Спасибо! Да, на то, что она не понимает, что просят - очень похоже. И она сама пытается найти какие-то кодовые слова. Хотя вот сегодня ровно на этом напоролась. Решала задачу про бригаду, которая "прокладывала по 14 км кабеля в неделю" и надо было узнать за сколько недель она проложит 294 км. И дочка умножала 14 на 294 с аргументацией - "Ну тут же написано ПО 14, раз "ПО", то надо умножать" %-((
Тут уже писали об этом, но я все же повторюсь. :) Не надо ни в коем случае ничего зубрить, это очень вредно: отучает думать. Надо стараться понять смысл задачи: ведь каждая текстовая задача - это какая-то история. Можно картинку нарисовать. Вот про бригаду: представь себе, как они это делают. Они каждую неделю прокладывают 14 км кабеля. Значит за несколько недель они проложат больше, правда? Ну, например, за две недели - сколько? А за три? Каким действием мы это находим? (Часто отвечают, что сложением. Ну, да, мы складываем несколько раз одно и то же число - это, собственно, и есть умножение.) А если мы уже знаем, сколько кабеля они проложили, и нам, наоборот, надо узнать, сколько времени у них это заняло? - Нужно выполнить обратное действие. Какое? - Деление. и т.д. Когда ребенок привыкнет так смотреть на задачи и начнет понимать смысл того, что он делает, а не тупо подставлять куда-то числа, ему будет гораздо легче их решать, во всяком случае, такие задачки, в одно действие, не будут вызывать у него затруднений. Удачи вам!
Тут несколько сразу моментов в причинах - сменили школу, в этой другие порядки оформления задач, в прошлой школе были обязательны схемы и по ним она как-то разбиралась (хотя тоже не всегда) - тут схем нет вообще от этого ступор - очень большая нагрузка - я и раньше по ней замечала, что если устаёт/не высыпается, то начинает что-то такое творить удивительное типа произвольных действий с цифрами в задаче и т.п. Но тут уж потерпеть только - меньше месяца осталось. - слишком высокая мотивация (им и в школе поют, и дома я не отрицаю, что это важно, это экзамены, это решающий момент - от этого страх ошибки выше.
Но причины никак сейчас не отменишь (ну только вот только что, я стараюсь, чтобы отдыхала побольше), а надо бы как-то "последствия" поправить.... При этом она одна из лучших учениц и в классе, и на курсах, но вот с задачами рыдает и говорит, что не понимает ничего.
что значит "были обязательны схемы ... а тут схем нет вообще"?
она сама схемы рисует, когда решает сейчас? (мало ли чего там в школе требуют по оформлению, черновик же есть) раньше она их самостоятельно рисовала?
* * * вы по каким учебникам занимаетесь? на мой взгляд у Петерсон достаточно понятно и наглядно объяснен и нарисован алгоритм - т.е. именно картинка, схема, четкое обозначение частей задачи. (условие и вопрос; что помогает - схема (нарисовать, обозначить известное/неизвестное), выражение)
потом дальше по учебнику - задачи идут на все изучаемые "правила" (больше на, меньше на, сложение, вычитание, умножение, деление итд); одно действие, два действия. логично отрабатывать каждый "тип" до полного понимания.
как вариант - взять учебник Петерсон (1 класс, 2 часть) и там с урока "Задача" прорешать медленно, чтобы все понять до конца, все задачки (там нужно прямо в учебнике подписывать схемы и записывать решение/ответ).
если хотите, могу сфотографировать эталоны по "задачам"?
Бессмысленно зазубривать кодовые слова и схемы решения задач к ним. По такой простой причине, что это не добавит понимания решения. К тому же, уже на будущий год задачи станут сложнее, добавятся дроби, проценты, пропорции, производительности - и зазубрить все алгоритмы решения станет просто невозможно.
Нужно научиться понимать суть задачи. Начинаем с того, что пытаемся понять ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЗАДАЧЕ. Рисуем картинку, схему, таблицу (то о чем вы и пишите). Но важно, чтобы эту МОДЕЛЬ дочка ПРИДУМЫВАЛА САМА. Она сама должна разобраться и разложить все данные по полочкам. В принципе, дальше уже должно стать ясно ей самой как решать задачу. Но если нет, то можно отдельно в том же рисунке попытаться обозначить промежуточные этапы. По тому что вы пишите, похоже что на ребенка свалилось слишком много правил оформления, и она пытается им всем соответствовать. А нужно-то все наоборот - сначала наметить в голове (или на черновике) путь решения, а потом уже станет ясно как его оформить.
