния и добровольная общественная организация Историческая ассоциация Форта Росс (Fort Ross Interpretive Association , FRIA ). Форт Росс любимое место посещений многих американцев, среди которых и наши соотечественники.
Форт Росс принимает своих старых и новых друзей не только в большие праздники. В будни здесь можно увидеть детей и взрослых в традиционных русских нарядах, которые с удовольствием «играют в русских ХIХ века». У них на груди крепится надпись с русскими или индейскими именами. На небольшом костре кипит котёл с кашей, стражники с ружьями из запасников музея охраняют крепость, изготовляется и разрисовывается разнообразная домашняя утварь и даже стреляет в сторону лазурного океана небольшая пушка-»единорог».
В апреле сего года - в дни пребывания в Бодега Бэй, где чествовалось 200-летие прибытия русских поселенцев в залив Румянцева (Бодега Бэй) - мне и Юлии Ерыкаловой, как почётным гостям этого городка, довелось посетить Форт Росс. И здесь, на берегу Тихого океана, я пожал руку Ивану Кускову - это был темнокожий школьник, который «нёс службу» вместе с одноклассниками и родителями - как и 200 лет назад основатель Росса, уроженец Вологодчины Иван Александрович Кусков.
С Фортом Росс связана ещё одна любопытная страница русского присутствия на Тихом океане, о которой мало кто знает в наши дни: когда-то россиянам были предоставлены земельные участки на Гавайских островах - ныне пятидесятoм штатом США. Здесь и поныне сохранилась одна из трёх русских крепостей - Форт Елизавет… Но это уже другая история.
В 1976 году - в честь 175-летия основания Форта Росс и к 200-летию образования США - по инициативе профессора Н.И. Рокитянского (Де Анза-колледж, Калифорния) была выпущена памятная медаль, на аверсе которой выбит портрет его основателя - тотьмича Ивана Александровича Кускова.
«Её величество Всемирная история Форт Росс и Тотьму породнила на века…» В 1990 году в Тотьме открылся дом-музей Кускова. Здесь собраны атрибуты и копийные материалы представляющие ушедшее в историю, но незабвенное в нашей памяти время: гравюры, ружья, медаль «союзные России», вручавшаяся старейшинам американских племен, портреты Екатерины и Ивана Кусковых. Гостеприимные сотрудники музея угощают крепким чаем из самовара местных школьников и гостей из Италии, Швеции, Японии, США.
В 1996 году в Тотьме был открыт Музей… мореходов. И никто из тотьмичей не удивляется этому: ведь на гербе города изображена чёрная лисица, которую местные купцы-охотники добывали аж на Алеутских островах!
Между Тотемским краеведческим музеем и Фортом Росс установлены дружественные партнёрские отношения. При содействии Общества «Русская Америка» Тотьма породнена с небольшим городком Бодега Бэй, что в 20 милях от Форта Росс. 15 марта с.г. колокольный перезвон впервые связал и города-побратимы.
Перекличка церковных колоколов породнённых историей городов России и Америки проводится с 1991 года, а с 2010 г. тотьмичи и их американские друзья активно общаются в режиме реального времени через интернет.
В дни юбилея - 28-29 июля 2012 года - колокольный перезвон в честь 200-летия Форта Росс объединит многие города России, а также бывшей российской империи с породнёнными историей городами-побратимами на Аляске и в Калифорнии.
История форта является прекрасным примером развития поселений русских на новых для них землях. Она тем более интересна, что во многом повторяла обстоятельства укоренения на сибирских территориях в XVII - XVIII вв., но в «просвещенном» XIX в. В настоящей статье сделана попытка проследить по опубликованным в США работам сведения о русской крепости, располагавшейся на побережье Тихого океана. Следует отметить, что интерес к истории Форта Росс в американской историографии был невелик, с конца XIX в.до настоящего времени публикации на эту тему насчитывается едва ли десяток. По информационной насыщенности и содержанию они разнородны - от юбилейного альбома до серьезного этнографического исследования.
