Одним из самых сильных впечатлений минувшего лета стал для меня
«метрополитен» от Стокгольма до Копенгагена. Там туннели тянулись по 20-40км от центров обеих столиц, плюс несколько по ходу. Но большая часть маршрута проходила всё-таки по полям и городам Шведчины.
Совсем иное дело тоннель, соединяющий окраину Флоренции с окраиной Болоньи. На протяжении около ста километров он лишь несколько раз выходит на поверхность, чтобы пересечь узкие овраги между высокими хребтами.
Моё удивление усилилось благодаря тому, что двумя днями раньше мы проехали из Болоньи во Флоренцию по другой дороге, уходившей в туннель лишь на считанные минуты. Да, обойти горы здесь непросто. Но без проблем можно было бы проложить большую часть скоростной трассы по ровному месту.
Непроизвольно напрашивается сравнение расточительных итальянцев с не в меру экономными россиянами. В России может быть десяток или даже два десятка путей на вокзалах и сортировочных станциях. Но большинству железных дорог хватает единственного пути, на магистральных направлениях их два, в редчайших случаях три, но почти нигде не увидишь больше трёх. Где россияне ограничиваются установкой стрелок, итальянцы укладывают вплотную друг к другу сразу до десятка пар параллельных путей. До разветвления маршрутов может быть ещё очень и очень далеко, но никакая группа поездов не мешает остальным. Не придётся ни пережидать кого-то, ни снижать скорость по техническим условиям.
Теперь понятно, почему у Якунина электрички приносят только убытки?