Я, конечно, не специалист. Но сама начала бы, как с шестилетним ребенком, смотреть, что происходит в условии. Например, бригада прокладывает по 14 м. кабеля в неделю. Прошла неделя, проложен 14 м., еще неделя - уже 28, еще - 42. А вот прошло 5 недель, и проложено 5*14м. Потом составляется уравнение. Но, если конкретную задачу так объяснить, решение будет, а вот аналогии уже не работают. Тут как бы "представим, что мы знаем ответ, смотрим, как при этом меняются данные в условии" Это, если задача на составление уравнений. С задачами на "вычисления" могут и правда помочь "кодовые слова" Ну и заменять действия на более простые. Например, деление на сложение и подсчет числа слагаемых (это работает с моим шестилетним сыном, но для ребенка математиков и 3/4=75%, а вовсе не размер вальса. Я не думаю, что ваша дочь не может делить, просто в задачах именно деление сложнее всего "увидеть") Еще можно почитать про Витю Малеева, как он в четвертом классе учился решать задачи (это, если вам не противно читать Носова, методических приемов там нет,
( ... )
Comments 7
(The comment has been removed)
Да, на то, что она не понимает, что просят - очень похоже. И она сама пытается найти какие-то кодовые слова. Хотя вот сегодня ровно на этом напоролась. Решала задачу про бригаду, которая "прокладывала по 14 км кабеля в неделю" и надо было узнать за сколько недель она проложит 294 км.
И дочка умножала 14 на 294 с аргументацией - "Ну тут же написано ПО 14, раз "ПО", то надо умножать" %-((
Reply
Не надо ни в коем случае ничего зубрить, это очень вредно: отучает думать.
Надо стараться понять смысл задачи: ведь каждая текстовая задача - это какая-то история. Можно картинку нарисовать.
Вот про бригаду: представь себе, как они это делают. Они каждую неделю прокладывают 14 км кабеля. Значит за несколько недель они проложат больше, правда? Ну, например, за две недели - сколько? А за три? Каким действием мы это находим? (Часто отвечают, что сложением. Ну, да, мы складываем несколько раз одно и то же число - это, собственно, и есть умножение.) А если мы уже знаем, сколько кабеля они проложили, и нам, наоборот, надо узнать, сколько времени у них это заняло? - Нужно выполнить обратное действие. Какое? - Деление. и т.д.
Когда ребенок привыкнет так смотреть на задачи и начнет понимать смысл того, что он делает, а не тупо подставлять куда-то числа, ему будет гораздо легче их решать, во всяком случае, такие задачки, в одно действие, не будут вызывать у него затруднений.
Удачи вам!
Reply
Reply
- сменили школу, в этой другие порядки оформления задач, в прошлой школе были обязательны схемы и по ним она как-то разбиралась (хотя тоже не всегда) - тут схем нет вообще от этого ступор
- очень большая нагрузка - я и раньше по ней замечала, что если устаёт/не высыпается, то начинает что-то такое творить удивительное типа произвольных действий с цифрами в задаче и т.п. Но тут уж потерпеть только - меньше месяца осталось.
- слишком высокая мотивация (им и в школе поют, и дома я не отрицаю, что это важно, это экзамены, это решающий момент - от этого страх ошибки выше.
Но причины никак сейчас не отменишь (ну только вот только что, я стараюсь, чтобы отдыхала побольше), а надо бы как-то "последствия" поправить....
При этом она одна из лучших учениц и в классе, и на курсах, но вот с задачами рыдает и говорит, что не понимает ничего.
Reply
она сама схемы рисует, когда решает сейчас?
(мало ли чего там в школе требуют по оформлению, черновик же есть)
раньше она их самостоятельно рисовала?
* * *
вы по каким учебникам занимаетесь?
на мой взгляд у Петерсон достаточно понятно и наглядно объяснен и нарисован алгоритм - т.е. именно картинка, схема, четкое обозначение частей задачи.
(условие и вопрос;
что помогает - схема (нарисовать, обозначить известное/неизвестное), выражение)
потом дальше по учебнику - задачи идут на все изучаемые "правила" (больше на, меньше на, сложение, вычитание, умножение, деление итд);
одно действие, два действия.
логично отрабатывать каждый "тип" до полного понимания.
как вариант - взять учебник Петерсон (1 класс, 2 часть) и там с урока "Задача" прорешать медленно, чтобы все понять до конца, все задачки (там нужно прямо в учебнике подписывать схемы и записывать решение/ответ).
если хотите, могу сфотографировать эталоны по "задачам"?
Reply
Нужно научиться понимать суть задачи. Начинаем с того, что пытаемся понять ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЗАДАЧЕ. Рисуем картинку, схему, таблицу (то о чем вы и пишите). Но важно, чтобы эту МОДЕЛЬ дочка ПРИДУМЫВАЛА САМА. Она сама должна разобраться и разложить все данные по полочкам. В принципе, дальше уже должно стать ясно ей самой как решать задачу. Но если нет, то можно отдельно в том же рисунке попытаться обозначить промежуточные этапы.
По тому что вы пишите, похоже что на ребенка свалилось слишком много правил оформления, и она пытается им всем соответствовать. А нужно-то все наоборот - сначала наметить в голове (или на черновике) путь решения, а потом уже станет ясно как его оформить.
Reply
Reply
Leave a comment