В 1893 г. вышла в свет статья Чарльза С. Грина (Charles S. Greene) [Greene, 1977], которая в 1970-е гг. была помещена и в сборнике, посвященном русским в Америке. Чарльз С. Грин собрал многочисленные сведения о Форте Росс, вписав их в исторический фон первых десятилетий XIX в.на американском континенте. Он сообщал о деятельности Российско-Американской компании, о русско-испанских отношениях, привел и свои впечатления о посещении форта. Автор замечает, что поселение оказало значительное воздействие на историю Калифорнии, пишет, что «здесь в течение тридцати лет существовала самая сильная в Калифорнии русская крепость с многочисленным, хорошо вооруженным гарнизоном» В изложении Ч. Грина основание Форта Росс выглядит следующим образом. В 1808 г. лейтенант Иван Кусков предпринял морской поход для предварительного осмотра местности, и в начале 1809 г. бросил якорь в заливе Бодега. Затем, во время второго похода 1811 г., он провел исследование прилегающей территории. Особенно ему понравился участок в 20 милях от залива. Это небольшое открытое плато, обращенное к морю, отделялось от остальной местности несколькими глубокими ущельями, идущими в различных направлениях, так что его легко было защищать. Более того, здесь располагались пастбища, рос строевой лес, были проточная вода - река Славянка (впоследствии названная американцами Русской) и лучший климат на побережье. Хотя этот участок, в дальнейшем поименованный Форт Росс, формально был в юрисдикции испанцев, Кусков купил его у индейцев, заплатив три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги, несколько ниток бус. Поселение было основано в 1812 г., когда Кусков прибыл на место с 95 русскими и 80 алеутами. Они приехали в марте или апреле, а к сентябрю крепость и деревня были построены. Причиной постройки поселения было основание пункта для сбора мехов и перевалочной базы для колонии Ситки. Грин пишет, что между испанцами и русскими установились вполне дружественные отношения, чему было несколько причин. Владычество Испании в Америке было поколеблено. Испанские войска не получали достаточного снабжения и платы, что вынуждало их закупать все на месте, а не везти из-за океана.
Русские и испанцы каждый имели то, чего не было у другого. Русским требовались калифорнийские меха и пшеница, а они могли предложить для обмена изделия из дерева, железа, кожи, произведенные в Ситке и Форте Росс. У испанцев не было ни одного легкого судна до тех пор, пока они не купили несколько, построенных русскими в Форте Росс. Несмотря на взаимную выгоду складывающихся отношений практически каждый год испанские, а затем мексиканские власти выражали свой протест русским по поводу оккупации земель, им не принадлежавшим, предупреждали их о необходимости покинуть Форт. На что Кусков не давал согласия, отвечая, что он всего лишь подчиненный и что для решения вопроса нужно обращаться к Баранову. Но апелляции в Ситку также не давали результата, поскольку Баранов перенаправлял их к правительству в Санкт-Петербург. Испанский губернатор рапортовал в свое правительство, прилагая расчеты численности войск пехоты и артиллерии, необходимых для выселения русских, но ни разу не получил достаточного их количества. Переговоры по поводу Форта Росс имели характер слабых препирательств, особенно на фоне жестоких баталий войны с Наполеоном в Европе и испано-американской столкновений на американском континенте
Обращают на себя внимание любопытные подробности, касающиеся начальника форта, вида зданий крепости и окрестностей. Так, Иван Кусков, бывший, в первые девять лет существования колонии начальником форта, как пишет Ч. Грин, более всех оставил о себе воспоминаний. Испанцы называли его Пи де Палу - «деревянная нога», поскольку у него был протез. Он был задиристым, гневливым, но честным стариком, который мог прекрасно принять высоких гостей, удивляя их достижениями цивилизации, неожиданными в столь диком месте, но правил подчиненными железной рукой. Все постройки форта были построены под его руководством и являются свидетельством его исключительных познаний в фортификационном искусстве, неожиданные для него, поскольку он был купцом, а не профессиональным солдатом [Greene, 1977]. В последнем замечании автор противоречит сам себе, поскольку страницей раньше указывает чин Кускова - лейтенант.
С искренним восхищением Ч. Грин пишет о мастерстве русских поселенцев: «Топор, напоминающий секиру, использовался и для рубки деревьев и для вытески изделий из дерева, мастерство людей было изумительным. По истечению всех этих лет бревна бастионов прилегают так плотно друг к другу в углах, где они не подверглись гниению, что не пройдет и лезвие перочинного ножа, а поверхности первозданно ровны. Большая обстоятельность присуща всей их работе». Упоминает автор и огромный, когда-то хорошо ухоженный яблоневый сад, где любили гулять русские офицеры с женами. В публикации 1937 г. А. П. Фарафонтова, американца русского происхождения, председателя делового комитета по созданию из Форта Росс памятника русским в Америке, даже указывается, что «калифорнийская яблоня пошла из Форта Росс»
В 1896 г. появляется небольшая книга Р. А. Томпсона (R. A. Thompson), названная «Русское поселение в Калифорнии, известное как Форт Росс, основанное в 1812, упраздненное в 1841 г., или Почему русские пришли и почему они ушли» [Thompson, 1896]. Во многом повторяя сведения статьи Грина, автор дает более полные и обширные сведения по политическому и экономическому положению на американском континенте, указывает причины упразднения форта. Любопытной деталью являются сведения по топонимике поселения, которому первоначально русскими было присвоено название Росс, испанцы же называли его Эль Фуерто де Лос Русос или Фуерто Русо, а американцы, затем поселившиеся в Калифорнии, стали называть его Форт Росс. Несколько настораживает название, по мнению автора, данное русскими, необычностью своей формы. Но в книге Н. Юбанк (N. Eubank) можно найти уточнение, что название, данное поселению И. Кусковым, звучало, как Форт Русс или Форт Русский [Eubank, 1973], к сожалению, это единственное в названной книге упоминание о русской крепости.
Публикация Ф. Хатч (F. Hatch) посвящена присутствию русских в Калифорнии, в ней есть и страницы, рассказывающие о Форте Росс [Hatch, 1922]. Автор кроме исторических описаний дает зарисовки современного ему состояния окрестностей и зданий крепости. В уже упоминавшемся издании А. П. Фарафонтова, представляющем собой альбом, изданный с большой любовью к 125-летнему юбилею русской крепости, собраны фотографии и рисунки, на которых показан внешний вид зданий форта, среди которых имеются и очень редкие. Большую ценность представляют рисунки неизвестного автора, на которых изображена крепость в ее первоначальном виде [Фарафонтов, 1937]. В 1976 г. выходит в свет перевод на английский язык записок Кирилла Хлебникова, приказчика Русско-американской компании, работавшего с руководством Форта Росс. Большая часть записок посвящена таким поселениям русских, как Новоархангельск (Ситка) и Павловск, но некоторое внимание он уделяет и Форту Росс. В основном, автор описывает взаимоотношения русских с алеутами, креолами и индейцами, приводит обширные статистические сведения о населении, наличном имуществе, урожае. В книге опубликован незавершенный рисунок И. Вознесенского, изображающий вид на крепость (1840-е гг.) [Khlebnikov, 1976].
В начале 1990-х гг. издается исследование коллектива авторов, посвященное археологии и этнической истории Форта Росс [Lightfoot, Wake, Schiff, 1991]. Ученые поставили целью изучение культурного взаимовлияния русского и местного населения, для достижения чего они использовали сведения, собранные как их предшественниками, так и ими самими. Им удается показать, что некоторые виды работ, о которых сложилось мнение, что их выполняли русские, кому приписывалось исключительное мастерство, могли выполняться и алеутами, и креолами. Среди этих работ можно назвать, например, литейное и кузнечное. Авторы рассмотрели роль местного населения в полиэтничном сообществе, созданном в XIX в., определили области преимущественного проживания представителей тех или иных этнических групп, их роль в общественном разделении труда.
Итак, в историографии США публикации о Форте Росс были начаты как собрание личных впечатлений и сведений разного рода, и лишь в 1990-х гг. было проведено серьезное научное исследование одной из проблем существования полиэтничного сообщества поселения. Вместе с тем, многие вопросы остались не выяснены, например, архитектура и конструктивные особенности зданий крепости, в частности сторожевых башен, хозяйственных построек и часовни. Работа выполнена при поддержке грантов РГНФ №02-01-00329а. Проблемы изучения этнической культуры восточных славян Сибири XVII-XX вв. и Международного центра Вудро Вильсона Института Кеннана, G-3-0346 «Культура меньшинств в многонациональных странах», Вашингтон, США, 2002 г.